Архив номеров

Безопасность и качество: вместе, а не вместо?

В России идет реформирование государственной контрольно-надзорной деятельности. Хорошо это или плохо? Вопрос далеко не праздный, как может показаться на первый взгляд. Ведь все реформы последних двадцати с лишком лет затевались, надо полагать, с самыми что ни на есть благими намерениями. Хотя в итоге мало о какой из них не скажешь: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Вот и нынешняя была запущена с благородной целью снижения нагрузки на бизнес. (Однако мы уже писали о том, что только за последний год упомянутая нагрузка еще больше возросла.) Проектный офис Аналитического центра при Правительстве РФ подготовил программу «Реформа контрольной и надзорной деятельности», согласно которой со временем все проверки компаний, работающих на потребительском рынке, будут носить заявительный характер, поскольку плановые действия показали малую эффективность. По данным Роспотребнадзора, из десяти внеплановых проверок в девяти случаях выявляют различного рода нарушения, а из десяти плановых — только в четырех. Но позвольте, если потребитель не заявит куда следует на потребляемый продукт и не инициирует соответствующую проверку, то как он может быть уверен в его безопасности и качестве? А для этого, отвечает Росстандарт, с 1 января 2017 года начался поэтапный запуск Национальной системы сертификации (НСС), в рамках которой производители «на принципах добровольной ответственности могут подтвердить соответствие качества изготавливаемой ими продукции и оказываемых услуг национальным стандартам (­ГОСТам)». Хорошо. Допустим, я (бизнес) пройду процедуру сертификации (заплатив, между прочим, кровно заработанные и немаленькие деньги). Поощрит ли государство мою официально подтвержденную добросовестность каким-либо образом? К примеру, предоставив преференции при участии в госзакупках? И поможет ли мне это избежать необоснованных проверок? Кстати, не станет ли заявительный принцип механизмом недобросовестной конкурентной борьбы и вытеснения с рынка? Ведь можно под видом недовольных потребителей завалить надзорные органы жалобами на потенциальных конкурентов, а повод оштрафовать практически любого предпринимателя всегда найдется. При этом не следует забывать, что система государственного контроля (надзора) выдвигает только одно требование — безопасность. В отличие от рынка, который наряду с безопасностью предъявляет требования еще и к качеству. Ответа на вопрос, как взаимно увязать эти требования, у авторов программы нет.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Стандарты и качество". Подписаться >>>

01.05.2018

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Business Excellence".
Подписаться >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU