Архив
Отзывы читателей

Business Excellence
На высокой руководящей должности просто не успеваешь следить за всеми тенденциями бизнеса и выбирать среди них значимые и полезные. Поэтому я читаю журнал Business Excellence. Его авторы умеют отличить важное от сиюминутного. А то, что многие статьи написаны при участии успешных топ-менеджеров и консультантов,...
Читать полностью

Николай Власенко, Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации экс председатель совета директоров ГК «Виктория»

Читать
Купить
Справочная

Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях

TwitterLivejournalПрофессионалы.Ру

Facebook Мы Вконтакте



Русская Школа Управления

Опрос
  1. Как вы относитесь к созданию национальных стандартов в области бережливого производства: «Основные положения и словарь» и «Требования к системе менеджмента бережливого производства»?
    41% Полностью одобряю: нужны оба стандарта
    21% Не слышал об этих стандартах
    18% Нужен только стандарт «Общие положения и словарь»
    15% Не одобряю
    5% Затрудняюсь ответить
Выставки в ЦВК Экспоцентр


02.07.2018

Человек — это центральное звено экономической системы

— Мы живем в непростое время, когда многие законы экономического и общественного устройства перестают работать. Где найти новые ориентиры? Из чего выстроить новый фундамент?
— Современное развитие мировой экономики характеризуется высоким уровнем сложности вследствие множества факторов, влияющих на ее структуру. Если очень кратко охарактеризовать концепцию любой экономической системы, то все сводится к распределению материальных благ. И, к сожалению, несмотря на стремление осмыслить происходящие перемены, наука так и не смогла определить общую цель экономики и единый экономический порядок.
Трудность нынешнего момента в том, что человечество не может восстановить экономику, пользуясь старыми принципами управления. Да и те показатели, которые разработаны в прежние времена, отражают свойства того времени. Вообще, показателем должно быть благосостояние народа, но выраженное не в долларах, а именно в благе. Это довольно масштабная тема, ей я посвятил несколько научных трудов, которыми, кстати, уже заинтересовался Болонский университет (Италия).
Кроме того, необходимо учитывать, что развитие интернета культивирует новый тип мышления и закладывает основы новой мировой экономической модели, основанной на массовом сотрудничестве. И это внушает определенные надежды. Я бы сказал, что в настоящее время развитие мировой экономики характеризуется ее переходом с уровня организации на уровень самоорганизации, что становится фундаментальной причиной эволюционного развития экономической системы.
Новое должно родиться из старого. Но, по утверждению Эйнштейна, «проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали». Прежде сознание человека как экономическую категорию в расчет не брали. Экономическую науку мало интересовали пути достижения человечеством духовного развития — в данном вопросе она не видела экономического содержания. Тем более науку не интересовал ответ на вопрос, как направить интеллектуальный потенциал человека на развитие себя и окружающего мира. Я же, напротив, уверен, что именно человек должен стать центральным звеном экономической системы.
— Кто, по вашему мнению, способен стать проводником столь глобальных изменений?
— Лидеры-творцы, профессионалы своего дела, с развитым сознанием. Чтобы соответствовать новым условиям, у современного лидера должны быть четыре качества: способность к созиданию, ответственность, профессионализм и мудрость.
— Как воспитать подобные качества? Сложно ли взрослого состоявшегося человека заставить учиться думать, размышлять, взвешивать?.. Анализировать, если угодно.
— Человек в своем стремлении совершенствоваться всегда хотел знать истинную природу успехов и неудач. И при современном, весьма широком спектре источников знаний найти ответы на свои вопросы, казалось бы, не так трудно. Но в действительности бессистемный набор знаний не может указать путь к успеху и благополучию. И лишь тщательный анализ причинно-следственных связей, при которых сам человек — просто объект микрокосмоса, имеющий физический и энергоинформационный аспекты, дает такую возможность и гармонизирует отношения людей с окружающим миром. Причем в самых разных сферах.
Я всю свою жизнь посвятил изучению взаимодействия человека с окружающей средой. Именно на это направлена моя научная деятельность. Помочь людям избежать отрицательного энергетического воздействия, возникающего чаще всего как раз по вполне объективным причинам, а также уйти от неизбежности событий — эти задачи и решает разработанная мною Теория Причинности, базирующаяся на признанных достижениях человечества в области философии, народной медицины Запада и духовных практик Востока. На мой взгляд, важнейшую роль должно играть не лечение, а профилактика, сохранение здоровья в силу использования духовных лечебных практик. Большинство органических заболеваний проходят бесследно при гармонизации сферы бытия человека. Душевные болезни исцеляются при восстановлении целостности личности.
За субъективные же аспекты поиска своего пути к гармонии ответственен сам человек. Он должен личностно созреть для этого. Мы лишь помогаем ему. И для достижения этой цели в Школе Причинности осваивается широкий спектр наук и искусств: философия, физика, филология, история, математика, психология, педагогика, экология, основы экономики, а также поэзия и литература, прикладное искусство, живопись…
Мы учим человека менять качество взаимодействий, чтобы в дальнейшем он смог легко перейти на наиболее оптимальный и благоприятный для него уровень проявления того, что в одних культурах называется кармой, в других — роком, в третьих — судьбой. И это становится реально достижимым, когда человек с открытой душой вступает в сотворчество с Вселенной. В этом я вижу главную задачу школы. Также важным положительным аспектом применения Теории Причинности будет являться в перспективе появление нового человека, человека-творца, в котором имплицитно присутствует умение создавать новое, способного принять творческий потенциал и претворять его в жизнь.
Технологические изменения ускоряют процессы, происходящие в мире. Хотя самое главное свойство новой цивилизации — ее человеческое измерение. Ее формирует человек с большой буквы. Новый мир формируют духовные свойства, которые он имеет возможность взрастить в себе. Это цивилизация не технологий, как принято считать, а цивилизация раскрытия духовной природы человека. Россия имеет все шансы стать лидером движения в этом направлении.
Если же говорить о более конкретных, видимых аспектах, то повсеместное применение знаний о причинно-следственных связях поможет в разрешении экологических проблем и восстановлении экологии окружающей среды, включая и гармонизацию проблемных участков дорог и геопатогенных зон. Следует развивать понимание и у предпринимателей, и у власти, что без заботы об экологии не может быть высокого качества жизни людей.
— Вы говорите об идеальной модели, которая, к сожалению, не может быть применена повсеместно. Как же быть, по каким направлениям следует совершенствовать образовательную сферу?
— Школа новой формации должна не столько давать конкретные знания, сколько формировать целостную личность, способную управлять собой и процессами вокруг себя, в том числе физическими. Надо развивать творческие начала в школьном и вузовском обучении. Важно также воспитывать духовность. Российская молодежь достигает высочайших результатов на международных олимпиадах, добивается признания и уважения по всему миру. Этот беспрецедентный творческий потенциал нашего народа необходимо развивать и дальше. Думаю, стоит обратиться к опыту советской системы образования и взять на вооружение лучшие ее наработки.
Советское образование было весьма качественным, начиная со школьного и заканчивая вузовским. В советской школе все было гармонично: математика, русский язык, литература, история, география, физика, химия, художественные дисциплины, физическое воспитание. Всё это подавалось детям в комплексе. К этой системе необходимо вернуться. Правда, тогда было маловато дисциплин, связанных с изучением природы. Такие предметы, на мой взгляд, целесообразно ввести в российской школе. А «методической» моделью может послужить опыт недавно открытого в Москве парка «Зарядье». Парк уже работает в этом направлении, и очень хорошо, что у детей и их родителей есть возможность в одном месте увидеть, насколько разнообразна природа нашей страны, и, как говорится, потрогать разнообразие руками. Это совсем другой уровень, нежели посмотреть красивую картинку в учебнике или же найти пространное описание в интернете.
Конечно, сегодня мы сталкиваемся с вызовами, которых не знала советская школа. Возьмем, к примеру, тот же интернет. Современной школе нужно найти ему альтернативу, сделать так, чтобы наши дети не проводили в сети слишком много времени. А если бы и обращались к интернету, то лишь для обучения.
Другой довольно острый для российской школы вопрос — это аттестация знаний учащихся. Я считаю, опыт внедрения ЕГЭ оказался противоречивым. Возможно, стоит пересмотреть поле применения этого экзамена, вернув в практику аттестации собеседования учителя и ученика. Для становления молодого человека это имеет гораздо большее значение, нежели получение сиюминутного результата тестирования.
Нелишне вспомнить о советском опыте и в отношении системы профессионального образования. Это была целостная система, где равное внимание уделялось как гуманитарным, так и техническим дисциплинам. Я, например, учился в вузе по инженерной специальности и помню, на каком высоком уровне нам преподавали философию — предмет на первый взгляд совсем не обязательный для инженеров-конструкторов. И теперь философию необходимо включать в вузовские программы подготовки будущих специалистов, независимо от их профиля.
Еще одна дисциплина, на которую стоит сделать упор в любом вузе, — русский язык. Считается, что к моменту поступления в вуз наши абитуриенты уже основательно его знают. На деле же мы имеем обратное: сегодня, к сожалению, очень мало молодых людей владеют русским языком на высоком уровне. А если человек не знает языка своей страны, он оторван от корней своего народа.
Нужно восстановить систему среднего профессионального образования. Конечно, мы не вправе рассчитывать на то, что все эти изменения приведут к тому, что выпускники вузов и колледжей выйдут из их стен высококлассными профессионалами. Как показывают мировые исследования, специалистами высокого класса становятся лишь 5% выпускников. Это касается любой отрасли. Остальные 95% молодых специалистов работают, что называется, на подхвате. Однако я считаю, что этим людям ничто не мешает стать крепкими профессионалами, хорошо изучив свое дело. Главное — создать им для этого стартовые возможности.
— Быть хорошими мастерами своего дела, а не казаться ими… Это сложно. Сегодня слишком много технологий, направленных на то, чтобы помочь людям выглядеть лучше в глазах окружающих — и в качестве личностей, и в качестве специалистов.
— Именно поэтому не менее важно развивать и культуру самообразования: человеку недостаточно знаний, которые он может получить от государства в рамках своих конституционных прав. Он должен всю жизнь учиться и заниматься саморазвитием.
В понятие «самообразование» я вкладываю глубокий смысл. Это непрерывный процесс постижения всего предыдущего опыта человечества — и духовного, и культурного. Только так рождается новая философия, новая ментальность — когда знания, приобретенные одним человеком, становятся достоянием других, достоянием всего народа. Как следствие, активируются созидательные процессы, просыпаются таланты у подрастающего поколения и у взрослых состоявшихся людей.
Люди часто под духовностью понимают набор каких-то знаний, начитанность, посещение музеев, театров и т.п. На самом деле в это понятие входят совершенствование себя, достижение мастерства в каком-либо деле, познание, нравственность и высокое искусство. Духовный рост связан с самосовершенствованием, что осуществляется познанием, наработкой мастерства и служением — отечеству, семье и человечеству в целом. Предпосылка одна — ответственность за себя, близких и за тех, кого ведешь по жизни.
Тем не менее на первом месте должен стоять профессионализм. Чиновник, да и любой другой человек, должен быть в первую очередь профессионалом, потому что духовное развитие — весьма непростая вещь. К нему следует стремиться каждому из нас. Однако, для того чтобы его достичь, требуются годы, человек должен пройти определенный путь, что-то осознать, от чего-то отказаться, чтобы потом обрести, — и на всё это нужно время. А профессионализм должен присутствовать здесь и сейчас. Вы знаете, есть люди, которые считают себя духовно развитыми, но ничего в этой жизни сделать «руками» не могут. Это говорит о том, что на самом деле духовности в таком человеке нет.
Кстати, снова обращусь к советскому опыту — к опыту подготовки лидеров, управленцев через школу, институт, комсомольскую организацию. Существовала очень хорошая система, которая давала людям профессиональные управленческие знания и навыки. Нам необходимо взять на вооружение и этот опыт. Сегодня шаги в этом направлении делаются на самом высоком уровне: проводятся слеты молодежи, по поручению президента идут общенациональные проекты по выявлению лидеров. На мой взгляд, это правильно.
— Каким, по вашему мнению, будет новый экономический строй, который создадут профессионалы и лидеры нового типа?
— Это будет экономика, похожая на самодостаточную семейную структуру, то есть разумное производство и потребление, основанное на том, что человек, довольствуясь имеющимся, отказывается от спекулятивных потребностей. Кроме того, понятие ВВП — валовый внутренний продукт — уходит в прошлое. Многие экономисты говорят, что это не тот критерий, по которому следует оценивать экономику, и я тоже так считаю. Что вместо ВВП? Наверное, обеспеченность народа всем необходимым. А то, что сверх необходимого, — роскошь.
Самое главное — экономика должна быть нацелена на служение, а не на набивание карманов. Однозначно не должно быть сверхпотребностей и поклонения золотому тельцу. Жажда потребления — эрзац настоящей самореализации человека. Его истинная самореализация — в служении другим, что, в свою очередь, подразумевает свободу и ответственность. Причем не следует путать свободу и вседозволенность. Человек свободен в своем выборе, но при этом он должен быть ответственным взрослым, а не капризным ребенком. Проблема нынешней демократии — в незрелости человека.
На мой взгляд, следует разделять свободу истинную — свободу в целеполагании, свободу от страстей — и свободу ложную: свободу в потворстве страстям, низменным чувствам, свободу как отсутствие препятствий в деградации. В «Китайской книге перемен» есть ситуация номер четыре — она называется «недоразвитость». Недоразвитость во всех сферах приводит к очень плохим последствиям. В моем понимании, это своего рода антитеза духовному развитию. Вернее, это отсутствие стремления к духовному развитию. И отсутствие стремления повышать свое мастерство в той области, которую вы избрали. И уход в закрытые мирки и, если позволите, даже в интернет.

Василий ГОЧ

Родился в 1953 г. в селе Великое Вербче Ровенской области Украины. С отличием окончил Севастопольский судостроительный техникум, затем — приборостроительный институт и аспирантуру. Три года работал инженером-конструктором в Северодвинске, позже возглавлял электромеханическое отделение Севастопольского судостроительного техникума.
Научный руководитель Школы Причинности, доктор биологических и технических наук, доктор наук в современном языкознании, профессор лингвистики, почетный профессор Международного Венского университета, почетный доктор Международного университета франкоговорящих (Брюссель — Женева), действительный член семи академий наук.
Почетный генеральный директор Международного биографического центра (IBC, Кембридж, Великобритания). Кавалер Рыцарского ордена великого магистра ла Валетта.

— Это тоже своего рода вызов… Кстати, какой смысл вы вкладываете в выражение «жизнь бросает вызов»? Если вызов брошен, как на него ответить?
— За примером далеко ходить не надо. Я имею в виду антироссийские санкции. Они выявили слабые места отечественной экономики и тем самым дали возможность эти слабости ликвидировать. Посмотрите, насколько активно стали развиваться молочная и мясная промышленность, сельское хозяйство, птицеводство в частности… Вот они — реальные результаты политики импортозамещения.
— В таком случае что же мешает развитию в нашей стране культуры предпринимательства?
— Исследователи отмечают, что идея глобализма терпит крах. Проявились проблемы, связанные с недоразвитостью человека в целом и неразвитостью культуры предприимчивости. Необходимо также учитывать трансформации, происходящие в мире, которые несут как новые возможности, так и новые опасности. Сложившиеся деловые условия не могут не затрагивать перемены, происходящие в мире. Меняется всё — не только климат в прямом смысле слова, но и климат социальный и экономический.
Тем не менее по большому счету ничего не мешает. Многие грешат на бюрократизм, но я этой проблемы не вижу. Есть нормальное взаимодействие, чиновники вполне профессиональны, работают весьма корректно. Работа чиновников очень важна. Их задача, кроме прочего, — препятствовать недобросовестной предпринимательской деятельности, недобросовестной конкуренции.
В определенной мере мешают недоразвитость, о которой я только что упоминал, необразованность. Хотя, если человек открыт к изменениям, это легко исправить. Те, кто идет в бизнес, должны быть готовы к изменениям. Чтобы реализовать стратегические перспективы, требуется высокий уровень развития самосознания. ­Понятно, что всех вывести на такой уровень не удастся. Но значительную часть сограждан можно и нужно, и здесь велика роль образования.
Дух предпринимательства в нашей стране достаточно высок, в том числе дух глобального предпринимательства. Не вижу большой беды в том, что люди уезжают делать бизнес в другие страны. Однако роль предпринимателей в жизни своей страны, безусловно, велика. Это наиболее активная часть общества, и им важно понять и реализовать себя в форме служения и обществу, и коллективу своего предприятия. И, опять-таки повторюсь, выбор духовного ориентира весьма важен для любого человека, но в первую очередь — для талантливого, каковыми являются хорошие бизнесмены.
Увы, не у всех это получается, не все к этому стремятся. Крупный бизнес зачастую от народа оторван. А малые и средние предприниматели как раз предрасположены к служению. Конечно, олигархи делают в финансовом выражении больше, однако им, на мой взгляд, не хватает методологии преображения.
Предприниматель может пойти по пути познания, а может «пойти в офшоры». Если он не видит перспектив своего дела и в самом себе не видит потенциала, то станет искать разные хитрости, ухищрения. Это уход от ответственности и в итоге просто-напросто воровство.
— Так какими личными качествами должен обладать хороший предприниматель и руководитель? Каких этических норм он обязан придерживаться? В чем именно должно заключаться его служение?
— Велика ответственность предпринимателя перед сотрудниками и обществом. Создавая рабочие места, он дает людям работу, обеспечивает налоговые поступления в бюджет. Помните? Ты в ответе за тех, кого приручил. Таким образом, он обязан отвечать за тех, кого привлек в свой проект, чье благосостояние зависит от него. Не должно быть отношения к людям как к ресурсам: глава фирмы — отец родной для своего коллектива. Задачи, которые должен решать предприниматель в отношении своего персонала, — просвещение, проверка профессионального мастерства и помощь в его повышении. Так на практике реализуется ответственность за развитие сотрудников, за выбор ими именно этого пути.
И, конечно же, необходимо выстраивать честную политику взаимоотношений с партнерами и клиентами. Не должно быть отношений с покупателями по принципу сообщающихся сосудов: я получаю, ты теряешь. Важен принцип взаимной пользы.
Также, на мой взгляд, важное значение имеет меценатство. Это дело очень нужное. Еще в «Книге перемен» сказано, что если ты помогаешь другим, то и твои дела идут лучше. Хотя совершать добрые дела следует не для пиара, не нужно трубить о них повсюду. И надо помнить, что помощи должно быть не меньше, но, главное, и не больше, чем требуется. Иначе это развращает. Человек перестает стараться, прикладывать усилия.
— Многие поначалу берутся за какое-либо дело, а потом бросают со словами: «Не мое это». У вас так было или вы сразу нашли «свое»?
— Предприниматели — особый класс, более активный, позитивный. Люди, которые себя ищут и, как правило, находят. Каждому следует искать свой путь. При этом нужно помнить, что мы никогда не знаем заранее его свойств — тернист он или усыпан лепестками роз. Лично для меня в самом начале поиск собственного пути был как прыжок в пропасть. А потом я обнаружил этапы, по которым этот путь возможно отслеживать. И, главное, преодолевать шаг за шагом.
Первый этап — это дело. Иногда спрашивают: может, работу бросить, она плохая? И я отвечаю: если она вам дана, значит, это начало пути. А бросить вы сможете тогда, когда научитесь в совершенстве выполнять свое дело. И социум двигает таких людей дальше. Не через трупы пробраться по карьерной лестнице, а чтобы общество само выдвинуло.
Второй этап — вера. Вера и дело связаны между собой.
Третий этап — познание. Оно требует совершенства веры. Не должно быть сомнений ни в чем.
Четвертый этап — это когда человек выступает творцом с большой буквы. Он возникает как результат прохождения предыдущих этапов. Для бизнеса, предпринимательства такой человек становится самодостаточным.
В эпоху перемен очень важно стать самодостаточным.

Теги: Business Excellence

Автор: В. Гоч.
Рубрика: Персона

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Business Excellence".
Подписаться >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU



ЗАО Мультифильтр - Промышленные воздушные фильтры Рейтинг@Mail.ru