Архив номеров

Где деньги, брат(ь)?

Минувшим сентябрем закончились корректировка и внесение в правительство проектов государственных программ, направленных на обеспечение майского указа президента о стратегических задачах развития на период до 2024 г. Согласно этому документу Россия по окончании обозначенного срока должна будет войти в пятерку крупнейших экономик мира. Очевидно, что для реализации столь амбициозных задач необходимо изыскать немалые средства. Откуда же взять деньги? Увеличение с 2019 г. налога на добавленную стоимость с 18 до 20%, по расчетам экономистов, должно ежегодно привлекать в бюджет дополнительные 600–750 млрд руб. Этого явно недостаточно. Кроме того, в указе недву­смысленно ставится задача по повышению качества роста экономики, а оно, скорее всего, напротив, ухудшится. Судите сами: основное бремя возросшей налоговой нагрузки ляжет на отрасли с высокой добавленной стоимостью, но в таком случае что может заставить их работать с прежними трудозатратами, возросшими финансовыми издержками (потому что расходы контрагентов тоже возрастут), но получать при этом меньше? Иными словами, что подвигнет обрабатывающие отрасли и далее активно генерировать добавленную стоимость, теперь уже пятая часть которой будет попадать не в бюджет организации-производителя, а в государственный бюджет? В результате их вклад в экономический рост уменьшится, и нашей стране вряд ли удастся в ближайшее время отойти от сырьевой модели экономики. Кроме того, состоявшееся в сентябре повышение Центробанком ключевой ставки повлечет за собой увеличение процентных ставок по кредитам для реального сектора, а они и без того значительно выше, чем в других странах (это, кстати, сильно ухудшает конкурентоспособность российских экспортеров на мировых рынках). Уменьшение спроса на кредиты со стороны бизнеса, в свою очередь, также ведет к замедлению темпов и снижению качества роста экономики, поскольку заемные средства, без которых невозможны долгосрочные инвестиции в модернизацию основных фондов и проекты развития, станут для промышленных предприятий еще недоступнее. Снижение инвестиционной активности уменьшает и без того невысокий интерес бизнеса к вложениям в социальную сферу или инфраструктуру, к которым относится большинство положений указа. Однако, полагаю, именно привлечение средств в рамках государственно-частного партнерства могло бы действительно способствовать началу реализации национальных проектов. Только для этого следует наконец уже не на словах, а на деле начать процесс дерегулирования и снятия избыточных барьеров и ограничений. Тогда и деньги пойдут в экономику, и рост будет такой, какой надо.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Стандарты и качество". Подписаться >>>

01.10.2018

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Business Excellence".
Подписаться >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU