Архив номеров

Мы готовы учить не только для себя, но и для всех

Сегодня «Институт Эксперт» — это кузница кадров для МРТ-центров по всей России. В процессе обучения используются авторские программы подготовки врачей МРТ-диагностики, организованы очные и дистанционные курсы повышения квалификации, аккредитованные Минздравом России. Институт активно сотрудничает с образовательными и профессиональными организациями, участвует во всех значимых событиях в области лучевой диагностики. В нашей беседе специалисты этого учреждения рассказывают о своей работе.

Таисия Кульнева,
врач-рентгенолог консультативного центра «МРТ‑Эксперт», заведующая отделением развития лечебного звена, преподаватель кафедры лучевой диагностики НОУ ДПО «ИПКМК», руководитель научно-исследовательской лаборатории «Института Эксперт»:
Один из основных проектов, которые мы сейчас курируем, — обслуживание, консультирование и поддержка удаленных медицинских центров. Существует огромное количество центров, испытывающих дефицит докторов-рентгенологов, компетентных в МРТ-диагностике. На месте есть томограф, грамотный лаборант, проводящий исследование, но нет узкого специалиста, который смог бы квалифицированно оценить и интерпретировать увиденную картину. Чтобы пациенты не оставались без помощи, мы организовали целое отделение докто­ров, которые дистанционно, через интернет, занимаются именно такой работой. Врачи посредством различных видов связи могут пообщаться с пациентом, оценить все необходимые изображения и оказать помощь диагностам в постановке заключения. Для этого нами разработаны специальные web-решения для обеспечения защищенного канала связи между пациентом и врачом. Так в любой точке России можно получить полноценное заключение специалиста и рекомендации по дальнейшей диагностике.
Дарья Полякова,
врач-рентгенолог, ­главный врач ООО «МРТ-Эксперт 
Новосибирск», член ­правления СРО «Ассоциация врачей МРТ-диагностики», руководитель службы главных врачей диагностических центров «МРТ-Эксперт»:
Суть контроля качества в медицине заключается в том, что есть некий стандарт, некие рекомендации, которые врач должен применять в своей работе, а также в оценке того, использовал он их или нет и насколько правильно это делал. Проблема МРТ заключалась в том, что эта узкая часть лучевой диагностики, несмотря на достаточно долгое существование, не имела своих стандартов. Ежедневно в наших медицинских центрах — а их сейчас уже больше сорока — работает более 200 врачей, проходит до тысячи исследований в день. Есть свой институт, собственная огромная база исследований, сформированная за более чем 10 лет существования нашей группы компаний. Зачастую врач страдает от того, что вынужден подчиняться условным правилам, которые не приносят пользы ни ему, ни клиницисту, ни пациенту.
Поэтому мы разработали собственные стандарты, включающие в себя правила для всех участников процесса: как подготовиться к исследованию пациенту, как грамотно провести исследование лаборанту, как должен описать результаты врач. В наших новых стандартах каждое действие для каждого участника процесса разложено по полочкам. Собирая унифицированные сведения в общую базу, мы можем теперь анализировать динамику, отслеживать статистику — скажем, заболеваемости по регионам. Можем сравнивать, анализировать и прогнозировать данные. На основании данных стандартов разработаны критерии, отвечающие за медицинский риск, за здоровье пациента.
Мы всегда проводили контроль наших врачей, но результаты такого контроля не удовлетворяли. Раньше существовал целый отдел, который занимался проверками. Это очень трудозатратно, дорого, неудобно, а систематизировать и анализировать полученный материал в последующем практически невозможно. Тогда мы разработали собственные четкие критерии, ввели ежемесячную тотальную проверку всех врачей, максимально ее автоматизировав, создали web-интерфейс через защищенный канал, где врач может видеть свой так называемый чек-лист с конкретными указаниями на ошибки и последующими рекомендациями по тем тематикам, которые ему нужно изучить более глубоко.
Для роста и повышения компетенции докторов наш институт создает учебные модули, программы непрерывного медицинского образования. Проводятся вебинары, давая врачам возможность не только повышать уровень своих знаний, но и общаться с лучшими специалистами. Для повышения квалификации медицинских кадров в группе наших компаний существует собственный институт дополнительного профессионального образования, имеющий официальную лицензию. Стандарты, разработанные нами в нашей специальности, готовятся сейчас к выпуску в виде отдельной книги, которая могла бы стать настольным пособием как врача, так и всех действующих лиц МРТ-центра — и начинающих, применяющих эту информацию в практических целях, и опытных врачей для их сложных исследований.

СПРАВКА

Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации ме дицинских кадров» («Институт Эксперт») Институт повышения квалификации медицинских кадров для специалистов МРТ-диагностики. Начинал свое станов ление в качестве корпоративного университета группы ме дицинских компаний «Эксперт» (ГК «Эксперт»). Основное направление деятельности — обучение специалистов для проведения МРТ-диагностики. Выпускники работают более чем в 40 регионах России. База обобщенного клинического опыта — более 500 тыс. МРТ-исследований в различных нозологических группах. С 2016 г. совместно с Ассоциацией врачей МРТ-диагностики проводятся очные и дистанционные образовательные мероприятия, аккредитованные в системе непрерывного медицинского образования (НМО) по тематикам МРТ- и КТ-диагностики. Лекторами выступают признанные специалисты в области лучевой диагностики.


Сергей Касьяненко,
и.о. заместителя директора по социальному развитию и связям с общественностью «Института Эксперт»:
Профессиональное образование сейчас находится на стадии перехода от системы сертификации к системе аккредитации. Окончательные версии того, каким образом будет далее происходить профобучение, до сих пор не оглашаются на уровне исполнительной власти.
По еще существующей системе врач, окончив медицинский вуз, раз в пять лет должен подтверждать свой сертификат. Для этого нужно в конце срока действия сертификата зачислиться на курсы повышения квалификации продолжительностью один-два месяца на кафедре какого-либо вуза по своей специальности. За такой срок не самого эффективного обучения повысить профессиональный уровень невозможно, и такое обучение превращается в условную формальность для получения нового сертификата, но не новых знаний. Врачам крупных городов гораздо проще — здесь проводится огромное количество других образовательных мероприятий. Доктора, которые проживают на периферии, такой возможности лишены.
Необходимость создания новой системы непрерывного образования созрела очень давно. Если же частное образовательное учреждение еще и выходит на рынок образования медицинских кадров, его держат на особом прицеле. Любой курс, любой продукт, каждый документ или страницу сайта проверяют гораздо тщательнее и жестче, чем государственное учреждение. Опыт, сформированный сотрудниками института за более чем десятилетнюю практику, позволяет заявить, что мы знаем, как сделать самостоятельно образовательный продукт, и можем предоставить его на оценку любому проверяющему органу.
Человек, получающий дополнительное образование, имеет возможность либо освоить новую специальность, пройдя курс переподготовки, либо повысить свой уровень в уже имеющейся. В зависимости от этого есть два вида образовательных продуктов. Мы предоставляем такие курсы — и по переподготовке, и по повышению квалификации. Нужно идти в ногу со временем, внедряя инновационные формы непрерывного медицинского образования. Каждому врачу рекомендовано набрать по новой системе непрерывного медицинского образования 50 баллов за год: 36 — за учебные курсы на базе образовательных учреждений, в том числе с использованием электронных платформ для обучения, и 14 — за очные мероприятия: конференции, мастер-классы, семинары, школы. Нам дороги наши специалисты, мы хотим участвовать в таких программах, будь они государственные или же подготовленные нами самими. Форматы обучения в нашем институте разные: и очное, когда доктора приезжают к нам в Воронеж, и дистанционное на базе электронных систем, включающее семинары, вебинары, а также выездные сессии в других регионах. Кроме того, мы уже в полной мере участвуем в новой системе НМО, создавая сами необходимые продукты для своей аудитории, а наши преподаватели принимают участие в мероприятиях и учебных курсах других образовательных учреждений —для того, чтобы всегда «быть в форме», поддерживать высокий уровень компетенций.


Таисия Кульнева:
Мы начинали с того, что готовили сотрудников только для себя, для своей компании. Постепенно увидели, что качество нашего обучения очень высокое: доктора, отучившиеся у нас, очень ценились и были нарасхват в других организациях. Мы также поняли, что для врачей, которых обучаем, необходимо четко прописать всё вплоть до малейшей детали. Стандарты же всегда прописывает профессиональное сообщество, и, значит, нам нужно организовать собственное сообщество и не ждать, когда правила пропишет для нас кто-то другой. Стали собирать вокруг себя всех активных, инициативных, неравнодушных, формировать рабочие группы. Так был создан наш сайт со стандартами, расписанными до последнего пункта.
Сергей Подвязкин,
специалист Ассоциации врачей МРТ-диагностики:

На портале есть и обширная научная база, и раздел «Консилиум», где доктор в любом часовом поясе России может запросить консультацию — и получить ее максимум в течение суток. Можно анонимно загрузить данные и получить ответ. Есть раздел «Документы», где подробно сформулированы и выложены стандарты проведения и описания процедур, ведь на каждую часть человеческого организма они свои. Очень важно при этом то, что наша ассоциация — единственная организация в данной сфере в России, имеющая статус саморегулируемой. Это значит, мы можем разрабатывать и прописывать для себя такую документацию, стандарты и правила врачебной деятельности МРТ‑диагностики, самостоятельно осуществлять контроль качества. По каждой рубрике документы структурированы и находятся в открытом доступе, так что любой врач может ими воспользоваться.
Таисия Кульнева:
Разработанные авторские программы зарегистрированы, а институт лицензирован. Теперь мы готовы учить специалистов не только для себя, но и для всех. Одно из самых первых правил, которые мы приняли, — учить всех одинаково хорошо. Обучающиеся для нас — не конкуренты, которые потом станут работать в других центрах, а коллеги, с которыми мы будем консультироваться, обсуждать правила, стандарты и сложные случаи.

Подготовила Ольга Андреева,
заместитель главного редактора
журнала Business Excellence

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Стандарты и качество". Подписаться >>>

01.10.2018

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Business Excellence".
Подписаться >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU