Архив номеров

Диплом есть. Квалификации не наблюдается

Не дает мне покоя майский указ президента. В прошлом номере я задалась вопросом, где брать деньги на реализацию его положений. Теперь же меня осенило: деньги деньгами, но кто будет на практике претворять в жизнь идеи национальных проектов? Отвечают ли компетенции нынешних участников рынка труда современным вызовам и задачам высокотехнологичного развития экономики? Думаю, вряд ли. Особенно это касается тех, кто получил образование за последние 20 лет. Как правило, диплом у них есть, а вот соответствующей квалификации не наблюдается. Более того, не наблюдается никакого желания регулярно совершенствовать свой профессиональный уровень. Общеизвестно, что среди развитых стран Россия ходит отнюдь не в лидерах по включенности в систему дополнительного профобразования. Да, исполнителями указа заявлены соответствующие министерства, ведомства и госкорпорации. Но ведь, например, повышать производительность труда будут конкретные люди, обладающие определенной осведомленностью о том, каким образом это надо делать.
Собственно, что такое квалификация? Это набор необходимых знаний, навыков и компетенций работника, прописанный в профессиональном стандарте. И, что очень важно, требующий регулярного подтверждения. Ведь проходят же соответствующую процедуру врачи и учителя, потребителем услуг которых является общество в целом, так почему же отдельно взятый потребитель-работодатель должен быть менее уверен в компетентности, к примеру, своего бухгалтера или аудитора? Вполне возможно, со временем ситуацию удастся переломить — если получится воспитать у работодателей культуру спроса на подтвержденные квалификации, а у работников — культуру их подтверждения. Тем более что за последние годы уже неоднократно звучали призывы рассматривать систему профессионального образования с учетом требований рынка труда, чтобы наконец найти консенсус между запросами бизнеса и возможностями тех, кто непосредственно занимается подготовкой кадров. К сожалению, барьеров на этом направлении по-прежнему много. Скажем, если некая организация захочет участвовать совместно с профильным колледжем в подготовке специалистов, то она должна иметь те же самые лицензии, что и образовательная организация. Какой работодатель согласится на это?
Тем не менее работа по формированию и отладке системы независимой оценки квалификаций началась, и надеюсь, что так, как было прежде, уже никогда не будет. Ведь главное — найти механизм, который поможет сделать все уровни профессионального образования как можно лучше.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Стандарты и качество". Подписаться >>>

01.11.2018

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Business Excellence".
Подписаться >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU