01.10.2018 Применение стандартов в области систем менеджмента

01.10.2018 В стране и мире — коротко о важном

01.10.2018 «Стандарты на системы менеджмента должны основываться на реальных процессах организации»
По сложившейся в России практике интегрированную систему менеджмента (ИСМ) организации формируют на основе трех международных стандартов по системам менеджмента — качества, экологической безопасности и охране труда. Однако существуют и альтернативные подходы к пониманию и построению ИСМ. О таком подходе рассказывает один из разработчиков стандартов ISO 9000 и ISO 9001, управляющий директор консалтинговой компании AEConformity Pty Ltd Алекс Езрахович (Австралия).

01.10.2018 Процессы интегрированной системы менеджмента промышленного предприятия
В статье приводится пример классификации и группировки процессов интегрированной системы менеджмента (ИСМ) крупного промышленного предприятия, которая соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015 и ГОСТ Р ИСО 14001—2016.

01.10.2018 Управление качеством в вертикально интегрированных структурах. Система показателей СГК
Статья продолжает цикл публикаций, посвященных управлению качеством в вертикально интегрированных структурах (ВИС) — холдингах, корпорациях, концернах — на основе системы гарантии качества (СГК). В предыдущих статьях [1—4] был рассмотрен механизм управления качеством в ВИС, основанный на оценке рейтинга функционирования системы менеджмента качества (СМК) организаций. В настоящей статье рассмотрим принятую в СГК систему показателей, включающую рейтинг функционирования, а также подход к ее построению.

01.10.2018 Целесообразно ли создавать отдел внутренней экспертизы проектов в проектной организации?
На качество проектной (рабочей) документации и, как следствие, на безопасность объектов строительства оказывает негативное влияние конфликт интересов, который существует в проектных организациях между исполнителями и проверяющими проектные решения. Это приводит к тому, что в ущерб качеству решаются вопросы сроков выпуска проектной документации. Предложения статьи об организации подразделения внутренней экспертизы проектов аправлены на решение этой проблемы. 

Уважаемые коллегии! Приглашаем Вас к дискуссии по актуальным проблемам менеджмента качества. Будем рады, если Вы поделитесь своим опытом с другими читателями нашего журнала!

01.10.2018 Процессная модель качества системы управления: от моделирования к практике
Такие понятия, как качество продукта, качество услуги или сервиса, качество жизни, рассматриваются достаточно широко, но недостаточно внимания уделяется качеству системы управления (СУ), от которого во многом зависят предыдущие понятия. Известно, что результат функционирования СУ любого иерархического уровня, коим является управленческое решение, определяет результат деятельности управляемой системы. В статье представлен алгоритм оценки качества системы управления организацией, функциональной подсистемой, процессом, операцией.

01.10.2018 Как выбрать лучший объект среди конкурентов? Оценка качества альтернатив. Часть 1
Для выбора лучшего товара среди конкурентов оценим их по критериям «качество» и «конкурентоспособность», используя универсальную методику, которая позволит объективно ранжировать конкурентов и выбрать лучшего. Узнаем критерии оценки объектов и протестируем метод количественной оценки качества, позволяющий объективно ранжировать сравниваемые объекты.

01.10.2018 Не переборщить с рисками! Главный риск при внедрении СМК на основе стандарта ISO 9001:2015
В настоящее время подходит к концу переходный период адаптации систем менеджмента качества к новой версии стандарта ISO 9001:2015 [1]. Одна из проблем, которая встречается почти на каждом предприятии при применении новых требований стандарта, связана с непониманием принципа работы с рисками, а именно философии реализации принципа риск-ориентированного подхода.

Уважаемые коллегии! Приглашаем Вас к дискуссии по актуальным проблемам менеджмента качества. Будем рады, если Вы поделитесь своим опытом с другими читателями нашего журнала!

01.10.2018 Цикл НОРД
Согласно концепции одного из основоположников современной американской военной стратегии Дж. Бойда, при взаимодействии двух конкурирующих систем их деятельность может быть представлена в виде цикла OODA (observation, orientation, decision, action) с многократным повторением петли действий. Фактически имеет место развитие ситуации по спирали, на каждом витке которой происходит взаимодействие с внешней средой и воздействие на противную систему. В модели реализуется принцип обратной связи, в соответствии с которым часть информации с выхода системы подается на ее вход, чтобы уточнить или скорректировать развитие системы на следующих витках взаимодействия.
Модель цикла OODA впервые была представлена в 1976 г. В отечественных публикациях ей присвоено название «Петля (цикл) НОРД» (наблюдение — ориентация — решение — действие). Хотя петля OODA, или петля Бойда, изначально родилась для военных применений, впоследствии эта модель с успехом стала применяться для моделирования деятельности и принятия решений в бизнесе, политике и социологии. Особенностью стратегического мышления Дж. Бойда является то, что он рассматривал военные конфликты как события, развивающиеся в трех измерениях: сознание — пространство — время, придавая именно фактору времени исключительное значение. Практика показала, что идеи Бойда оказались полностью применимы в ситуациях конкурентной борьбы.
Для достижения конкурентных преимуществ необходимо быстрее, чем конкурент, пройти свой цикл петли или попасть вовнутрь петли OODA противника и остаться там. Когда вы делаете эти переходы быстро, вы занимаете активную позицию и можете использовать в своих интересах возможности конкурентов, даже еще не осознавая это. Бойд называет это «действием внутри петли OODA вашего противника». Здесь ваши конкуренты движутся слишком медленно и просто реагируют на изменения окружающей среды. В отличие от этого, вы работаете на опережение, нанося удары и заставляя их реагировать на вас.

01.10.2018 Оценка надежности аппаратуры автоматики и телемеханики, прошедшей ремонт

01.10.2018 О деятельности по проектированию и разработке при покраске продукции
Уважаемые эксперты!
Наше подразделение является филиалом большой компании и производит несколько видов продукции по конструкторско-технологической документации, разработанной в центральном офисе. Сама продукция выходит под маркой материнской компании. В настоящее время мы заканчиваем разработку СМК по модели
ГОСТ Р ИСО 9001—2015, и у нас возник спор относительно правомочности неприменения в ней ряда его требований.
Дело в том, что для покраски готовой продукции мы используем установленные в документации цвет и марку краски, а сама покраска осуществляется вручную с помощью пневмораспылителей с последующей сушкой в сушильном шкафу.
Недавно к нам обратился заказчик, который хотел получить партию продукции, которая была бы покрашена в определенный цвет и краской другой марки, которые не совпадают с установленными для этого изделия его разработчиками. Мы выяснили, что характеристики адгезии (сцепляемости), стойкость и режим нанесения этой краски на поверхность аналогичны свойствам той краски, которую мы использовали для данного изделия ранее. А режим сушки хотя и отличается от ранее применявшегося, но вполне обеспечивается техническими возможностями сушильного шкафа.
Мы применили нужную краску, ничего не меняя ни в конструкции изделия, ни в технологии изготовления, кроме указания на применение краски новой марки и изменение режима (температуры и длительности) сушки. Данный заказ был выполнен и принят без замечаний.
А проблема вот в чем. Ранее мы не разрабатывали выпускаемую продукцию, поэтому считали, что имеем все основания не применять в СМК требования раздела 8.3 ГОСТ Р ИСО 9001—2015 «Проектирование и разработка продукции и услуг».
Однако после упомянутого случая некоторые из нас посчитали, что, поскольку для исполнения этого заказа нам пришлось внести изменения в содержание конструкторско-технологических решений, мы фактически осуществили деятельность по проектированию и разработке. Поэтому отказ от применения в СМК требования раздела 8.3 был бы необоснованным.
Просим экспертов разъяснить: осуществляли ли мы при исполнении данного заказа деятельность по проектированию и разработке?
Заранее благодарим за ответ.

01.10.2018 Пищевая безопасность — тенденция времени
Что такое ХАССП? Какие требования предъявляет технический регламент Таможенного союза к произво­дителям? За что штрафует Роспотребнадзор и как этого избежать?

03.09.2018 Компании и персоналии номера

03.09.2018 Сервисная модель организации производства

03.09.2018 Оптимизация для достижения успеха
Оптимизация технического обслуживания и ремонта позволяет уменьшить складские площади, высвободить средства, вложенные в малорентабельный товар, и за счет увеличения оборачиваемости товарных запасов получить дополнительную прибыль.
Редакция журнала «Методы менеджмента качества» проконсультировалась со специалистами компании «Простоев НЕТ», проанализировала мировой опыт и подготовила для читателей практические рекомендации о том, как это сделать.

03.09.2018 Размышления непрофессионалов о профессиональном стандарте и опыте его использования
Статья написана непрофессионалами в области систем менеджмента качества (СМК) вообще и стандартов ISO серии 9000 в частности. Однако в процессе изучения стандартов и прохождения сертификации на соответствие им у авторов появились некоторые мысли, сомнения и предложения, которые могут оказаться интересными и полезными для читателей журнала.

03.09.2018 Вероятностно-статистическое моделирование в вопросах цифровизации процессов управления конкурентоспособностью
Повышение эффективности менеджмента в условиях глобализации и ускорения научно-технологических процессов должно стать одним из ключевых приоритетов развития российской экономики в ближайшие годы. Недостаточная эффективность и качество управления является наиболее важной причиной отставания по ключевым индексам: производительность труда, конкурентоспособность и качество продукции и услуг.

03.09.2018 Презумпция ответственности в системе гарантии качества
Статья продолжает цикл публикаций, посвященных управлению качеством в вертикально интегрированных структурах (ВИС) — холдингах, корпорациях, концернах. В предыдущих статьях [1—3] были рассмотрены терминология, замысел, принципы и подходы к управлению в системе гарантии качества (СГК). Перейдем к вопросам распределения ответственности во взаимоотношениях между управляющей компанией (УК) ВИС и организациями.

03.09.2018 Особенности формирования чек-листов при проведении аудитов второй стороны
Одним из достаточно сложных практических вопросов организации и проведения аудитов второй стороны является составление опросников для предварительного анкетирования и сбора информации о провайдере.
Оценивание поставщиков и собственных рисков партнерства напрямую связано с объемом и достоверностью информации о поставщике. В статье рассмотрены проблемы составления чек-листов и особенности их дальнейшего использования.
Данный материал продолжает тему проведения аудитов второй стороны, которая обсуждалась в предыдущем номере журнала.