Архив
Отзывы читателей

Благодарность
Здравствуйте, уважаемая редакция.
Спасибо за статьи:

  • о разных подходам к определению результативности СМК организаций,
  • о менеджменте рисков;
  • "Внедрение СМК на электровагоноремонтном заводе"

Читать полностью

Читать
Купить
Справочная

Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях

TwitterLivejournalПрофессионалы.Ру

Facebook Мы Вконтакте



Бюро Веритас Россия
Стандарты, обучение, тестирование, оценка и сертификация. BSI Group
Русская Школа Управления
PR в секторе B2B

Опрос
  1. Какие вы используете средства для мотивации сотрудников?
    37% Денежные премии и иные способы материального вознаграждения
    29% Ни одно из перечисленных
    18% Все перечисленные
    13% Использование интересов и увлечений сотрудника в профессиональной деятельности
    3% Конкурсы, соревнования с выдачей грамот, размещением фото на доске почета и т. п.
Выставки в ЦВК Экспоцентр


ГлавнаяЖурналы → «Методы менеджмента качества»
01.12.2017

Лестница благополучия (окончание)

Тема развития систем управления на предприятии остается актуальной в течение нескольких десятилетий, тем не менее идеи управления качеством не стали национальной идеологией россиян в отличие, например, от японцев или европейцев. Парадокс в том, что именно наша страна, намного опережая экономически развитые державы своего времени, внесла решающий вклад в развитие системного менеджмента, оттачивая управленческие модели в тяжелые годы довоенной и военной индустриализации. Именно наша страна явилась инициатором создания Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization — ISO). Чем же объяснить равнодушие современных руководителей к внедрению на предприятиях бесспорно выигрышных систем менеджмента качества (СМК)? Ответ, скорее всего, кроется в непонимании того, что собой представляют такие системы. Отношение большинства руководителей к внедрению СМК можно охарактеризовать фразами: «Лишний штык не повредит» или «СМК — это что-то полезное и модное, но совсем необязательное для нашего предприятия». Попробуем разобраться, что такое СМК и какова ее роль в современной экономике.

Начнем с простого вопроса: что является элементарной частицей СМК? Согласитесь, звучит, по меньшей мере, странно. В реальности мы не видим никаких элементарных частиц на наших предприятиях. Однако законы мироздания едины для всех, и элементарные частицы есть у любой макросистемы. Клетка — элементарная частица организма, несущая в себе информацию о макротеле, молекула — элементарная частица химического вещества, дерево — леса, пиксель — изображения и т. д. Любое здание состоит из кирпичиков, а город — из зданий. Поэтому разговор об элементарной частице СМК вполне оправдан. От понимания того, что является ее элементарной частицей, зависит то, каким будет построенное нами здание. Курсанты на лекциях чаще всего на поставленный вопрос отвечают, что «элементарная частица СМК — это «сотрудник», или «оборудование», или «здание». Вариантов множество, но все они далеки от истины. Ответ прост: элементарная частица СМК — это «процесс». Действительно, именно преобразование «входа» в «выход» есть базовый элемент СМК. Ремесленник в доиндустриальную эпоху олицетворял собой «процесс», так как единолично осуществлял преобразование «входа» в «выход». Говоря понятным языком, сапожник брал кожу, шил из нее сапоги, применяя все свои знания и опыт, затрачивая время, тем самым обеспечивая выход. Усложнение производства привело к изменению формы организации труда различных мастеров, разбивших некогда единый процесс на множество более мелких. Переплетение процессов в рамках единого производства порождает то, что мы называем СМК.

Таким образом, мы определились с элементарной частицей СМК. Начинаем восхождение по нашей логической цепочке, которую условно назовем «лестница благополучия» (рисунок). Смысл понятия «благополучие» объясним позже.

Согласно биогенетическому закону, сформулированному Ф. Мюллером и Э. Геккелем в 1866 г., «онтогенез есть краткое повторение филогенеза», т. е. каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденного его предками или его видом (филогенез). Так, человеческий эмбрион в течение девяти месяцев проходит весь эволюционный путь развития от простейшего одноклеточного организма до homo sapiens, последовательно переходя от одной формы жизни к другой: одноклеточный организм — гидра — рыба, млекопитающие — приматы — человек. Перепрыгивание через ступеньки развития невозможно. Предприятие, подобно биологическим системам, также повторяет исторический путь индустриализации.

Итак, с первой и второй ступенью определились — это процесс и, соответственно, СМК. Теперь выясним, сколько необходимо процессов, чтобы СМК заработала. Ответ на этот вопрос предполагает глубокое понимание природы системного менеджмента и кроется в содержании понятия «политика в области качества». Процессов необходимо ровно столько, сколько нужно для реализации политики в области качества. Оптимальный набор процессов позволяет СМК быть самодостаточной. Собственно политика в области качества задает направление развития предприятия. Таким образом, именно системный менеджмент дает возможность определить границы и размеры предприятия. Формируется своеобразное двуединство «СМК – предприятие». СМК не может существовать вне предприятия и, наоборот, без СМК предприятие не будет успешным, о чем уже говорилось в статье «Банда VS рота солдат».

Приведем пример. В медицинской организации политику в области качества реализует врач. Конечный результат работы врача — здоровый пациент. Для того чтобы врач выполнил свою задачу, необходимо провести большую организационную работу, в частности:

предоставить врачу инструментальное и лабораторное оборудование для проведения диагностики, расходный материал, обученный персонал;

создать условия для безопасного пребывания и питания пациентов в стационаре;

обеспечить врача необходимыми медикаментами;

выделить врачу помощников в лице медицинских сестер;

привлекать врачей различных медицинских специальностей в качестве консультантов;

обеспечить бесперебойную работу всего персонала медицинской организации (экономисты, бухгалтеры, технические службы, метрологи и т. д.);

в конечном итоге иметь помещение, отвечающее требованиям безопасности.

Таким образом, размер системы менеджмента определяется минимумом всего необходимого для того, чтобы врач мог выполнить свое предназначение, а именно — лечить. И этот минимум имеет свое название —больница, что подтверждает утверждение о двуединстве «СМК – предприятие» («СМК – больница»)! Приведенный пример раскрывает еще одну особенность индустриальной медицины (это относится и к другим отраслям). Врач перестает быть «вольным художником» по примеру профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова. Врач сам становится частью системы с четко очерченным кругом функциональных обязанностей и набором квалификационных требований. Поэтому утверждение, что все современные врачи «сетевые», не лишено смысла.

Итак, понятно, что первые две ступени — это сфера ответственности самого предприятия, и никто, кроме него, не в состоянии навести порядок на этих уровнях. Однако две ступени — это еще не лестница, самое время поговорить о третьей ступени.

После того как образовались предприятия, родственные идеологически и по роду деятельности (вторая ступень лестницы благополучия), начинается процесс взаимной кооперации. Предприятия (системы), самодостаточные субъекты экономической деятельности, в свою очередь, сами становятся элементарными частицами построения системы более высокого уровня под названием «отрасль». В это сложно поверить, но сто лет назад не было никаких отраслей. Существовали заводы, мануфактуры, мастерские, университеты, больницы и т. д., но отраслей не было. Индустриализация ознаменовалась зарождением отрасли, которая на протяжения столетия оставалась высшей формой развития производственных отношений. Отрасли развивались и вступали во взаимодействие с другими отраслями, таким образом, индустриализация подымается еще на одну (четвертую) ступень лестницы благополучия. Этот момент очень интересен, так как с него начинается превращение государства в своего рода систему, СМК высшего порядка.

Так почему же рассматриваемая нами лестница называется «Лестница благополучия»? Все очень просто. Подобно СМК предприятий отраслевые системы также могут отличаться степенью зрелости. Ступеньки лестницы благополучия надо проходить последовательно, шаг за шагом. Попытки перепрыгнуть через ступеньки тщетны. Если нет понимания политики в области качества, процессного подхода — СМК на предприятии развиваться не будет. Если нет СМК — нет предприятия. Если нет предприятий — невозможно построение отраслевых систем и т. д. Не все отрасли имеют одинаковый уровень развития. Какие-то отрасли в своем развитии уходят далеко вперед, какие-то, наоборот, отстают. Момент истины — взаимодействие отраслей (межотраслевое взаимодействие). Взаимодействие отсталой отрасли с более зрелой часто оказывается проигрышным для первой. Существует много примеров такого неравного взаимодействия: взаимодействие медицинской и экономической отрасли (страховые компании), правовой системы и образования, банковской сферы с другими отраслями и т. д. Состояние «лестницы» определяет благополучие общества в целом.

Задача менеджмента как науки — выработать критерии оценки уровня зрелости отраслевых систем на основе универсальных показателей. Мы научились оценивать степень зрелости СМК (присуждаются различные премии в области качества как на национальном, так и на международном уровнях), но не умеем оценивать степень зрелости отраслевых систем. Будем надеяться, что этот пробел со временем будет восполнен и появится академическое понятие «отраслевая система».

Для формирования понимания отрасли как системы требуется время. Ведь и о СМК заговорили только спустя столетия после появления первых фабрик и публикации знаменитого труда А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Однако вектор задан, мы уже применяем слово «система», когда говорим об образовании или здравоохранении («система образования», «система здравоохранения»). Пятая ступень лестницы благополучия — это межгосударственное взаимодействие в виде ВТО, Таможенного союза и т. д.

В заключение в качестве иллюстрации рассмотрим пример экономической модели, где удалось достичь баланса между различными отраслями. Заглянем в постиндустриальную Японию, но не в сияющие неоновыми огнями города Киото, Токио, Осака. Самое интересное можно увидеть за пределами мегаполисов. Деревушки Японии по уровню развития не уступают городам. Рыболовецкие артели, оснащенные по последнему слову техники, нелегально вылавливают камчатских крабов. Задержание браконьеров становится поводом для международного скандала, инициируемого юридической службой вышеназванных артелей. Как обстоят дела с межотраслевым балансом в нашей стране, решать вам.

Лестница благополучия — это реальность. Умение различать эти ярусы во многом определяют профессиональный уровень системного менеджера и грамотного руководителя.

С. 54–55.



Начало активности (дата): 01.12.2017 15:24:00

Автор: А. Идрисов
Рубрика: Анатомия СМК

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Методы менеджмента качества" >>>

Подписаться




Открытые статьи:

Бережливость по-русски
Враг рабочего человека, или отец научного менеджмента
Эйнштейн в решении проблем
Культурная трансформация: оценка и совершенствование культуры
Стандарт AS 9100
Джозеф Джуран — архитектор качества. Трудный путь становления высококвалифицированного инженера в области управления качеством
Арманд Фейгенбаум — создатель TQM
Что мы оставим для других?
Двенадцать титанических подвигов «бережливого» лидера
Принципы построения и развития систем менеджмента качества строительных организаций в России

ЗАО Мультифильтр - Промышленные воздушные фильтры Рейтинг@Mail.ru