Архив номеров

Образование в области систем менеджмента

Т радиционно вопросы привлечения специалистов с необходимым уровнем компетентности являются для бизнеса одними из наиболее острых. Особенно это актуально в отношении поиска специалистов, ответственных за координацию работ по внедрению и поддержанию систем менеджмента на предприятиях. «Где найти квалифицированного сотрудника в этой области?» — с подобным вопросом ко мне часто обращаются за помощью руководители и учредители абсолютно разных по видам деятельности предприятий.
Чтобы начать поиск будущих менеджеров по качеству, начальников отделов систем менеджмента, директоров по качеству, важно в первую очередь определить критерии оценки компетентности таких специалистов. Одним из них являются требования к образованию.
Анализируя сайты по трудоустройству, можно отметить, что все чаще в вакансиях на представленные выше позиции устанавливают требования к наличию профильного образования по специальностям «Управление качеством» или «Стандартизация и сертификация». В соответствии с государственными образовательными стандартами в рамках данных специальностей студенты изу­чают основы обеспечения качества с учетом требований стандарта ISO 9001. Однако сегодня наиболее востребованы специалисты, которые имеют практику применения стандартов отраслевой направленности, дополняющих требования стандартов ISO 9001: ISO 13485:2016 (производство медицинских изделий), IATF 16949:2016 (автомобилестроение), AS/EN 9100 (аэрокосмическая отрасль), ISO/TS 22163:2017 (железнодорожная промышленность) и др.
Так, например, с учетом субсидий со стороны государства, компенсирующих затраты экспортеров российской продукции на сертификацию, ряд российских производителей медицинских изделий ориентируются на экспорт в Европу и вынуждены выпускать продукцию, соответствующую не только требованиям стандарта ISO 13485:2016, но и требованиям Европейских директив и Европейских гармонизированных стандартов. Очевидно, что для таких предприятий наличие профильного образования у менеджера по качеству не является достаточным свидетельством освоения требований стандарта ISO 13485:2016 и европейских нормативных документов.
В этом случае работодатель вынужден запрашивать свидетельства дополнительной подготовки (сертификаты, удостоверения и пр.) в требуемой области знаний. Как правило, она осуществляется в рамках кратко­срочных курсов различными учебными и консалтинговыми организациями. Требования к программам проведения курсов отсутствуют, и результат такой подготовки целиком и полностью зависит от компетентности и добросовестности сотрудников подобных учебных центров. Таким образом, наличие сертификата об окончании курсов не гарантирует для работодателя наличие требуемых знаний у соискателя вакансии.
Так, например, не каждый владелец сертификата об окончании курса по стандарту ISO 13485:2016 с уверенностью скажет, как валидировать используемое в работе программное обеспечение, что является одним из новых требований указанной выше версии стандарта. Так же как и не любой специалист с профильным образованием по специальности «Управление качеством» или «Стандартизация и сертификация» сможет это объяснить. И таких вопросов, связанных с применением различных стандартов на системы менеджмента, достаточно много. Все это говорит о необходимости актуализации государственных образовательных стандартов с учетом потребностей работодателей, связанных с изменениями в международной стандартизации в области систем менеджмента.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Стандарты и качество". Подписаться >>>

02.04.2018

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Методы менеджмента качества" >>>

Подписаться


Открытые статьи:

Бережливость по-русски
Враг рабочего человека, или отец научного менеджмента
Эйнштейн в решении проблем
Культурная трансформация: оценка и совершенствование культуры
Стандарт AS 9100
Джозеф Джуран — архитектор качества. Трудный путь становления высококвалифицированного инженера в области управления качеством
Арманд Фейгенбаум — создатель TQM
Что мы оставим для других?
Двенадцать титанических подвигов «бережливого» лидера
Принципы построения и развития систем менеджмента качества строительных организаций в России