Архив
Отзывы читателей

Статьи находят применение на практике
Статьи интересные и грамотные, разнообразная тематика, имеется необходимая реклама, высказывания интересных людей, статьи находят применение на практике

Читать полностью

ОАО "Соломбальский ЦБК"

Читать
Купить
Справочная

Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях

TwitterLivejournalПрофессионалы.Ру

Facebook Мы Вконтакте



Мы на Facebook
Русская Школа Управления

Опрос
  1. Какие вы используете средства для мотивации сотрудников?
    37% Денежные премии и иные способы материального вознаграждения
    29% Ни одно из перечисленных
    18% Все перечисленные
    13% Использование интересов и увлечений сотрудника в профессиональной деятельности
    3% Конкурсы, соревнования с выдачей грамот, размещением фото на доске почета и т. п.
Выставки в ЦВК Экспоцентр


ГлавнаяЖурналы → «Методы менеджмента качества»
02.07.2018

Мнение о стандарте ISO 9001:2015

Наверное, следует согласиться с мнением, что новые требования стандарта являются размытыми. Например, в п. 6.1.1 [2] говорится, что организация должна «…определить риски и возможности, подлежащие рассмотрению для… увеличения их желаемого влияния, предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния». Можно лишь догадываться, где риски, а где возможности. И как понимать словосочетание «увеличения их желаемого влияния», касающиеся рисков, а тем более фразу из примечания «допущение риска с тем, чтобы отследить возможности».
Вряд ли можно согласиться с мнением «об ужесточении требований в версии стандарта 2015 г. и о том, что они стали более практико-ориентированными». В ГОСТ Р ИСО 9001—2015 не предусматривается разработка документированных процедур. А это означает, что организация не обязана предоставлять аудитору документированные свидетельства, как она получила ту или иную информацию и как она осуществляет ту или иную деятельность. И о какой «оптимизации документированных процедур» можно говорить, если само их наличие не предусмотрено. Естественно, трудности при применении стандарта ISO 9001:2015 существуют. Это, например, касается определения рисков, возможностей и мер, принимаемых в отношении рисков и возможностей, которые «должны быть пропорциональны их возможному влиянию на соответствие продукции и услуг». И как оценивать риск, если он есть «влияние неопределенности и любая такая неопределенность может иметь положительные или отрицательные воздействия». Также непонятно примечание к определению понятия «риск» в ГОСТ Р ИСО 9000—2015 [3]: «Слово «риск» иногда используется в тех случаях, когда существует возможность только негативных последствий». Другими словами, понятие «риск» можно использовать и при положительных последствиях, что вообще находится за пределами здравого смысла. К тому же определение понятия «риск» в стандарте ISO 9001:2015 отличается от определения, приведенного в ГОСТ Р ЕН 9100—2011 [4].
Можно согласиться, что в стандарте ISO 9001:2015 теперь меньше говорится потребителю о каких-то элементах СМК поставщика, тем более при отсутствии документированных процедур. Что касается отраслей, где риски потребителя велики (автомобилестроение, авиастроение, пищевая промышленность), то в оборонно-промышленном комплексе риски оценивались всегда [5]. И естественно, для названных секторов «потеря» жесткости определенных требований стандарта ISO 9001 не имеет особого значения». Можно согласиться, что аудит стал более творческим процессом (так же как процесс внедрения СМК), но вряд ли стал более трудоемким (опять же вспомним отсутствие документированных процедур и руководства по качеству). Совершенно справедливо отмечено, что простое сравнение раздела 5 прежней и новой версий стандарта показывает, что число требований к деятельности руководства организации существенно возросло. В целесообразности этих дополнений автор убедился на собственном опыте, работая начальником службы качества, когда вовлечение руководства и оказание поддержки участию работников в обеспечении результативности СМК оставляло желать лучшего и иногда приходилось обращать на это внимание экспертов. Что касается риск-ориентированного мышления, то определить, есть ли оно в организации, можно (при отсутствии документированных процедур) только при устной беседе с сотрудниками проверяемой организации. В.И. Галеев говорит, что пройдет пара лет и начнется работа над следующей версией стандарта ISO 9001. В связи с этим можно привести аргументы из заметки [6], где говорится и о туманности формулировок данного стандарта, и о необходимости раз за разом переходить на новую редакцию. По поводу формулировок стандарта ISO высказывались критические замечания еще при появлении его первых версий. Именно поэтому число выданных сертификатов соответствия СМК в европейских странах снижается, тем более что сама ИСО выступает против отождествления качества продукции и внедрения СМК. А периодичность смены версий стандарта ISO 9001 раз в три года наводит на мысль, что ИСО имеет в этом коммерческий интерес. И, наверное, не случайно в качестве альтернативы и замены стандарта ISO 9001 в США появилась спецификация IQN900.
Считаю целесообразным продолжить тему «За что не любят стандарт ISO 9001», начатую в материале [6], и подробнее рассказать об IQN900.

Список литературы

  1. Галеев В.И. Мнения о практике применения стандарта ISO 9001:2015 // Методы менеджмента качества. — 2018. — № 5.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Система менеджмента качества. Требования.
  3. ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  4. ГОСТ Р ЕН 9100—2011. Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования.
  5. ГОСТ РВ 0015-002—2012. Система разработки и постановки на производство военной техники. Система менеджмента качества. Общие требования.
  6. Мир без ISO 9001 // Методы менеджмента качества. — 2018. — № 6.
  7. В. Галеев. «Мнения о практике применения стандарта»
Начало активности (дата): 02.07.2018

Автор: В. Горячев
Рубрика: Возвращаясь к напечатанному

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Методы менеджмента качества" >>>

Подписаться




Открытые статьи:

Бережливость по-русски
Враг рабочего человека, или отец научного менеджмента
Эйнштейн в решении проблем
Культурная трансформация: оценка и совершенствование культуры
Стандарт AS 9100
Джозеф Джуран — архитектор качества. Трудный путь становления высококвалифицированного инженера в области управления качеством
Арманд Фейгенбаум — создатель TQM
Что мы оставим для других?
Двенадцать титанических подвигов «бережливого» лидера
Принципы построения и развития систем менеджмента качества строительных организаций в России

ЗАО Мультифильтр - Промышленные воздушные фильтры Рейтинг@Mail.ru