Архив номеров

Комментарий эксперта

Бриллиант, упавший в грязь, все равно остается бриллиантом,
а пыль, поднявшаяся до небес, так и остается пылью.
Китайская пословица

Вопрос «Нужны ли нам стандарты ISO серии 14000?» вторичен, а первичен вопрос «Нужны ли нам системы менеджмента?». Ведь все стандарты на системы менеджмента — о менеджменте, а не об экологии или качестве.
Менеджмент — это искусство управлять людьми в организациях в быстро меняющихся условиях рынка. Управлять людьми можно по-разному. Можно — как животными, с помощью плетки, как наемными солдатами. А можно личным примером. Разные формы управления могут быть одинаково эффективны в разных условиях.
Инструменты менеджмента появились там и тогда, где прежние методы управления не смогли обеспечить нужное качество продукции. Любой продукции? Нет, не любой. Производители эксклюзивной продукции, которую изготавливают штучно для узкого круга потребителей, не нуждаются в стандартах на системы менеджмента. Производители дешевых товаров первой необходимости также могут не заботиться ни о менеджменте, ни о качестве, ни об экологии — их товар купят в любом случае.
А вот в тех отраслях, где производится массовая продукция (без которой в общем-то можно прожить) и царит жесткая конкуренция, менеджмент, маркетинг и прочие «иноземные штучки» становятся тем конкурентным преимуществом, которое при умелом использовании позволяет вырваться вперед.
Вот почему в тех странах, где экономика держится не на сырье, а на переработке и производстве готовой продукции, мало кто задается вопросом, дозрели мы до стандартов, или еще надо подождать. Китай занимает первое место в мире по количеству сертифицированных систем экологического менеджмента (СЭМ) вовсе не потому, что это самая «экологически чистая» страна. А потому, что китайские производители хотят, чтобы их товары покупали в тех странах, где забота об окружающей среде является социальной ценностью. Поэтому они внедряют и сертифицируют СЭМ не для себя, а для других. Сертификат как диплом о высшем образовании — вроде бы ни о чем не говорит, но лучше, когда он есть.
Что касается охраны окружающей среды, то любая инициатива, которая может хотя бы на миллиметр приблизить нас к мечте об устойчивом развитии, должна приветствоваться и поощряться. А методологические подходы, заложенные в стандартах на системы менеджмента, позволяют многое понять в устройстве организаций и найти области для улучшения, правда, при одном условии — если есть желание.
А если желания нет, то и стандарты не помогут.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Стандарты и качество". Подписаться >>>

01.11.2018

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Методы менеджмента качества" >>>

Подписаться


Открытые статьи:

Бережливость по-русски
Враг рабочего человека, или отец научного менеджмента
Эйнштейн в решении проблем
Культурная трансформация: оценка и совершенствование культуры
Стандарт AS 9100
Джозеф Джуран — архитектор качества. Трудный путь становления высококвалифицированного инженера в области управления качеством
Арманд Фейгенбаум — создатель TQM
Что мы оставим для других?
Двенадцать титанических подвигов «бережливого» лидера
Принципы построения и развития систем менеджмента качества строительных организаций в России