Архив номеров

Стандартизация на марше

Для специалистов, занятых контролем качества продукции, приводим наиболее значимые выдержки из отчета руководителя Росстандарта Алексея Абрамова «Об итогах деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2017 году», представленного на Коллегии 28.04.2018 г.

Востребованность национальных стандартов и применение документов по стандартизации

В 2017 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с целью проведения анализа была собрана информация о применении федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) документов по стандартизации при осуществлении государственных и муниципальных закупок.
Результаты анализа показали, что в нормативных правовых актах, принятых ФОИВ, содержится 62 ссылки на национальные и действующие в этом качестве межгосударственные стандарты. Проверка нормативных правовых актов определила, что 16 применяемых ссылочных стандартов были утверждены (приняты) менее и 46 — более пяти лет назад. Распределение ссылочных стандартов по аспектам стандартизации и видам стандартов в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации показано на рис. 1. Проведенный анализ также установил низкий уровень гармонизации ссылочных стандартов с международными — 13 %.


В 2018 г. работа по мониторингу востребованности национальных стандартов и применения документов по стандартизации при осуществлении государственных и муниципальных закупок, а также ссылок на эти документы в нормативных правовых актах будет продолжена. Предполагается актуализация формата представления информации на сайте Росстандарта, а именно ссылок на документы по стандартизации в нормативных правовых актах при осуществлении закупок.
Для реализации обеспечения национальной системы стандартизации предлагается поэтапная реорганизация организаций, осуществляющих деятельность в этой области (ФГУП «ВНИИНМАШ», ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», ФГУП «Рособоронстандарт», ФГУП «ВНИИ СМТ» и ФБУ «КВФ «Интерстандарт») в единую структуру — «Национальный институт стандартизации». Целью реорганизации подведомственных Росстандарту институтов является внедрение более совершенной организационно-пра­вовой системы управления, оптимизации кооперационных связей. Единая структура будет адаптирована к условиям рыночной экономики и иметь возможность за счет собственных и привлеченных ресурсов своевременно и эффективно решать вопросы стандартизации, в том числе в области оборонной промышленности, создания единого информационного пространства национальной системы стандартизации для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков. Новая социально значимая некоммерческая организация, оказывая государственные услуги, обеспечит содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера, позволит повысить качество продукции, работ и услуг и повысит конкурентоспособность продукции российского производства.
На первом этапе реорганизации в 2018 г. ФГУП «ВНИИНМАШ», ФГУП «Рособоронстандарт» и ФГУП «ВНИИ СМТ» будут присоединены к ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и объединенный ФГУП «Национальный институт стандартизации» должен быть зарегистрирован до 10 сентября 2018 г.

Национальная система сертификации (НСС)

Приказом Росстандарта № 2033 от 29 декабря 2016 г. зарегистрирована национальная система сертификации (далее — НСС).
НСС зарегистрирована в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, ведение которого осуществляет Росстандарт в соответствии с положениями Федерального закона № 184–ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.
Знаком НСС является знак национальной системы стандартизации, предусмотренный положениями Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 г. Знак НСС является товарным знаком, который зарегистрирован Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Свидетельство № 610659 от 28.03.2017 г.). Пример возможного нанесения знака представлен на рис. 1.
С 15.05.2017 г. осуществляется пилотная стадия проекта НСС с привлечением органов по сертификации и испытательных лабораторий 7 подведомственных Росстандарту ЦСМ, в рамках которой должны быть отлажены механизмы реализации НСС, в том числе утверждены необходимые документы системы, создана возможность нанесения знака национальной системы стандартизации по результатам прохождения сертификационных процедур с учетом действующего патентного права, с последующим расширением круга органов оценки соответствия, осуществляющих деятельность в рамках НСС.
В пилотной стадии проекта НСС принимают участие:

  • ФБУ «Нижегородский ЦСМ»;
  • ФБУ «Кировский ЦСМ»;
  • ФБУ «Оренбургский ЦСМ»;
  • ФБУ «УРАЛТЕСТ»;
  • ФБУ «Волгоградский ЦСМ»;
  • ФБУ «Крымский ЦСМ»;
  • ФБУ «Омский ЦСМ».

Системы добровольной сертификации и единый реестр СДС

Во исполнение решений заседаний Проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Правительство был внесен проект федерального закона с изменениями в отдельные законодательные акты РФ, направленный на ослабление требований к субъектам малого и среднего предпринимательства при прохождении ими добровольной сертификации в целях участия в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, и сокращение ими затрат. Предлагаемые законопроектом изменения предусматривают:

  • установление обязательности регистрации систем добровольной сертификации (далее — СДС) в едином реестре;
  • наделение Росстандарта полномочиями по осуществлению мониторинга деятельности СДС, а также по созданию системы сертификации для обеспечения маркирования продукции знаком национальной системы стандартизации;
  • установление обязанности формирования заказчиками трех перечней товаров, работ, услуг, в зависимости от наличия или отсутствия необходимости получения сертификатов добровольной сертификации, а также порядка оплаты соответствующих процедур;
  • наделение Правительства РФ правом определять порядок СДС.

Оценка соответствия

В целом для обеспечения функционирования систем стандартизации, метрологии, аккредитации создана необходимая нормативная база, которая с учетом изменяющихся экономических отношений периодически совершенствуется. В этой связи на нормативном уровне требуется:

  • установить права и обязанности, а также функционал всех участников системы подтверждения соответствия;
  • определить порядок оценки соответствия продукции, на которую не распространяется действие технических регламентов;
  • урегулировать порядок оказания услуг в сфере добровольного подтверждения соответствия;
  • определить порядок обжалования решений и действий участников системы подтверждения соответствия;
  • закрепить полномочия органов власти по признанию недействительными сертификатов соответствия и деклараций о соответствии;
  • создать нормативную основу для функционирования Национальной системы сертификации продукции на соответствие национальным стандартам;
  • определить правила проведения органами по сертификации анализа производства изготовителей.

Информация

Справочники НДТ 2017

ИТС 23–2017 «Добыча и обогащение руд цветных металлов»
ИТС 24–4017 «Производство редких и редкоземельных металлов»
ИТС 26–2017 «Добыча и обогащение железных руд»
ИТС 27–2017 «Производство изделий дальнейшего передела черных металлов»
ИТС 28–2017 «Добыча нефти»
ИТС 29–2017 «Добыча природного газа»
ИТС 30–2017 «Переработка нефти»
ИТС 31–2017 «Производство продукции тонкого органического синтеза»
ИТС 32–2017 «Производство полимеров, в том числе биоразлагаемых»
ИТС 33–2017 «Производство специальных биоорганических химикатов»
ИТС 34–2017 «Производство прочих основных неорганических химических веществ»
ИТС 35–2017 «Обработка поверхностей, предметов или продукции органическими растворителями»
ИТС 36–2017 «Обработка поверхностей металлов и пластмасс с использованием электролитических или химических процессов»
ИТС 37–2017 «Добыча и обогащение угля»
ИТС 38–2017 «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии»
ИТС 39–2017 «Производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация, крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции»
ИТС 40–2017 «Дубление, крашение, выделка шкур и кожи»
ИТС 41–2017 «Интенсивное разведение свиней»
ИТС 42–2017 «Интенсивное разведение сельскохозяйственной птицы»
ИТС 43–2017 «Убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях, побочные продукты животноводства»
ИТС 44–2017 «Производство продуктов питания»
ИТС 45–2017 «Производство напитков, молока и молочной продукции»
ИТС 46–2017 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)»
ИТС 47–2017 «Системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности»
ИТС 48–2017 «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности»
ИТС 49–2017 «Добыча драгоценных металлов»
ИТС 50–2017 «Переработка природного и попутного газов»

Указанные вопросы будут урегулированы постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил организации и выполнения работ в области подтверждения соответствия». Целью данного постановления является определение общих правил организации и выполнения работ по оценке и подтверждению соответствия, в то время как конкретные процедуры в отношении однородных групп продукции устанавливались бы в национальных стандартах. Это позволит и далее распространять положительный опыт введения процедур сертификации, существующий, например, в области цементной продукции.

Принятые меры по усилению ответственности

По итогам проведенных в 2015–2017 гг. внеплановых проверок топлива Росстандартом подготовлены предложения по усилению ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения на рынке топлива, предусматривающие наложение «оборотных» штрафов. Соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях приняты 29.12.2017 г. (№ 446-ФЗ).

Справка

В состав структуры ГССО (Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов) входят 9 федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и 61 назначенная организация.
В рамках решения задач ГССО в 2017 г.:

  • подготовлено и проведено два мероприятия по вопросам метрологического обеспечения в области стандартных образцов;
  • проведен ряд мероприятий по подготовке к организации и проведению в 2018 г. III Международной научно-технической конференции «Стандартные образцы в измерениях и технологиях».

На рис. 3 приведено распределение стандартных образцов по отраслям промышленности, утвержденных в 2017 г.

Таким образом, в настоящее время ответственность за нарушения обязательных требований к топливу в части несоответствия характеристик, относящихся к физико-химическим показателям, предусмотрено наложение административного штрафа в размере 1 % совокупного размера выручки, полученной от реализации топлива, являющегося объектом регулирования технического регламент ТР ТС 013/2011, но не менее 500 тыс. руб. (ст. 14.43.1 КоАП РФ, действует с 29.01.2018 г.). В качестве наказания за повторное такое правонарушение предусматривается наложение административного штрафа в 3 % совокупного размера выручки, но не менее двух миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
За нарушение требований технического регламента в части маркировки, содержания необходимой информации для потребителей, а также в области обязательного подтверждения соответствия, предлагается наложение штрафа в размере 100–300 тыс. руб. При этом в ст. 14.43.1 КоАП РФ ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уравнена, а также предусмотрено применение мер в отношении конкретного объекта, допустившего правонарушение. В данной части сам продавец будет нести полную ответственность за несоответствие реализуемого им потребителям топлива. Целью введения таких мер является исключение из оборота небезопасного и контрафактного моторного топлива.

Предлагаемые меры

  1. Изменение некоторых положений технического регламента.
    Росстандартом подготовлен проект изменений в ТР, предусматривающий требование проведения процедуры испытаний и паспортизации топлива непосредственно перед его отгрузкой в розничную сеть. Даная мера направлена на повышение ответственности баз нефтепродукто-обеспечения за реализуемую ими продукцию и, как следствие, сокращение спроса с их стороны на продукцию мини-НПЗ. В настоящий момент данная инициатива прошла все необходимые внутригосударственные согласования и в установленном порядке вынесена на рассмотрение ЕЭК.
  2. Использование в ходе осуществления контрольно-надзор­ных мероприятий инструментальных методов контроля (экспресс-методов).
    Предполагается применение экспресс-методов испытаний для предварительной оценки определенного перечня показателей топлива и при наличии показателей, свидетельствующих о возможном несоответствии топлива, дальнейшая его проверка в лабораторных условиях по всем регламентированным показателям. Применение таких методов проверки топлива позволит инспекторам Росстандарта более оперативно реагировать на случаи реализации небезопасного топлива, сократить время проведения проверок, повысить эффективность расходования бюджетных средств минимум в 5 раз и, в итоге, снизить нагрузку на добросовестных участников рынка. Полноценное внедрение и использование экспресс-методов контроля при проведении плановых проверок планируется осуществить в 2018 г.
  3. Введение системы прослеживаемости топлива от НПЗ до конечного потребителя.
    Введение системы прослеживаемости с внесением участниками рынка по всей цепочке перемещения топлива от НПЗ до конечного потребителя информации о количественных и качественных характеристиках позволит минимизировать злоупотребления на рынке.
    В 2017 г. начата проработка вопроса введения такой системы с использованием информационных систем, в том числе ГИС ТЭК Минэнерго. Рассматриваются и варианты маркирования топлива с учетом опыта иностранных государств.
  4. Корректировки положений законодательства.
    Росстандартом подготовлен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и № 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Законопроект направлен на повышение эффективности осуществления контрольно-надзорных мероприятий, а также сокращение объемов незаконного оборота промышленной продукции. В частности, предусмотрено внесение в № 184–ФЗ «О техническом регулировании» изменений в части возможности проведения контрольных закупок.
  5. Внесение изменений в нормативную базу.
    В целях установления возможности использования на автозаправочных станциях топливораздаточного пистолета для отбора проб нефтепродуктов, а также установления требований по параметрам горловин резервуаров, подготовлены соответствующие изменения в ГОСТ 2517–2012 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб». Введение в действие указанных изменений запланировано на май 2018 г.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Стандарты и качество". Подписаться >>>

01.06.2018

448
Поделиться:

Подписаться