Архив
Отзывы читателей

Рекомендую выписывать «ККП»
Рекомендую выписывать «Контроль качества продукции» и содействовать его распространению в среде современного бизнеса, заинтересованного в собственной конкурентоспособности, среди органов по подтверждению соответствия и испытательных лабораторий (центров)
Читать полностью

В.И. Данилов-Данильян, член-корреспондент РАН

Читать
Купить
Справочная

Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях

TwitterLivejournalПрофессионалы.Ру

Facebook Мы Вконтакте



Русская Школа Управления

Опрос
  1. Как вы относитесь к созданию национальных стандартов в области бережливого производства: «Основные положения и словарь» и «Требования к системе менеджмента бережливого производства»?
    41% Полностью одобряю: нужны оба стандарта
    21% Не слышал об этих стандартах
    18% Нужен только стандарт «Общие положения и словарь»
    15% Не одобряю
    5% Затрудняюсь ответить
Выставки в ЦВК Экспоцентр


ГлавнаяЖурналы → «Контроль качества продукции»

01.08.2018

Порядок в регистрации деклараций. Интервью с начальником Управления Росаккредитации Ю.В. Бутенко

ККП: Юрий Валентинович, недавно Росаккредитация ввела новые правила присвоения регистрационных номеров декларациям о соответствии. Расскажите, пожалуйста, с чем это связано и как отразится на работе участников рынка, связанной с декларированием.
Ю.В. Бутенко: Реестр деклараций о соответствии в электронном виде (далее  — Реестр), который формирует и ведет Росаккредитация, основан на единых методологических и программ­но-технологических принципах. Утверждением Правил формирования регистрационных номеров сертификатов соответствия и деклараций о соответствии в реестрах Росаккредитации внесена ясность в алгоритм формирования реестровых номеров деклараций, зарегистрированных через новый сервис. Реестр становится публичным, унифицированным, простым и понятным для всех заинтересованных сторон.
ККП: Как на новинку реагируют производители, самостоятельно регистрирующие декларации на продукцию, органы по сертификации?
Ю.В. Бутенко: В этом вопросе ничего революционного ожидать не следует, это абсолютно «техническая история». Унифицированный алгоритм формирования номеров предусматривает преемственность, учтены нормы ранее изданных документов в сфере технического регулирования. В частности, мы опирались на опыт Минпромэнерго России, в Приказах № 53 и № 54 которого приведены рекомендации, полностью согласующиеся с новыми правилами.
В обязанности оператора реестра входит принятие всех необходимых мер по сокращению «информационной энтропии». В результате получился правильный, в некотором смысле долгожданный документ для реестровых записей всех типов деклараций и сертификатов. Он опубликован на сайте.
ККП: Расскажите поподробнее о самом сервисе.
Ю.В. Бутенко: Росаккредитация на сегодняшний день осуществляет функции по регистрации четырех типов деклараций о соответствии продукции:

  • требованиям технических регламентов Евразийского Союза,
  • требованиям технических регламентов Российской Федерации,
  • включенной в Единый перечень продукции Евразийского экономического Союза,
  • включенной в Единый перечень продукции Российской Федерации.

В целях реализации Росаккредитацией этого полномочия с 2012 г. функционирует электронный сервис регистрации декларации о соответствии. Он позволяет заявителям  — резидентам Российской Федерации, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем, получив квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре и пройдя авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации (https://esia.gosuslugi.ru), зарегистрировать декларацию о соответствии. При этом заявитель должен указать сведения о продукции, ее производителе, производственных площадках и приложить сканированные копии доказательственных материалов (протоколов испытаний лабораторий)  — документации, которая подтверждает соответствие продукции требованиям технических регламентов. В основном это протоколы аккредитованных или производственных лабораторий. В этом году сервис был значительно усовершенствован и с 01.07.2018 г. заявителям представлена его обновленная версия.
ККП: Чем новый сервис лучше старого?
Прежде всего тем, что появился новый личный кабинет заявителя, в котором содержится вся история декларирования заявителя вне зависимости от того, каким способом он регистрировал декларации ранее  — самостоятельно через электронный сервис или посредством обращения в орган по сертификации. Теперь заявитель, заглянув в личный кабинет, сможет увидеть, какие декларации он зарегистрировал, уточнить их статус.
ККП: И те, которые уже не действуют?
Да, все декларации будут видны, как отмененные, так и действующие. Информация будет доступна по тем декларациям, в которых указаны идентификаторы заявителя — ИНН и ОГРН. Он сможет как зарегистрировать в личном кабинете новую декларацию о соответствии, так и прекратить действие ранее зарегистрированной декларации.
ККП: Связано ли появление этого сервиса еще с какими-то нововведениями?
Параллельно с обновлением сервиса на сайте Росаккредитации запущена новая публичная часть реестра деклараций о соответствии. Раньше сведения публиковались в трех самостоятельных интерфейсах в зависимости от типа декларации. Новая версия отличается от прежней тем, что декларации всех типов представлены в ней в едином интерфейсе. Теперь пользователю сайта не приходится перед началом поиска идентифицировать тип декларации о соответствии. Поисковый интерфейс содержит несколько понятных полей. И любая зарегистрированная декларация независимо от типа будет найдена в реестре по номеру или иным параметрам.
ККП: Какие сведения можно почерпнуть из нового интерфейса? Какие новые возможности он предоставляет заявителю и другим пользователям?
Нам было крайне важно реализовать этот сервис, и вот почему.
Известно, что в случае выявления проблем с продукцией органы контроля и надзора выдают предписания о приостановке (прекращении) действия декларации о ее соответствии, что de facto останавливает ее оборот на рынке. Это сигнал для всех участников рынка  — с такой-то партией продукции возможны проблемы. Теперь же информация о выдаче предписаний стала отражаться в едином интерфейсе. О такой возможности нас просили представители предприятий торговли, так как она позволит им на новом уровне управлять рисками, связанными с реализацией продукции, и сокращать издержки. В целом в новом сервисе легче проследить жизненный цикл декларации о соответствии.
Появилось и еще одно новшество  — теперь на бумажную форму декларации сервисом предусматривается нанесение дополнительного признака  — QR-кода. Он содержит прямую ссылку на запись о декларации в открытой части реестра на сайте Росаккредитации. Таким образом процесс доступа к информации о декларации максимально упростился и стал доступен для понимания потребителя, не являющегося специалистом в сфере технического регулирования.
Сервис стал удобнее и в связи с реализацией предпроверки соблюдения форматов вносимых в реестр сведений. Например, информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях указывается в строгом соответствии с данными государственных реестров ЕГРЮЛ/ЕГРИП, адресная информация  — в соответствии со сведениями Федеральной информационной адресной системы (ФИАС).
Сервис предполагает единые для всех правила описания продукции, условий хранения, эксплуатации, производственных площадок. Повысилась прозрачность привязки к декларируемой продукции идентификаторов, например GTIN. Появилась возможность указания сведений о таможенной декларации для импортной продукции.
Дополнительный признак получает декларация о соответствии, которая регистрируется на основании результатов испытаний в аккредитованной в странах ЕАЭС лаборатории.
ККП: Влияет ли на работу с сервисом выбранная схема декларирования?
На первом этапе предусмотрено указание схемы декларирования, которая определяет правила форматно-логического контроля. В зависимости от этого сервис предлагает ввести различные наборы данных, например, для партии продукции нужно обязательно указать ее номер. И пока это не будет сделано, сервис дальше заявителя «не пустит».
ККП: На отечественных рынках и рынках стран  — членов ЕАЭС существует проблема идентификации продукции, что вызвано несовершенством законодательной и нормативной баз. Как этот вопрос решается в новом сервисе регистрации деклараций?
При осуществлении декларирования продукция разделяется на группы в соответствии со спецификой каждого технического регламента (содержащего требования к идентификации продукции) и используемой им классификации. Новый сервис  — это «умный» инструмент, и он создавался с учетом этих особенностей. Кроме того, предусматривается детальное указание идентификаторов, о чем мы уже говорили.
ККП: А как специалисты, разрабатывавшие сервис, разобрались в большом количестве разнообразных классификаций, которые используются для разных групп продукции?
Нужно отметить, что на предварительном этапе обследования проделана гигантская исследовательская работа. Мы с командой разработки общались со многими представителями аккредитованных лиц, профильных институтов, рабочих групп Общественного совета при Росаккредитации, органов государственной власти  — со всеми, кто мог нам дать ценную информацию о справочниках, классификаторах всех уровней. Багаж накопленных знаний и глубина их проработки колоссальны. Но, как говорится, пределов совершенству нет.
ККП: В новой версии сервиса теперь требуется при регистрации деклараций о соответствии предоставление доказательственных материалов?
В целях соблюдения Решения Коллегии ЕЭК № 41 при работе с сервисом прилагаются копии доказательственных материалов. Раньше такого требования не было. Речь идет о тех регламентах и схемах, которыми это предусмотрено. Если испытания не проводились, система никаких документов не требует, и декларация получает соответствующий признак  — в ней указывается, что испытания не проводились. Если же декларирование основано на результатах собственных доказательств, то в открытой части реестра у декларации появляется соответствующий признак: «испытания проведены в производственной (неаккредитованной) лаборатории».
ККП: Вы, наверное, ждете  — не дождетесь, когда все заявители перейдут на самостоятельную регистрацию деклараций посредством сервиса?
Пользователи, осваивающие новый сервис, задают в основном вопросы, связанные с нюансами внесения данных, но также спрашивают, обязательна ли регистрация декларации через орган по сертификации.
Мы сделали бесплатный сервис, который имеет широкий и гибкий набор инструментов для заявителя. Мы делаем все, чтобы им было удобно пользоваться. Выбор остается за заявителем. Но еще раз повторю, что в соответствии с действующим законодательством регистрация декларации с привлечением органа по сертификации никоим образом не приводит к разделению ответственности заявителя с органом по сертификации.
Федеральная служба по аккредитации считает пред­почтительным способ регистрации декларации заявителем самостоятельно через электронные сервис, поскольку это снимает для заявителя издержки, обеспечивает достоверность внесенных заявителем в информационные ресурсы Росаккредитации сведений.
Каждый год количество самостоятельно зарегистрированных декларации удваивается. Мы ожидаем, что через электронный сервис без участия органов по сертификации к концу 2018 г. будет зарегистрировано порядка 100 тысяч декларации о соответствии, то есть это будет каждая десятая декларация о соответствии.
ККП: Использование нового сервиса по регистрации деклараций как-то отразится на взаимодействии Росаккредитации с другими федеральными и контролирующими органами? Для них что-то изменилось?
Федеральные и контролирующие органы пользовались и продолжают пользоваться открытой частью реестра, поскольку этот способ проверки сведения о декларации и сертификатах является наиболее простым по сравнению с другими способами получения данных, например получением выписки из реестра по защищенным каналам связи (через систему межведомственного электронного взаимодействия). Хотя последний способ так же быстр и прост, если потребитель пользуется настроенными удобными инструментами. Все происходит в онлайн режиме. Например, таможенная служба буквально в течение 5–10 секунд получает информацию из реестра, заверенную электронной подписью, то есть юридически значимые сведения. Таким образом, при дальнейшем использовании этих материалов для проведения контрольных мероприятий их юридическая сторона будет полностью обеспечена. При этом выездным контролерам, ведущим оперативную работу, как и потребителю, проще предварительно получить информацию через сервис на сайте.
ККП: Какие шаги планирует сделать Федеральная служба по аккредитации для дальнейшего развития сервиса?
Управление уже в этом году приступит к реализации задачи обеспечения возможности для органов контроля вносить сведения о выданных ими предписаниях самостоятельно, непосредственно в реестр деклараций.
ККП: От имени наших читателей — пользователей сервиса благодарю Вас за полезную информацию,

Беседу провела Е. Челышева

Начало активности (дата): 01.08.2018

Автор: Е. Челышева
Рубрика: Аккредитация

Подписаться



ЗАО Мультифильтр - Промышленные воздушные фильтры Рейтинг@Mail.ru