Архив номеров

Применение системы 5S в производственной лаборатории

Существует значительное количество публикаций по внедрению методологии бережливого производства, позволяющего без крупных затрат существенно повысить производительность труда и качество продукции, сократить время выпуска и уровень запасов. Однако, хотя понятие «бережливая лаборатория» и стало появляться в профессиональной литературе, описания действия инструментов этой методологии в химических лабораториях практически нет. Предлагаем ознакомиться с опытом компании ХОМА

Увеличение в несколько раз производственных мощностей компании ХОМА повлекло за собой повышение нагрузки на ее лабораторию, осуществляющую входной, промежуточный и выходной контроль. При этом расширять лабораторный комплекс и штат сотрудников в целях снижения удельных затрат не предполагалось. Соответственно, единственным способом справиться с дополнительной нагрузкой было повышение производительности труда. На начальных этапах это достигалось за счет унификации проводимых испытаний, интенсификации работы лаборантов и т.д. Но данный ресурс вскоре был исчерпан, а перед лабораторией стояла задача повысить результативность работы еще в два раза.

Справка

5S — система организации и рационализации рабочего места (рабочего пространства) была разработана в послевоенной Японии.
Сэири «сортировка» (нужное-ненужное) — четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.
Сэитон «соблюдение порядка» (аккуратность) — упорядоченное и точное расположение и хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.
Сэисо «содержание в чистоте» (уборка) — содержание рабочего места в чистоте и опрятности.
Сэикэцу «стандартизация» (установление норм и правил) — необходимое условие для выполнения первых трех правил.
Сицукэ «совершенствование (буквальный перевод — воспитание)» (самодисциплина) — воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.


В целях оценки текущего состояния и структуры загрузки сотрудников были зафиксированы затраты времени на отдельные операции и общая продолжительность выполняемых действий. Данные, полученные в ходе хронометражей, разделили на четыре группы:

  1. Операции, «несущие ценность» (приносящие пользу) — все операции рабочего процесса, приводящие к получению необходимого результата. В эту категорию выделили выполнение методик, работу оборудования и ведение документации, отражающей результат процесса.
  2. Вынужденные операции, не приводящие к результату, но необходимые для корректного проведения процесса: вспомогательные операции, подготовка оборудования, расходных материалов, калибровка.
  3. Операции, «не несущие ценности»: простои оборудования, контроль процесса, перемещение сотрудников.
  4. Регламентируемые перерывы.

Хронометраж рабочего времени лаборанта химического анализа (рис. 1а) показал, что свыше 60 % времени расходуется нерационально — на ожидание, перемещения, подготовку оборудования и т.д., а значит, существует возможность оптимизации. Целевое состояние структуры рабочего времени лаборанта химического анализа представлено на рис. 1б.


Для достижения такого состояния была выбрана применяемая в «бережливом производстве» система организации и совершенствования рабочего места 5S (см. справку), включающая пять основных этапов (рис. 2), которые позволяют существенно увеличить производительность труда.

Сортировка

На данном этапе все предметы рабочей зоны разделялись на три категории: используемые часто, редко и неиспользуемые. Используемые материалы оставлялись в рабочей зоне, неиспользуемые — удалялись из нее (переносились в места использования или архивировались/складировались вне рабочей зоны), используемые редко располагались на определенном удалении от рабочей зоны (в зависимости от частоты использования).


В рамках этапа (рис. 3а и 3б):

  1. Проведена кампания «красных ярлыков»: на все нерационально расположенные или не используемые ежедневно материалы наклеены ярлыки с описанием и указанием времени, когда они потребуются.
  2. Все материалы, хранящиеся в лаборатории, рассортированы, утилизировано 3 м3 ненужных вещей, захламляющих рабочее пространство.
  3. Несколько коробок расходных материалов (посуды, образцов сырья и т.п.) передано в смежные подразделения научного комплекса.

Рациональное расположение

На данном этапе проводилось зонирование пространства и упорядочение размещения предметов в рабочих зонах. Для каждого предмета в рабочей зоне определялось место хранения, с соответствующей идентификацией и визуализацией (рис. 4 а и б).

1. Зонирование разделило лабораторию на две основные зоны — входного и выходного контроля, что значительно упростило проведение работ.

2. Все используемые материалы и образцы были размещены непосредственно в зонах использования, каждому прибору выделено определенное место.

3. Материалы в ящиках рабочих столов укладывались в определенном порядке.

4. В рабочих зонах проводилась идентификация и визуализация:

    • на дверцах ящиков с сырьевыми компонентами для удобства поиска разместили перечни с указанием сроков годности;
    • для идентификации образцов сырьевых компонентов и готовой продукции были разработаны этикетки единой формы.Уборка и проверка

На данном этапе разрабатывалась система поддержания чистоты внутри лаборатории (рис. 5а и 5б).

  1. Уборка помещений стала проводиться в соответствии с разработанными графиками, а степень поддержания чистоты оцениваться в контрольных листах.
  2. Аудит сроков уборки служба менеджмента качества стала проводить еженедельно.
  3. Для оборудования разработаны отдельные графики поддержания чистоты и рабочего состояния.

Стандартизация

Назначение этапа — достижение стабильности выполнения процедур первых трех этапов системы 5S — сортировки, рационального расположения, уборки и проверки (рис. 6а и 6б). В рамках данного этапа:

  1. текстовые методики преобразованы в схематические рабочие инструкции и памятки;
  2. стандартизированы рабочие журналы и записи, что позволило снизить время на заполнение и упростило дальнейшую работу с записями;
  3. размечены зоны хранения емкостей для сливов.

Совершенствование

Превращение установленных операций и процедур в привычку является основой для повышения эффективности рабочей зоны и культуры производства.
Постоянное совершенствование также обеспечивается за счет реализации рациональных предложений сотрудников компании, касающихся, например:.

    • организации мест хранения с целью повышения уровня безопасности производства;
    • цветовой идентификации пипеток по объему;
    • обеспечения безопасного хранения пипеток и термометров в ящике лабораторного стола (рис. 7 а и б).

Результат внедрения системы 5S

После выполнения мероприятий по оптимизации рабочего пространства был проведен повторный хронометраж рабочего времени сотрудников лаборатории, результаты которого представлены на рис. 8:

  1. На 43 % увеличилось время для выполнения полезных операций.
  2. На 40 % сократилось время выполнения операций вынужденных, но не приносящих пользы.
  3. На 33 % меньше времени стали занимать операции, не ориентированные на результат.

Резюме

Изначально система 5S вводилась принудительно с помощью руководителей подразделений и службы менеджмента качества, при этом возникало множество трудностей из-за рабочих привычек сотрудников и сильной занятости. Но со временем она способствовала изменению корпоративной культуры и стала неотъемлемой частью жизни лаборатории.
Только введением данной системы целевого состояния организации рабочего процесса, несмотря на впечатляющие результаты, достигнуть не удалось. Для дальнейшего повышения производительности труда в лаборатории были использованы другие инструменты «бережливого производства», такие как быстрая переналадка (SMED), стандартизированная работа, производственные хронометражи (TWI) и др.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Стандарты и качество". Подписаться >>>

01.10.2018

448
Поделиться:

Подписаться