Архив



Отзывы читателей

Единственный журнал...
Сегодня «Методы оценки соответствия» — единственный журнал, на страницах которого профессионалы в области оценки соответствия могут обсудить проблемы в этой сфере технического регулирования. Хочется пожелать журналу новых творческих успехов.
Читать полностью

И.З.Аронов, заведующий отделом технического регулирования и подтверждения соответствия ВНИИС


Читать
Купить
Справочная
Облако тегов

100 лучших товаров России
Международная выставка  сырья и ингредиентов для фармацевтического производства
Russian Hospital Week
Инвестиционный форум «Дальний Восток – 2014»
Pharmtech – Технологии фармацевтической индустрии
Корпоративная социальная ответственность: лишний балласт или спасательный круг?
Русская Школа Управления
Электронная газета Quality News
НОВЫЙ СТАНДАРТ ISO 9001:2015

ГлавнаяЖурналы → «Контроль качества продукции»

01.12.2010

ЕврАзЭС «в собственном соку»

Авторская версия

ЕврАзЭС «в собственном соку»

А.Ю.Колеснов

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет пищевых производств»
(ГОУВПО «МГУПП»)


Введение

10 октября 2000 г. Решением Межгосударственного совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан принят Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), на основе которого, включая изменения от 25 января 2006 г. и 6 октября 2007 г., осуществляется деятельность данного межгосударственного объединения.

ЕврАзЭС является международной экономической организацией, наделенной функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (в настоящее время - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Это четко структурированная система с довольно жестким механизмом принятия и реализации решений. Она обладает международной правосубъектностью. Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в рамках Сообщества. В 2003 году ЕврАзЭС получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН. 6 декабря 2007 года в Нью-Йорке на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН единогласно принята резолюция «Сотрудничество между ООН и Евразийским Экономическим Сообществом».

ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования государствами-участниками Таможенного союза Единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Один из главных векторов деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов. В число основных задач Сообщества входит:

1) завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

2) установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

3) введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля;

4) создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

5) разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития;

6) создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

7) формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

8) формирование общего энергетического рынка;

9) создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций;

10) предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

11) сближение и гармонизация национального законодательства, в том числе систем технического регулирования;

12) обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан. ЕврАзЭС - открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое не только примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, но и, по мнению членов ЕврАзЭС, может и намерено эти обязательства выполнять. Подробнее о структуре и направлениях деятельности ЕврАзЭС в [1].

1. Правовые основы единой системы технического регулирования в ЕврАзЭС

Правовые основы для создания и применения единой системы технического регулирования в ЕврАзЭС создает ряд документов, принятых государствами:

1) Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств-членов Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 года;

2) Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года;

3) Решение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 17 августа 2010 года № 1175 «О Порядке разработки технического регламента Евразийского экономического сообщества», включающее собственно «Порядок разработки технического регламента Евразийского экономического сообщества», «Регламент рабочей группы по разработке технического регламента Евразийского экономического сообщества» и формы уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проекта технического регламента ЕврАзЭС. Копии перечисленных выше документов опубликованы в [1]

2. Проект технического регламента ЕврАзЭС на соковую продукцию из фруктов и овощей

Уведомление о разработке проекта технического регламента ЕврАзЭС «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (далее - Проект регламента) составлено 30 июня 2010 г и опубликовано в [1]. Разработчиком Проекта регламента является рабочая группа в составе представителей казахстанской, белорусской и российской Сторон, органом, ответственным за разработку - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На официальном сайте ЕврАзЭС [1] опубликованы Проект регламента и пояснительная записка к нему. Определена окончательная дата предоставления замечаний и предложений (отзывов) к Проекту регламента - 30 октября 2010 г.

Согласно пояснительной записке Проект регламента разработан на основании графика разработки первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС. Заявленными целями и задачами разработки Проекта регламента являются:

1) защита жизни и здоровья граждан и предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей соковой продукции из фруктов и (или) овощей;

2) реализация положений Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года и Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-членов Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 года;

3) концентрация требований, касающихся соковой продукции из фруктов и овощей, в том числе требований безопасности, правил подтверждения соответствия, маркировки знаком соответствия в едином документе -техническом регламенте ЕврАзЭС;

4) устранение противоречий между документами государстве-членов ЕврАзЭС;

5) установление обязательных для соблюдения требований безопасности к соковой продукции из фруктов и овощей, выпускаемой в обращение на территории государств-членов ЕврАзЭС.

В область применения, включенную в разработанный Проект регламента, вошла соковая продукция, выпускаемая в обращение на территории государств-членов ЕврАзЭС, а также процессы ее производства, хранения, перевозки, маркировки, упаковки, обращения, утилизации и уничтожения. В пояснительной записке указано, что технический регламент ЕврАзЭС не распространяется на соковую продукцию, предназначенную для семенных и технический целей (?). Следует отметить, что ни Проект регламента, ни национальные регламенты на соковую продукцию государств-участников ЕврАзЭС не содержат положений и определений, поясняющие и классифицирующие «соковую продукцию для семенных и технических целей». Завершая краткий обзор документов, представленных наряду с Проектом регламента для публичного обсуждения, необходимо отметить отсутствие в отличие от правил, установленных в «Порядке разработки технического регламента Евразийского экономического сообщества» (части 1 и 4 статьи 3) в уведомлении о разработке проекта технического регламента и пояснительной записке требований, отличающихся от положений международных (региональных) стандартов и документов, на основании которых разработан проект.

В этой связи, а также в связи с установлением в «Соглашении об основах гармонизации технических регламентов государств-членов Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 года» (часть 3 статьи 2) и «Соглашении о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года (часть 2 статьи 5) требований о применении в качестве основы для разработки технических регламентов ЕврАзЭС соответствующих международных стандартов, требований и других документов (правил, директив и рекомендаций, принятых международными организациями по стандартизации, и иных документов), а в случае их отсутствия – региональные документы (регламенты, директивы, решения, стандарты, правила и иные документы), национальные (государственные) стандарты, национальные технические регламенты или их проекты в окончательной редакции[1], подробный сравнительный анализ положений предлагаемого Проекта регламента с положениями международных нормативных документов, распространяющихся на соки и соковую продукцию приобретает особую актуальность и практическую значимость.

3. Научно-техническая экспертиза Проекта регламента

В рамках публичного обсуждения Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет пищевых производств» (ГОУВПО «МГУПП») провело научно-техническую экспертизу предлагаемого Проекта регламента. Одной из целей экспертизы являлось определение его соответствия требованиям международных нормативных документов и разработка предложений для использования в процессе доработки Проекта регламента до окончательной редакции. Настоящая статья содержит отдельные разделы заключения научно-технической экспертизы, проведенной в ГОУВПО «МГУПП»[2].

ГОУВПО «МГУПП» как научно-образовательная организация с 1992 г. осуществляет собственные фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования в сфере технологий и качества пищевых продуктов, в т.ч. научные исследования по непрерывному мониторингу состояния российского рынка соков и соковой продукции. Университет активно участвует в работах по национальной и международной стандартизации и экспертной оценке проектов нормативно-правовых документов в рамках Технических комитетов по стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

В 2002-2004 гг. эксперты ГОУВПО «МГУПП» принимали непосредственное участие, в т.ч. в составе делегаций от Российской Федерации, в международном проекте по разработке международного стандарта Комиссии Codex Alimentarius «Единый стандарт на фруктовые соки и нектары», вступившем в силу в июле 2005 г. (международный стандарт CODEX STAN 247-2005). Под руководством экспертов ГОУВПО «МГУПП» подготовлены и выпущены научно-практические издания – книга «Фруктовые и овощные соки» (2004 г.) и издание на русском языке «Свода правил для оценки качества фруктовых и овощных соков» Ассоциации промышленности соков и нектаров Европейского союза (2004 г.).

Наряду с общими результатами научно-технической экспертизы в настоящей публикации представлены результаты и предложения, выработанные на их основе, сравнительного анализа Проекта регламента и действующего международного стандарта Комиссии Codex Alimentarius «Единый стандарт на фруктовые соки и нектары» CODEX STAN 247-2005.

3.1. Комиссия Codex Alimentarius и международный стандарт «Единый стандарт на фруктовые соки и нектары» CODEX STAN 247-2005

Международный пищевой кодекс – Codex Alimentarius (Кодекс Алиментариус), представляет собой свод международных стандартов, правил, предписаний и рекомендаций, применяемых в области производства и оборота пищевых продуктов и продовольственного сырья. В настоящее время Codex Alimentarius является исходным всемирным эталоном в сфере стандартизации для потребителей, производителей и переработчиков пищевых продуктов, международных и национальных организаций, осуществляющих контроль за производством и оборотом пищевых продуктов и правил торговли.

Главная цель деятельности Комиссии Codex Alimentarius, созданной в 1961 г. двумя международными организациями – Всемирной организацией сельского хозяйства и продовольствия (Food and Agriculture Organization - FAO) и Всемирной организацией здравоохранения (World Health Organization – WHO), заключается в создании и поддержании на международном уровне системы технических норм, основанной на применении международных стандартов и других регламентирующих документов как на группы пищевых продуктов и продовольственного сырья, так и на отдельные виды пищевой продукции. В систему входят также стандарты на методы контроля показателей качества и безопасности, правила идентификации, сертификационного и инспекционного контроля пищевой продукции. Международная система технических норм Комиссии Codex Alimentarius является обязательной для применения странами, входящими в состав Всемирной торговой организации (ВТО). Дополнительная информация о деятельности Комиссии Codex Alimentarius в [2, 3].

Единый международный стандарт на фруктовые соки и нектары CODEX STAN 247-2005, входящий в международную систему технических норм, представляет собой результат многолетней работы, осуществленной в период с 1999 по 2004 г. силами специальной межправительственной рабочей группой (МРГ), созданной Комиссией Codex Alimenatrius в целях реализации стратегических планов по совершенствованию и унификации свода международных стандартов. В состав МРГ вошли делегации 23 стран-участниц Комиссии Codex Alimentarius, а также делегации международных неправительственных организаций. Разработка стандарта осуществлялась в рамках четырех сессий МРГ, на которых подводились итоги межсессионной работы и утверждались промежуточные и окончательный проекты нового нормативного документа.

Российская Федерация приступила к работе в международном проекте в 2002 г. Для обеспечения координированного участия России в МРГ, представления и учета интересов государства Госстандартом РФ на базе Технического комитета по стандартизации 93 «Продукты переработки фруктов, овощей и грибов» была сформирована рабочая группа специалистов. Письмом Департамента пищевых продуктов и питания FAO (г. Рим, Италия), курирующего объединенную программу FAO/WHO по стандартизации в области пищевых продуктов от 15 января 2002 г. № 541 (доп. 542), направленным в Госстандарт РФ, определен порядок координированного взаимодействия между российской стороной и МРГ в работе над проектом Единого стандарта Codex Alimentarius на фруктовые соки и нектары.

Основной задачей в деятельности рабочей группы являлась и остается по настоящее время координация всех работ по участию заинтересованных российских организаций, промышленных предприятий и специалистов в Международном проекте, в т.ч. обеспечение информационной поддержки по документам, проектам стандартов, распространяемых МРГ для проведения экспертизы стандарта, а также сбор и анализ предложений, поступающих от российских организаций, предприятий и специалистов, подготовка и утверждение в рамках ТК 93 единых российских предложений и замечаний к Единому международному стандарту Комиссии Codex Alimentarius CODEX STAN 247-2005 как на этапе разработки, так и в рамках его текущего сопровождения. План мероприятий рабочей группы ТК 93 предусматривает информирование российских участников международного проекта, составление сводки поступающих замечаний и направление ее в адрес Комиссии Codex Alimentarius[3].

Основной целью разработки международного стандарта на фруктовые соки и нектары является создание единой нормативной базы, регламентирующей мировое производство и оборот соков и соковой продукции. Международный стандарт обязателен для применения в законодательстве стран-членов ВТО в качестве основы для национальных нормативно-правовых документов. Требования стандарта должны выполняться при торговых операциях соками и соковой продукцией, в т.ч. сырья для их производства, между странами-членами ВТО. Соответствие стандарту, а также общим предписаниям и руководствам Комиссии Codex Alimentarius обеспечивает выполнение единых целей, направленных на поддержание необходимого уровня безопасности продукции, защиту интересов потребителей, предотвращение недобросовестной конкуренции на основе соблюдения принципов этики в торговле, что в свою очередь позволяет противодействовать фальсификации в рассматриваемой группе пищевых продуктов. Нормативные положения международного стандарта в своей совокупности обеспечивают сохранение и защиту самих продуктов – соков, занимающих одно из центральных мест в рационе здорового питания человека. Действующая редакция Единого международного стандарта на фруктовые соки и нектары Комиссии Codex Alimentarius CODEX STAN 247-2008 опубликована в разделе «Официальные стандарты» (Official standards) интернет-портала Комиссии [3]. В настоящее время доступны редакции стандарта на английском, французском и испанском языках[4].

3.2. Результаты научно-технической экспертизы

Научно-техническая экспертиза проводилась по Проекту регламента, размещенного на сайте ЕврАзЭС (уведомление от 30.06.2010 г.), в рамках публичного обсуждения. При проведении научно-технической экспертизы в качестве нормативной и правовой базы были использованы нормативные правовые документы Российской Федерации и стран-участниц ЕврАзЭС, а также международные нормативные документы, действующие для рассматриваемой группы пищевых продуктов. Перечень документов представлен во врезке. Результаты научно-технической экспертизы представлены в виде нижеследующих, отдельных замечаний и предложений и общих выводов.


Документальная база научно-технической экспертизы Проекта регламента:

1) Конституция Российской Федерации;
2) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 12.05.2009 г. № 537);
3) Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 30.01.2010 г. № 120);
4) Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции Изменений от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г.);
5) Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции Изменений от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г., 31 марта, 30 декабря 2006 г., 12 июня, 23 июля, 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г.);
6) Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (в редакции Изменений от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г.);
7) Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции Изменений от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 09 мая 2005 г., 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 29 декабря 2006 г., 30 декабря 2006 г.);
8) Федеральный закон Российской Федерации от 27.10.2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;
9) Государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы. 2.3.2 Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01 Минздравсоцразвития России (в редакции, действующей с 01.10.2010 г., и с изменениями от 10.08.2010 г.);
10) Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 420 «Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» и осуществления оценки соответствия»;
11) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 г. № 690-р «О перечне национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» и осуществления оценки соответствия»;
12) Технический регламент Республики Казахстан «Требования к безопасности соков и соковой продукции», утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27.02.2008 г. № 199;
13) Международный стандарт Комиссии Codex Alimentarius «Единый стандарт на фруктовые соки и нектары» CODEX STAN 247-2005;
14) Директива Совета Европы от 20.12.2001 г. № 2001/112/ЕС «О фруктовых соках и определенных однородных продуктах для питания человека»;
15) Директива Еврокомиссии от 14.08.2009 г. № 2009/106/ЕС «Об изменении Директивы Совета Европы от 20.12.2001 г. № 2001/112/ЕС «О фруктовых соках и определенных однородных продуктах для питания человека»;
16) Регламент Еврокомиссии от 19.12.2006 г. № 1881/2006 «О максимальных уровнях определенных контаминантов в пищевых продуктах»;
13) Директива Совета Европы от 15.07.1991 г. № 91/414/ЕЕС «Об обращении средств защиты растений на рынке»;
14) Регламент Парламента и Совета Европы от 23.02.2005 г. № 396/2005 «О максимальных остаточных уровнях пестицидов в или на пищевых продуктах и кормах для животных растительного и животного происхождения», дополняющий Директиву Совета Европы от 15.07.1991 г. № 91/414/ЕЕС «Об обращении средств защиты растений на рынке»;
15) Сетевая база данных Европейского союза о максимальных остаточных количествах пестицидов в пищевых продуктах (EU pesticides database, Директива Совета Европы от 15.07.1991 г. № 91/414/ЕЕС - активные вещества по состоянию на 03.08.2010 г.; Регламент Парламента и Совета Европы от 23.02.2005 г. № 396/2005 - продукты и остаточные количества пестицидов по состоянию на 02.09.2010 г.);
16) Сетевая база данных Комиссии Codex Alimentarius о максимальных остаточных количествах пестицидов в пищевых продуктах (Codex pesticides residues in food online database, группы продуктов и остаточные количества пестицидов по состоянию на 01.10.2010 г.);
17) Свод правил для оценки качества фруктовых и овощных соков Ассоциации промышленности соков и нектаров из фруктов и овощей Европейского союза (издание на русском языке).- М.: Нововита, 2004.


3.2.1. Безопасность продукции

Проект регламента, представленный на публичное обсуждение, не учитывает известные риски для безопасности соков и соковой продукции, в том числе те риски, для которых в настоящее время разработаны и применяются на постоянной основе средства и способы их предотвращения или минимизации, а также методы контроля. Результаты сравнительной экспертизы положений Проекта регламента с действующими в настоящее время международными стандартами и нормативными правовыми документами, в первую очередь с международным стандартом Комиссии Codex Alimentarius CODEX STAN 247-2005 «Единый стандарт на фруктовые соки и нектары», а также с национальными стандартами ГОСТ Р и Санитарными правилами и нормами (СанПиН) Российской Федерации для данной группы пищевых продуктов показывает, что в нем снижен уровень безопасности по ряду основных показателей. Проект регламента не обеспечивает необходимого уровня безопасности продукции, в особенности соковой продукции для детского питания, что не позволяет подтвердить его соответствие цели защиты жизни и здоровья граждан, заявленной в части 3 статьи 1.

Пестициды, агрохимикаты и ветеринарные препараты

В приложении 1 Проекта регламента в таблицах 1 и 2 приведены обязательные нормы только для двух пестицидов: изомеров - α, β и γ - гексахлорциклогексана, а также для ДДТ (инсектицида) и его метаболитов. Проект регламента должен включать норму по контролю остаточного количества всех пестицидов, применение которых допускается действующими российскими и международными нормативными документами в сельскохозяйственном производстве фруктов и овощей. В отличие от международного стандарта «Единый стандарт на фруктовые соки и нектары» CODEX STAN 247-2005 Проект регламента не устанавливает требований к контролю и (или) норму о необходимости наличия информации об остаточных количествах всех пестицидов, зарегистрированных и используемых в настоящее время в сельскохозяйственном производстве фруктов или овощей, из которых получены, например, концентрированные соки.

Отсутствие в Проекте регламента необходимых нормативных положений не снижает риски, высокая вероятность которых определяется применением в производстве фруктов и овощей широкого ряда современных типов пестицидов различного действия (напр., одного из самых распространенных - тиабендазола). Международный стандарт CODEX STAN 247-2005 и другие нормативные документы Комиссии Codex Alimentarius ограничивают применение пестицидов, устанавливая не только нормы по их допустимым остаточным количествам, но и поддерживая списки запрещенных химических средств обработки растений. Аналогичные нормы, построенные по принципу создания и поддержания списков запрещенных и разрешенных пестицидов, применяются в Европейском союзе. Так, например, своим последним решением от 18 января 2009 г. Европейский парламент запретил 22 пестицида, которые обладают канцерогенным и мутагенным действием.

Особое значение для производства безопасной продукции имеет исключение рисков, возникающих при изготовлении свежеотжатых соков из плодов фруктов и (или) овощей, например, в присутствии потребителей. Данный вид продажи соков распространен в настоящее время (напр., в супермаркетах и т.п.). Регламент не содержит требований к подобному процессу изготовления, в т.ч. не содержит требований к контролю и подготовке плодов к отжиму сока. Многие точки продаж даже не имеют водоснабжения и не оборудованы устройствами для мойки плодов, которая является обязательным процессом производства сока.

Учитывая одностороннюю направленность ассортимента современного российского рынка соков, на котором преобладают восстановленные соки, и практически полную зависимость отечественных изготовителей данной продукции от импорта, в Проект регламента необходимо внести норму о необходимости строгого контроля остаточных количествах максимально известного в настоящее время перечня пестицидов. В действующей редакции Проект регламента не предлагает правовых норм по защите рынка Российской Федерации, а также рынка ЕврАзЭС от поставок небезопасного концентрированного сырья для изготовления восстановленных соков и другой соковой продукции.

5-Оксиметилфурфурол (гидроксиметилфурфурал)

Оксиметилфурфурол (5-оксиметилфурфурол, международное название – гидроксиметилфурфурал) принадлежит к нежелательным эндогенным компонентам, которые образуются в ходе получения, хранения и переработки соковой продукции и оказывают негативное влияние на ее безопасность и качество. Согласно результатам ряда экспериментальных исследований оксиметилфурфурол обладает ограниченным токсическим (мутагенным) действием, что обосновывает необходимость нормирования его максимального количества в соковой продукции. Особое внимание контролю количества оксиметилфурфурола необходимо уделять для продуктов детского питания, а также для продукции, предназначенной для беременных и кормящих женщин. В Проекте регламента отсутствуют нормы по допустимым уровням оксиметилфурфурола для соков и соковой продукции, предназначенных для потребителей. Отказ от нормирования по данному показателю не может считаться обоснованным в виду выраженных токсикологических характеристик данного соединения, подтвержденных в неоднократных научных исследованиях, например, [4-8] [5].

В отличие от Проекта регламента в международном стандарте CODEX STAN 247-2005 содержатся требования к контролю безопасности, качества и состава продуктов согласно перечням необходимых физико-химических и органолептических показателей, включая оксиметилфуфурол (разделы 3.2-3.4 главы 3 «Требования к составу и качеству» и глава 9 «Методы контроля» стандарта CODEX STAN 247-2005). В сравнении с действующими в настоящее время требованиями российских нормативных документов уровень по максимально допустимому количеству оксиметилфурфурола для продуктов, предназначенных для питания детей раннего возраста, установленный в Регламенте, превышает в два раза норму действующего национального стандарта ГОСТ Р 52474-2005. Дополнительная информация – см. прилагаемую таблицу результатов сравнительной научно-технической экспертизы.

Гигиенические требования к безопасности свежеотжатых соков

Проект регламента относит к объектам технического регулирования свежеотжатые соки (п. (б) части 1 статьи 2). Однако в Проекте регламента отсутствуют гигиенические требования к безопасности для данного вида сока. Кроме того, в Проекте регламента отсутствуют требования к организации производства (изготовления) свежеотжатых соков. Указанный недостаток Проекта не позволяет подтвердить уверенность в том, что рассматриваемый вид соков – свежеотжатые соки, а именно их гигиенический статус не будет представлять угрозу здоровью потребителей. Следует отметить, что действие международного стандарта CODEX STAN 247-2005, а также региональных документов, например, Директивы Совета Европы от 20.12.2001 г. № 2001/112/ЕС «О фруктовых соках и определенных однородных продуктах для питания человека» и Директивы Еврокомиссии от 14.08.2009 г. № 2009/106/ЕС «Об изменении Директивы Совета Европы от 20.12.2001 г. № 2001/112/ЕС «О фруктовых соках и определенных однородных продуктах для питания человека» распространяются на все виды соков.

Пропиленгликоль

Пропиленгликоль (1,2-пропиленгликоль или 1,2-пропандиол) – бесцветная густая жидкость без запаха со сладковатым вкусом. До 40 % всего производимого пропиленгликоля применяют в производстве ненасыщенных полиэфирных смол (для строительной индустрии и автомобилей), эластичных полиуретанов. Пропиленгликоль применяется также для изготовления тормозных жидкостей, антифризов, теплоносителей, дезинфицирующих средств, целлофановых и поливинилхлоридных пленок (в качестве пластификатора). В пищевой промышленности пропиленгликоль применяется как растворитель пищевых добавок (10-12 %), ароматизаторов и увлажнитель табака. Следует подчеркнуть, что применение ароматизаторов в производстве соков и нектаров запрещено действующими нормативными документами, например, национальными стандартами ГОСТ Р на соки и соковую продукцию.

Проект регламента в отличие от международного стандарта CODEX STAN 247-2005 и европейских региональных документов (см. выше) включает пропиленгликоль в перечень разрешенных технологических средств. Более того, определение термина «Технологическое средство», приведенное в части 15 статьи 2 Проекта регламента не предусматривает критериев обеспечения безопасности остаточных количеств технологических средств, за отдельными исключениями (таблица 6 Приложения 3 проекта), в соковой продукции, предназначенной для непосредственного употребления. Следует отметить, что в процессе производства соков и соковой продукции отсутствуют какие-либо основания для использования пропиленгликоля в качестве технологического средства. В этой связи норма, допускающая применение данного техногенного вещества, должна быть исключена из Проекта регламента при его доработке.

3.2.2. Предотвращение действий, вводящих в заблуждение потребителей

Основополагающие терминологические понятия

Концептуальные особенности предлагаемого Проекта регламента не позволяют подтвердить его соответствие состоянию и тенденциям развития международной правовой базы для рассматриваемой группы пищевых продуктов. Основные положения Проекта регламента не соответствуют нормам и критериям, которые были использованы государствами-членами Комиссии Codex Alimentarius при разработке единого международного стандарта на фруктовые соки и нектары CODEX STAN 247-2005. Результаты научно-технической экспертизы показывают, что основой для разработки Проекта регламента является подход, согласно которому нормы международного стандарта используются в Проекте регламента избирательно, не в полном объеме и без учета общей концепции и идеологии исходного нормативного документа. Кроме того, предлагаемые редакции норм Проекта регламента искажают содержание норм международного стандарта. Так, например, понятие «Сок», приведенное в части 1 статьи 2 Проекта регламента, представленного для публичного обсуждения, не соответствует концепции и содержанию нормы международного стандарта CODEX STAN 247-2005 (п. 1, часть 2.1, статья 2 с учетом примечания 1 статьи 2). Для обеспечения нормативной совместимости (гармонизации) Проекта регламента с международной нормой о безопасности продукции, а также для достижения заявленной цели - предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, т.е. предупреждение фальсификации соковой продукции (уровень фальсифицированных соков и соковой продукции на российском рынке в зависимости от наименования составляет от 20 до 60 %), основополагающую норму Проекта регламента (часть 1 статьи 2) необходимо представить в следующей редакции (см. врезку).


«1) сок - жидкий пищевой продукт, который несброжен, способен к брожению, получен из съедобных частей доброкачественных, спелых, свежих или сохраненных свежими либо высушенных фруктов или овощей одного вида путем физического воздействия на их съедобные части и в котором в соответствии с особенностями способа его получения сохранены характерные для сока из одноименных фруктов или овощей пищевая ценность, физико-химические и органолептические свойства. Сок может быть осветленным. В соке могут быть восстановлены натуральные ароматообразующие фруктовые или овощные вещества путем добавления в него концентрированных натуральных ароматообразующих фруктовых веществ или концентрированных натуральных ароматообразующих овощных веществ из одноименных фруктов или овощей либо соков из них. Количество вносимых с целью восстановления в соке натуральных ароматообразующих фруктовых веществ или натуральных ароматообразующих овощных веществ не должно превышать их естественное содержание в одноименных фруктах или овощах либо в их соках. В сок могут быть добавлены фруктовая или овощная мякоть, и (или) фруктовое или овощное пюре, и (или) клетки цитрусовых фруктов, произведенные из одноименных фруктов и (или) овощей путем физического воздействия на них. Смешанный сок производят путем смешивания двух и более различных соков или соков и фруктовых и (или) овощных пюре. Консервирование сока может быть осуществлено только с использованием физических способов, за исключением обработки ионизирующим излучением.».

Без внесения указанных изменений Проект регламента в случае его принятия не способен создать нормативную и правовую основу для предотвращения действий, вводящих в заблуждение потребителей, например, путем внесения в соки прямого отжима или восстановленные соки ароматобразующих веществ в количестве не соразмерном их качественному и количественному составу в исходном сырье – фруктах или овощах (т.н. способ фальсификации - «гиперароматизация»).


Подлинность соков и соковой продукции

Негативным отличием от международного стандарта Комиссии Codex Alimentarius CODEX STAN 247-2005 является отсутствие в Проекте регламента одного из главных концептуальных элементов технического регулирования производства и обращения соковой продукции – подлинности соков и соковой продукции. В международном стандарте нормативные требования к подлинности соков содержатся в статьях 3.2, 3.3 и 3.4 (см. единый международный стандарт CODEX STAN 247-2005). Дополнительно следует отметить, что понятие и требования к подтверждению подлинности соковой продукции содержатся в Техническом регламенте Республики Казахстан «Требования к безопасности соков и соковой продукции» (часть 30 статьи 2, часть 21 статьи 4, статья 7, приложение 5).

Для обеспечения необходимого уровня нормативной совместимости (гармонизации) с международным стандартом и техническим регламентом государства-участника ЕврАзЭС – Республика Казахстан - в статью 2 Проекта регламента необходимо включить понятие «Подлинность соковой продукции». Контроль и идентификация соков и соковой продукции (см. ниже) с целью установления их соответствия заявленному наименованию, т.е. установление подлинности, являются эффективным инструментом решения задачи предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Отсутствие в Проекте регламента понятия «Подлинности» и соответствующих нормативных положений, направленных на ее обеспечение, не только снижает уровень гармонизации с международными требованиями, но и самым серьезным образом увеличивает риск производства и оборота на российском рынке фальсифицированных продуктов, в особенности в условиях членства Российской Федерации в ВТО.

Согласно результатам мониторинга российского рынка соков и соковой продукции средний уровень продуктов с недопустимой модификацией состава (фальсифицированных) составляет 26 %. На рынке наблюдается растущая тенденция появления продукции, изготовленной с применением т.н. сложных способов фальсификации (использование запрещенных компонентов - ароматизаторов, сахаросодержащих ингредиентов, подкислителей, природных красителей, экстрактов и др.), для выявления которых требуется расширенная идентификация с применением современных аналитических методов исследования и экспертных знаний. Выявленная доля фальсифицированных продуктов является недопустимой для современной отрасли, с высоким производственным, нормативным и экспертным потенциалом.

Проект регламента не обеспечивает необходимую правовую защиту российского рынка, а также рынка соков и соковой продукции ЕврАзЭС от поставок фальсифицированной импортной продукции в виду отсутствия (в отличие от международной нормативной практики) в перечне объектов технического регулирования «Подлинности соковой продукции». Дополнительно следует подчеркнуть, что ряд основополагающих норм международного стандарта CODEX STAN 247-2005, оказывающих прямое действие на обеспечение заявленных целей – безопасности, качества (подлинности) соков и соковой продукции, не учитывается в Проекте регламента, что не позволяет выразить полную уверенность в его соответствии интересам потребителей, добросовестных производителей и поставщиков соковой продукции, а также в его содействии укреплению и росту степени общественного доверия к продуктам, предлагаемым на российском рынке и рынке государств-членов ЕврАзЭС.

Идентификация соков и соковой продукции

Положение об идентификации соковой продукции, установленное в части 1 статьи 3 Проекта регламента, искажает цели и содержание понятия «Идентификация», установленное в Федеральном законе Российской Федерации от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (статья 2), включая изменения 2005-2009 гг., а также противоречит требованиям и правилам идентификации продукции, применяемым в настоящее время системой национальных стандартов Российской Федерации, включая стандарты ГОСТ Р 51293 и ГОСТ Р 53137. Внутреннее логическое противоречие выявлено также между частями 1 и 2 статьи 3 рассматриваемого Проекта регламента.

Установление принадлежности к числу объектов технического регулирования, о которой идет речь в части 1 статьи 3 Проекта регламента, путем сравнения наименований, нанесенных на потребительские упаковки или приведенных в товарно-сопроводительных документах, с наименованиями, приведенными в статье 2 Проекта, не является идентификацией по определению. В данном случае можно говорить только об определении (или установлении) принадлежности продукта к рассматриваемому перечню объектов технического регулирования, которое проводится по его наименованию, заявленному изготовителем на потребительской таре или в товарно-сопроводительных документах. Необходимо подчеркнуть, что основополагающее определение идентификации установлено в статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которому идентификацией является установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Отдельные существенные признаки соковой продукции приведены, например, в определениях понятий объектов технического регулирования статьи 2 рассматриваемого Проекта регламента.

Для исключения подмены цели и содержания понятия идентификации окончательная редакция Проекта регламента должна в статье 2 (дополнительная часть 20) содержать норму, соответствующую Федеральному закону Российской Федерации «О техническом регулировании»: «20) идентификация соковой продукции – установление тождественности характеристик соковой продукции ее существенным признакам.». Внесение данной нормы приводит Проект регламента в соответствие в части правил идентификации продукции с проектами технических регламентов ЕврАзЭС и с действующими техническими регламентами Российской Федерации на другие пищевые продукты, что в конечном итоге обеспечивает единство норм, применяемых для регулирования производства и обращения пищевой продукции.

Маркировка

Проект регламента не соответствует международному стандарту CODEX STAN 247-2005 в части размера используемого шрифта для указания отличительных признаков продукции (напр., «восстановленный», «объемная доля сока» и др.). Для приведения Проекта регламента в соответствие с нормой международного стандарта необходимо внести следующие изменения (см. врезку).


Записать часть 38 статьи 4 Проекта регламента в следующей редакции:

«38. В наименовании сока прямого отжима или в непосредственной близости от этого наименования должны быть указаны слова «прямого отжима». Размер шрифта маркировки «прямого отжима» должен быть не менее ½ размера шрифта, использованного в наименовании продукта. Маркировка «прямого отжима» должна быть заметной и читаемой на любом фоне.».

Записать часть 39 статьи 4 Проекта регламента в следующей редакции:

«39. В наименовании восстановленного сока или в непосредственной близости от этого наименования должны быть указаны слова «изготовленный из концентрированного фруктового и (или) овощного сока», «изготовленный из концентрированного фруктового и (или) овощного сока и фруктового и (или) овощного пюре» или слово «восстановленный». Размер шрифта маркировки «изготовленный из концентрированного фруктового и (или) овощного сока», «изготовленный из концентрированного фруктового и (или) овощного сока и фруктового и (или) овощного пюре» или «восстановленный» должен быть не менее ½ размера шрифта, использованного в наименовании продукта. Маркировка «изготовленный из концентрированного фруктового и (или) овощного сока», «изготовленный из концентрированного фруктового и (или) овощного сока и фруктового и (или) овощного пюре» или «восстановленный» должна быть заметной и читаемой на любом фоне».


Дополнительная информация о результатах сравнительного анализа положений Проекта регламента и международного стандарта Комиссии Codex Alimentarius CODEX STAN 247-2005 «Единый стандарт на фруктовые соки и нектары» приведена в таблице 1 настоящей статьи.

4. Общие выводы научно-технической экспертизы

Результаты проведенной научно-технической экспертизы позволяют сделать общий вывод о том, что проект технического регламента ЕврАзЭС «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», представленный для публичного обсуждения согласно уведомлению от 30.06.2010 г., нуждается в дополнениях, которые в совокупности с рассмотренными положениями обеспечат не только высокий качественный уровень разработки данного нормативного правового документа, но и необходимую безопасность и качество, в том числе подлинность, соковой продукции, подтвердят интерес государств-участников ЕврАзЭС в гарантированной безопасности единого рынка, включая безопасность в отношении недобросовестной конкуренции, одним из способов которой является фальсификация продукции, а также обеспечат интересы промышленных и непромышленных участников единого рынка, и в первую очередь защиту интересов потребителей.

Проект регламента, представленный для публичного обсуждения, не соответствует уровню безопасности, принятому в мире для рассматриваемой группы пищевых продуктов - соков и соковой продукции. В сравнении с международным стандартом Комиссии Codex Alimentarius «Единый стандарт на фруктовые соки и нектары» CODEX STAN 247-2005 и региональными документами - Директивой Совета Европы от 20.12.2001 г. № 2001/112/ЕС «О фруктовых соках и определенных однородных продуктах для питания человека» и Директивой Еврокомиссии от 14.08.2009 г. № 2009/106/ЕС «Об изменении Директивы Совета Европы от 20.12.2001 г. № 2001/112/ЕС «О фруктовых соках и определенных однородных продуктах для питания человека», а также в сравнении с нормативными документами Российской Федерации - национальными стандартами ГОСТ Р и гигиеническими требованиями безопасности пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.1078-01, уровень нормативной безопасности продукции и степень учета рисков ущерба здоровью и жизни потребителей в Проекте регламента, представленном для публичного обсуждения, существенно ниже. Так, например, чрезвычайно необходимой является доработка Проекта регламента в части внесения норм по пищевому токсиканту - 5-оксиметилфурфуролу и восстановления норм по контролю полного перечня пестицидов, радионуклидам и токсинам, а также восстановления норм гигиенической безопасности для продуктов для детей, беременных и кормящих женщин. В Проекте регламента перечисленные показатели или полностью отсутствуют, или представлены в виде норм, которые не соответствуют уровню риска, вызываемого данными контаминантами. Данная ситуация не может не вызвать беспокойство, в особенности в условиях предстоящего вступления Российской Федерации в ВТО.

Проект регламента должен в полной мере соответствовать государственным интересам и требованиям Российской Федерации в области обеспечения высокого уровня безопасности и качества пищевой продукции, запрету монополизации и недобросовестной конкуренции, установленным в основополагающих правовых документах Российской Федерации - Конституции Российской Федерации (статьи 7, 8 и 34) , Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (статья 46 раздел 3 глава IV) и Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации (статья 12 глава IV, статьи 18, 19 и 21 глава V). Проект регламента, вынесенный на публичное обсуждение, не позволяет подтвердить данное соответствие, а также его соответствие основополагающим Федеральным законам Российской Федерации - Федеральному закону от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральному закону Российской Федерации от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Наряду с недостаточным уровнем нормативного обеспечения безопасности соковой продукции Проект регламент не предлагает эффективных норм по защите российского рынка, а в статусе межгосударственного закона - рынка стран-участниц ЕврАзЭС от фальсифицированной соковой продукции. При наличии высокой доли фальсифицированных продуктов, присутствующих на розничном рынке Российской Федерации, рассматриваемый Проект регламента не содержит необходимых требований, позволяющих обеспечить достижение заявленной цели технического регулирования - предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

К другим недостаткам Проекта регламента, которые требуют обязательного устранения, следует отнести отсутствие в нем положений, обеспечивающих гигиеническую безопасность полного перечня объектов технического регулирования, входящих в сферу действия документа. Несмотря на включение в перечень соковой продукции таких объектов технического регулирования, как фруктовая и овощная мякоть, клетки цитрусовых фруктов, концентрированные натуральные ароматобразующие вещества, свежеотжатые сокам, Проект регламента не содержит конкретных требований к безопасности указанных продуктов, которые находятся в производстве и обращении на российском рынке, а также на рынках стран-участниц ЕврАзЭС.

Для обеспечения соответствия Проекта регламента задачам, установленным в Стратегии национальной безопасности и Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, в нем в виде соответствующих положений должны быть в обязательном порядке учтены:

1) интересы потребителей в развитии рынка натуральных и полезных продуктов, изготовленных из отечественного сырья (продуктов здорового питания);

2) интересы малого и среднего предпринимательства, деятельность которого направлена на развитие в Российской Федерации как садоводства и овощеводства - отечественной сырьевой базы, так и на изготовление натуральных соков и соковой продукции.

Проект регламента и соответственно будущий закон ЕврАзЭС должен быть направлен на развитие собственной сырьевой базы (садоводства и овощеводства) Российской Федерации и стран-участниц ЕврАзЭС, а также на развитие ассортимента продукции, производимой из свежих фруктов и овощей - натуральных соков и пюре и продуктов на их основе. Доработка Проекта регламента позволит не только устранить принципиальные и отдельные недостатки, но и обеспечить необходимую и эффективную защиту, как отечественного рынка, так и рынков стран-участниц ЕврАзЭС от небезопасной и фальсифицированной продукции. При этом уровень нормативной защиты будет полностью соответствовать международным требованиям – международному стандарту Комиссии Codex Alimentarius «Единый стандарт на фруктовые соки и нектары», а также региональным требованиям, например, требованиям Европейского союза, и не будет содержать необоснованных норм, административных и технических барьеров.


Литература

1. Официальный сайт ЕврАзЭС http://www.evrazes.com.
2. А.А.Кочеткова, А.Ю.Колеснов, Э.С.Гореньков «Комиссия Кодекс Алиментариус и Международный пищевой кодекс»//Пищевая промышленность.- 2004.- № 1.- с. 2-6.
3. Интернет-портал Комиссии Codex Alimentarius http://www.codexalimentarius.net.
4. Т.А.Симонян «Гигиеническая оценка содержания оксиметилфурфурола в суточном рационе человека»//Вопросы питания.- 1971.- № 6.- с. 50-53
5. А.Н.Зайцев, Т.А.Симонян, А.Л.Поздняков «О гигиеническом нормировании оксиметилфурфурола в пищевых продуктах»//Вопросы питания.- 1975.- № 1.- с. 52-55
6. Lee Y.C., Shlyankevich M., Jeong H.K., Douglas J.S. and Surh Y.J. «Bioactivation of 5-hydroxymethyl-2-furaldehyde to an electrophilic and mutagenic allylic sulfuric acid ester»//Biochem. Biophys. Res. Commun., 1995, v. 206, # 3, p. 996-1002.
7. Louise J.K. Durling, Leif Busk and Björn E. Hellman «Evaluation of the DNA damaging effect of the heat-induced food toxicant 5-hydroxymethylfurfural (HMF) in various cell lines with different activities of sulfotransferases»// Food and Chemical Toxicology, v. 47, # 4, April 2009, p. 880-884.
8. Camilla Svendsen, Trine Husoy, Hansruedi Glatt, Margaretha Haugen and Jan Alexander «5-Sulfooxymethylfurfural (SMF), the metabolite of 5-hydroxymethylfurfural (HMF), increases the numbers of adenoma and aberrant crypt foci in the intestine of min-mice»//Toxicology Letters, v. 172, suppl. 1, 7 October 2007, p. S202.


Таблица 1

Сравнительный анализ норм Проекта регламента ЕврАзЭС «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»
и норм международного стандарта Комиссии CodexAlimentarius CODEX STAN 247-2005 «Единый стандарт на фруктовые соки и нектары»

пп.

Показатель

Норма

Примечание

Проект технического регламента ЕврАзЭС

«Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»

(редакция: 30.06.2010 г.)

Международный стандарт

CODEXSTAN 247-2005

«Единый стандарт на фруктовые соки

и нектары»

1

2

3

4

5

1

Объекты технического регулирования:

соки

Название документа:

Соки не включены в название регламента как самостоятельный объект технического регулирования. В основной части Проект регламента устанавливает совмещенные нормы, например, для соков и нектаров

Название документа:

Соки - основной объект регулирования

(в названии и содержании международного стандарта). Международный стандарт устанавливает дифференцированные нормы для соков и нектаров

Фруктовые и овощные соки являются основным объектом производства и обращения в данной группе пищевых продуктов мирового рынка и, соответственно, основным объектом технического регулирования и нормирования – см. также нормативные правовые документы ЕС 2001/112, 2009/106, технический регламент на соки и соковую продукцию Республики Казахстан, нормативные документы государств ЕС

2

Термины и определение: существенные признаки продуктов -ароматобразующие вещества

Часть 1, статья 2:

Содержит норму о добавлении в сок концентрированных ароматобразующих веществ без каких-либо количественных ограничений

Пункт 2.1.1, раздел 2.1:

Содержит норму о восстановлении в соке концентрированных ароматобразующих веществ с учетом их природного уровня

«Добавление» и «Восстановление» являются разными по своему целевому назначению операциями. Добавление ароматических компонентов без каких-либо количественных ограничений приводит не только к модификации состава (несоблюдение основной нормы о сохранении тождественности свойств коммерческого продукта со свойствами подлинного сока одноименных фруктов), но и к т.н. «гиперароматизации», что негативным образом отражается на физиологическом значении сока, в особенности как натурального продукта детского питания (письмо ГУ «Научный центр здоровья детей» от 06.11.2003 г. № 88-4/47-01)


1

2

3

4

5

3

Термины и определения: существенные признаки продуктов – концентрированный сок

Подпункт «г», часть 1, статья 2:

Основной существенный признак - содержание сухих веществ увеличено не менее, чем в 2 раза по сравнению с содержанием сухих веществ в исходном соке прямого отжима.

Пункт 2.1.2, раздел 2.1:

Основной существенный признак - содержание сухих веществ увеличено не менее, чем на 50 % по сравнению с содержанием сухих веществ в восстановленном соке.

Не соблюдается принцип нормативной совместимости, как между правовыми документами, так и содержанием существенных признаков продукции. Потенциальная причина разногласий в оценке (идентификации, классификации) продукта при экспертно-импортных операциях (в особенности, в условиях членства государств-участников ЕврАзЭС в ВТО).


4

Термины и определения: существенные признаки продуктов – концентрированное пюре

Часть 7, статья 2:

Основной существенный признак - содержание сухих веществ увеличено не менее, чем на 50 % по сравнению с содержанием сухих веществ в исходном пюре прямого отжима.

Пункт 2.1.5, раздел 2.1:

Основной существенный признак - содержание сухих веществ увеличено не менее. чем на 50 % по сравнению с содержанием сухих веществ в одноименном восстановленном соке.

Не соблюдается принцип нормативной совместимости, как между правовыми документами, так и содержанием существенных признаков продукции. Потенциальная причина разногласий в оценке (идентификации, классификации) продукта при экспертно-импортных операциях (в особенности, в условиях членства государств-участников ЕврАзЭС в ВТО).

5

Основной компонентный состав:

состав сока прямого отжима

Норма, сопоставимая по своему содержанию и действию международному стандарту, отсутствует

Подпункт «а», пункт 3.1.1, раздел 3.1:

Запрещает модификацию содержания сухих веществ (исключение – смешивание с соком одноименных фруктов)

6

Ингредиенты:

вода для восстановления соков и изготовления нектаров

Часть 16, статья 4:

Вода должна соответствовать требованиям технических регламентов. В качестве дополнительных требований установлены нормы для нитратов (не более 25 мг/л) и натрия (не более 50 мг/л)

Подпункт «с», пункт 3.1.1, раздел 3.1:

Вода должна соответствовать требованиям «Руководства о качестве питьевой воды Всемирной организации здравоохранения» (тома 1 и 2)

Соответствующий технический регламент отсутствует.

7

Ингредиенты:

добавление сахаров (сахаросодержащих ингредиентов)

Часть 23, статья 4:

Сахара и(или) их растворы или сиропы могут быть добавлены в любую соковую продукцию (за исключением соков прямого отжима) независимо от ее предназначения (для потребителей или промышленных приобретателей). Сахара и сахаросодержащие ингредиенты: сахароза, глюкоза, фруктоза.

Пункт 3.1.2, раздел 3.1:

Добавление сахаров и сахаросодержащих ингредиентов разрешено только для продуктов, предназначенных для потребителей, а также продуктов, поставляемых для общественного питания. Сахара и сахаросодержащие ингредиенты: сахароза, глюкоза, фруктоза, сахарный сироп, инвертный сахарный сироп (раствор), фруктозный сироп, жидкий тростниковый сахар, высокофруктозный сироп, сироп изоглюкозы

Не соблюдается принцип нормативной совместимости, как между правовыми документами, так и содержанием существенных признаков продукции. Причина для фальсификаций продукции.


1

2

3

4

5

8

Ингредиенты:

добавление меда

Часть 24, статья 4:

Мед может быть использован в любой соковой продукции.

Подпункт «b», пункт 3.1.2, раздел 3.1:

Мед может быть использован только в производстве нектаров.

Не соблюдается принцип нормативной совместимости, как между правовыми документами, так и содержанием существенных признаков продукции.

9

Ингредиенты:

добавление лимонного сока и сока лайма (в качестве подкислителей)

Норма, сопоставимая по своему содержанию и действию международному стандарту, отсутствует

Подпункт «с», пункт 3.1.2, раздел 3.1:

Применение данных соков в качестве подкислителей отнесено к предмету законодательных полномочий страны-импортера (напр., использование дополнительных ингредиентов и их маркировка в составе продукта). Стандарт содержит количественные нормы для применения данных соков (с учетом вышеприведенного условия).

Не соблюдается принцип нормативной совместимости, как между правовыми документами, так и содержанием существенных признаков продукции. Причина для фальсификаций продукции.

10

Ингредиенты:

добавление мандаринового сока к апельсиновому соку (в качестве красителя)

Норма, сопоставимая по своему содержанию и действию международному стандарту, отсутствует

Подпункт «е», пункт 3.1.2, раздел 3.1:

Применение мандаринового сока в качестве красителя в апельсиновом соке отнесено к предмету законодательных полномочий страны-импортера (напр., использование дополнительных ингредиентов и их маркировка в составе продукта). Стандарт содержит количественную норму для применения мандаринового сока (с учетом вышеприведенного условия).

11

Ингредиенты:

соль, пряности, ароматические травы и их натуральные экстракты

Часть 26, статья 4:

Разрешены для применения в любой соковой продукции из фруктов и овощей за исключением фруктовых соков

Подпункт «f», пункт 3.1.2, раздел 3.1:

Разрешены только для томатного сока

Не соблюдается принцип нормативной совместимости, как между правовыми документами, так и содержанием существенных признаков продукции.

12

Объекты регулирования: качество и подлинность продукции.

Качество и подлинность соковой продукции как объекты регулирования отсутствуют в Проекте регламента.

Разделы 3.2, 3.3 и 3.4:

Критерии качества, подлинность, а также контроль (подтверждение) состава, качества и подлинности являются объектами регулирования. Согласно разделу 3.3: «подлинность – сохранение в продукте необходимых физико-химических, органолептических и питательных свойств фруктов, из которых он получен».

Проект регламента не предлагает норм, обеспечивающих достижение одной из основных целей его применения - предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей (часть 3 статьи 1).

Нормы Проекта регламента несовместимы с техническом регламентом Республики Казахстан «Требования к безопасности соков и соковой продукции» в части обеспечения подлинности соковой продукции.



1

2

3

4

5

13

Безопасность:

технологические средства (пропиленгликоль)

Таблица 6, Приложение 3: пропиленгликоль включен в перечень разрешенных технологических средств. Определение термина «Технологическое средство», приведенное в части 15 статьи 2 не предусматривает критериев обеспечения безопасности остаточных количеств технологических средств в соковой продукции, предназначенной для непосредственного употребления.

Ссылка о применении пропиленгликоля как технологического средства вводит в заблуждение участников рынка соков, в т.ч. органы контроля (надзора), т.к. данное вещество применительно к соковой продукции, например, ароматобразующим веществам, может быть использовано исключительно как растворитель (в производстве ароматизаторов), что входит в противоречие с процессом получения ароматобразующих веществ - физический способ с возможным применением только трех экстрагентов – воды, углекислого газа и пищевого этилового спирта

Раздел 5: пропиленгликоль отсутствует в перечне разрешенных технологических средств, установленных данным международным стандартом в целях обеспечения безопасности соков и соковой продукции, находящихся в обороте на мировом рынке

Пропиленгликоль – бесцветная вязкая гигроскопичная жидкость сладковатого вкуса. В промышленных масштабах получают только 1,2-изомер (1,2-пропиленгликоль или 1,2-пропандиол). До 40 % всего производимого пропиленгликоля применяют в производстве ненасыщенных полиэфирных смол (для строительной индустрии и автомобилей), эластичных полиуретанов. Пропиленгликоль применяется также для изготовления тормозных жидкостей, антифризов, теплоносителей, дезинфицирующих средств, целлофановых и поливинилхлоридных пленок (в качестве пластификатора). В пищевой промышленности пропиленгликоль применяется как растворитель пищевых добавок (10-12 %) и увлажнитель табака

14

Безопасность:

пестициды

Таблица 1, Приложение 1:

приведены количественные нормы для двух пестицидов – гексахлорциклогексана (α, β и γ- изомеры) и ДДТ (и его метаболиты).

Раздел 6.1 «Остаточные количества пестицидов», глава 6 «Загрязнители (контаминанты)», а также раздел 7.1, глава 7 «Гигиенические требования» содержат отсылочные нормы к соответствующим стандартам и нормативным документам (руководствам и сводам правил Комиссии Codex Alimentarius), например, к Международному своду правил об Общих принципах пищевой гигиены (CAC/RCP 1-1969, в 4-ой редакции от 2003 г.) и реестру остаточных количеств пестицидов во фруктах, овощах и продуктах их переработки (напр., около 110 пестицидов только для семечковых фруктов).

Снижен уровень безопасности по данному показателю. В законе отсутствуют нормы и положения о контроле остаточных количеств пестицидов (кроме двух указанных в таблице 1 приложения 1). Закон не устанавливает требования к контролю остаточных количеств всех использованных пестицидов для концентрированных соков, которые используются для изготовления восстановленных соков.


1

2

3

4

5

Пункт 1 статьи 28 закона отменяет в отношении соковой продукции действие пункта 3 статьи 17 закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», устанавливающий запрет на применение в производстве продуктов детского питания сырья, изготовленного с использованием пестицидов, агрохимикатов и др.

15

Безопасность:

микробиологические показатели (таблицы 3, 4, 5 Приложение 1)

Нормы по микробиологическим показателям не учитывают в полной мере известные риски безопасности

Раздел 7.1, глава 7:

Продукты должны соответствовать любым микробиологическим критериям (требованиям), установленным согласно «Принципам определения и применения микробиологических критериев безопасности пищевых продуктов» Комиссии Codex Alimentarius (документ CAC/GL 21-1997)

Закон не учитывает риска заражения соковой продукции термо- и кислотоустойчивыми бактериями рода Alicyclobacillus. Споры бактерий способны к развитию в готовом продукте, которое приводит к его порче, выражающейся в негативных изменениях свойств (запаха, цвета, физико-химических характеристик). Основными причинами микробиологической порчи является образование характерных для жизнедеятельности бактерий рода Alicyclobacillus химических соединений - дибромфенола, метоксифенола и дихлорфенола.

16

Безопасность:

оксиметилфурфурол (гидроксиметилфурфурал)

Таблица 2, Приложение 1: установлена количественная норма только для соковой продукции для детского питания - не более 20 мг/л. Для остальной соковой продукции нормы отсутствуют

Требования к контролю качества, подлинности и состава согласно перечням необходимых физико-химических и органолептических показателей, включая 5-оксиметилфуфурол (гидроксиметифурфурал) приведены в разделы 3.2-3.4 глава 3 «Требования к составу и качеству», глава 9 «Методы контроля» стандарта CODEX STAN 247-2005. Стандарт CODEX STAN 234-1999 (в действующей в настоящее время редакции от 2007 г.) «Методы анализа и отбора проб» содержит дополнительный перечень методов контроля фруктовых соков и нектаров

Снижен уровень безопасности по данному показателю. Для продуктов, предназначенных для питания детей раннего возраста предлагаемая норма превышает в два раза норму из национального стандарта РФ на соки, нектары и коктейли для питания детей раннего возраста (ГОСТ Р 52474-2005).

5-Оксиметилфурфурол (ОМФ) относится к нежелательным эндогенным компонентам, образующимся в ходе получения, хранения и переработки соков и соковой продукции и оказывающим негативное влияние на ее потребительские свойства (см. также справочный материал в приложении № 2 к заключению научно-технической экспертизы).

1

2

3

4

5

ОМФ относится к т.н. «индикаторам качества и безопасности ведения технологического процесса».

17

Маркировка:

наименование смешанной продукции

Часть 37, статья 4: Порядок указания в наименовании соковой продукции из двух и более видов фруктов (овощей) наименований отдельных соков определяется с учетом их объемной доли всмешанном продукте

Подпункт 8.1.1.7, пункт 8.1.1: Порядок указания в наименовании соковой продукции из двух и более видов фруктов (овощей) наименований отдельных соков определяется с учетом их массовой доли в смешанном продукте

Не соблюдается принцип нормативной совместимости, как между правовыми документами, так и содержанием существенных признаков продукции.

18

Маркировка:

размер шрифта отличительных признаков продукции

Часть 39, статья 4: Не установлена норма для размера шрифта, используемого для маркировки «восстановленный» или «изготовленный из концентрированного сока». Кроме того, не установлена норма о том, что данная маркировка должна быть легко читаемой на любом фоне

Подпункт 8.1.1.8, пункт 8.1.1: Размер шрифта маркировки «восстановленный» или «изготовленный из концентрированного сока» должен быть не менее ½ размера шрифта, использованного в наименовании продукта. Маркировка «восстановленный» или «изготовленный из концентрированного сока» должна быть заметной и читаемой на любом фоне

Не соблюдается принцип нормативной совместимости. Норма закона не решает задачу предотвращения действий, вводящих в заблуждение потребителей в части полной и достоверной маркировки продукции

19

Маркировка:

доля сока (пюре) в нектарах

Часть 48, статья 4: Отсутствует норма о размещении в непосредственной близости от наименования нектара маркировка «Доля сока ___ %» («Доля пюре ___ %»). Не установлена норма для размера шрифта, используемого для данной маркировки. Кроме того, не установлена норма о том, что данная маркировка должна быть заметной и легко читаемой

Подпункт 8.1.2.5, пункт 8.1.2: Размер шрифта маркировки «Доля сока ___ %» («Доля пюре ___ %») должен быть не менее ½ размера шрифта, использованного в наименовании продукта. Маркировка о доле сока или пюре должна быть заметной и читаемой на любом фоне

Не соблюдается принцип нормативной совместимости. Норма закона не решает задачу предотвращения действий, вводящих в заблуждение потребителей в части полной и достоверной маркировки продукции

20

Маркировка:

добавление мякоти и клеток (целсов)

Статья 4: Отсутствует норма об указании в составе продукта добавленной мякоти и (или) клетках в случае, если добавленное количество превышает их нормальный уровень в соке

Подпункт 8.1.2.11, пункт 8.1.2: Мякоть и (или) клетки, добавленные в сок сверх естественного количества должны быть указаны в составе продукта

21

Маркировка:

добавление ароматобразующих веществ

Статья 4: Отсутствует норма об указании в составе нектара добавленных ароматообразующих веществ, мякоти и (или) клетках в случае, если добавленное количество превышает их нормальный уровень в одноименном соке

Подпункт 8.1.2.11, пункт 8.1.2: Ароматобразующие вещества, мякоть и (или) клетки, добавленные в нектар сверх естественного количества, характерного для одноименного сока, должны быть указаны в составе продукта

Примечание к таблице 1:

Единый международный стандарт на фруктовые соки и нектары Комиссии Codex Alimentarius CODEX STAN 247-2005 является единственным нормативным правовым документом для применения в международной торговле и производстве соков и соковой продукции. Особое значение этот документ приобретает для государств-участников ВТО, которые должны привести свои нормативные правовые акты, применяемые для регулирования производства и обращение соков и соковой продукции, в соответствие с международным стандартом. Российская Федерация принимала непосредственное участие в разработке международного стандарта CODEX STAN 247-2005 в период с 2002 по 2004 г. (окончание разработки) в рамках деятельности специальной рабочей группы, созданной Госстандартом РФ при Техническом комитете по стандартизации 93 «Продукты переработки фруктов, овощей и грибов» (ТК 93). Международный стандарт был утвержден государствами-участниками Комиссии Codex Alimentarius, в т.ч. Российской Федерацией, на 28-й Сессии Комиссии, которая состоялась 4-9 июля 2005 г. в г. Риме.



[1] За исключением случаев, когда такие документы не соответствуют целям технического регулирования, в том числе из-за действия климатических, географических факторов или технологических проблем.

[2] Полный текст заключения научно-технической экспертизы (замечания и предложения) ГОУВПО «МГУПП» проекту технического регламента ЕврАзЭС «Технический регламент на соковую продукцию и фруктов и овощей» в редакции, представленной на публичное обсуждение, предоставляется по запросу, который необходимо направить в адрес ГОУВПО «МГУПП» по телефаксу (499) 158-71-28 или электронной почте zakon@biolab.ru, sekretariat@biolab.ru, kt4@mail.ru.

[3] Дополнительная информация о международном проекте – см. официальную интернет-страницу рабочей группы http://www.biolab.ru, раздел «Единый стандарт Codex Alimentarius».

[4] Текст стандарта CODEX STAN 247-2008 (на английском, французском или испанском языке) и его перевод на русский язык предоставляются по запросу, который необходимо направить в адрес ГОУВПО «МГУПП» по телефаксу (499) 158-71-28 или электронной почте zakon@biolab.ru, sekretariat@biolab.ru, kt4@mail.ru.

[5] Дополнительный справочный материал о токсикологических свойствах пищевого токсиканта 5-оксиметилфурфурола (гидроксиметилфурфурала) предоставляется по запросу, который необходимо направить в адрес ГОУВПО «МГУПП» по телефаксу (499) 158-71-28 или электронной почте zakon@biolab.ru, sekretariat@biolab.ru, kt4@mail.ru.

Теги: 
Начало активности (дата): 01.12.2010
Количество показов: 16420

Автор: Колеснов А.Ю.
Рубрика: Оценка соответствия в технических регламентах

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Контроль качества продукции"
ПОДПИСАТЬСЯ >>>

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>




Регистрация
Регистрация
 
Имя:
Фамилия:
*Логин (мин. 3 символа):
*Пароль:
*Подтверждение пароля:
*E-Mail:
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
*Введите слово на картинке:

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Обязательные поля

 
Авторизация
Вход для подписчиков
 
Имя
Пароль
  Запомнить
 
Забыли пароль?
 
Ваша корзина пуста
Электронная подписка


Ваш ключ к успеху


Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях

TwitterLivejournalПрофессионалы.Ру

Facebook Мы ВконтактеLinkedIn




Опрос
  1. Для подписчиков журнала "Мир измерений"

    Какая рубрика Вам наиболее интересна?
  2. Какую должность Вы занимаете?



Сертификация СМК Quality Austria