Стать автором
Обратная связь
17.05.2016

Уровень открытости министерств и ведомств: результаты самообследования

Минобороны, Минэнерго и Минфин поставили себе самые высокие оценки за внедрение механизмов открытости в 2015 году. Результаты внутренней оценки открытости, проведённой российскими министерствами и ведомствами, были представлены 12 мая на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.

Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти была разработана Экспертным советом при Правительстве РФ и утверждена распоряжением Правительства РФ 30 января 2014 года. Она включает в себя 10 механизмов открытости: работа с референтными группами; принятие планов деятельности на 2013–2018 годы и годовой публичной декларации целей и задач с их общественным обсуждением и экспертным сопровождением; размещение информации о деятельности; публичная отчётность; независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения; обеспечение понятности нормативно-правового регулирования и государственных политик; работа с открытыми данными; взаимодействие с общественным советом; взаимодействие со СМИ; работа с обращениями граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества. Методика мониторинга реализации этих механизмов предусматривает как внутреннюю оценку (самообследование), так и внешнюю независимую оценку.

Самообследование по сути дела отражает оценку руководителями и сотрудниками наших ФОИВ качества реализации основных инструментов Стандарта открытости и основных инструментов коммуникаций министерств и ведомств с внешней средой. С другой стороны, начиная с прошлого года, на ежегодной основе мы проводим — и проведём в этом году — внешнее независимое обследование с нашими коллегами из ВЦИОМ, которое будет показывать уже независимую оценку того, как элементы, инструменты открытости реализуются в деятельности ФОИВ. Такая двойная оценка — со стороны государственных служащих и, с другой стороны, независимая оценка с широким исследованием референтных групп, позволяет нам выявить узкие места, которые получают разную оценку от нас как исполнителей поставленных задач и от людей, для жизни которых это должно иметь непосредственный, значимый результат», — отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В 2015 году самообследование госорганов на предмет открытости их деятельности проводилось уже в третий раз, в нём приняли участие 64 министерства и ведомства. На этот раз состав топ-5 остался почти без изменений, однако внутри пятёрки произошли некоторые изменения. Минобороны (262) поднялось на первое место, а Минэнерго (252) опустилось на второе, Минфин (249) оказался на третьем месте, четвёртое занял Росавтодор (247), а Ростуризм (229) сохранил свои позиции. При этом Росавтодор за год совершил наибольший скачок в рейтинге, поднявшись с 40-го места. Наименьшие баллы себе поставили ФАНО (73), ФСТЭК (71), Роскосмос (57), Минкавказ (47) и Росжелдор (28). Минобрнауки ушёл из пятёрки лидеров, продемонстрировав наиболее значительное падение в рейтинге: ведомство за год опустилось с 3-го на 49-е место, потеряв 113 баллов. Сильно ухудшилась самооценка у Казначейства России (падение на 39 позиций в рейтинге) и у Россвязи (минус 31 позиция). При этом с момента проведения первого самообследования (в 2013 году) в результатах наблюдается устойчивая положительная динамика: средний балл, на который госорганы оценивают свою открытость, постоянно увеличивается (110 баллов — в 2013 году, 134 балла — в 2014 году, 148 баллов — в 2015 году). 

Ухудшение показателей ряда ведомств может быть связано с внедрением электронного формата заполнения формы, который предполагает обязательное подтверждение положительных оценок ссылками на соответствующие разделы сайта или документы, считает член Экспертного совета при Правительстве Александр Брагин. Таким образом, искажения реальности стало меньше, хотя некоторая доля лукавства в ответах органов власти всё ещё присутствует, констатировал он. 

Наибольшие проблемы, как показали результаты самооценки, ведомства испытывают с повышением информационной открытости, а также в работе с референтными группами. В то же время улучшились показатели по таким направлениям, как антикоррупционная экспертиза, работа пресс-служб и раскрытие данных для разработчиков.

Нам кажется, что вместе с органами власти и членами Правкомиссии нам пора подумать над совершенствованием методики самообследования. Она существует уже 3 года, тогда мы только подходили к пониманию того, что такое открытость. Очевидно, и законодательство, и практика реализации шагают вперёд. Надо саму методику и требования в этой части немножко пересмотреть и подтянуть, с тем чтобы она отражала не только фактическое наличие принятых документов, но и качество их реализации», — отметил Александр Брагин. 

Участники заседания также обсудили ведомственные планы по реализации Концепции открытости. Информацию о таких планах на момент проведения анализа в Экспертный совет при Правительстве представило 61 министерство и ведомство. 

На сегодняшний день планы в целом имеют приличный уровень качества. Тем не менее надо сказать, что есть ведомственные планы, которые можно отнести к образцовому эталону, а есть ведомственные планы, которые остаются формальными и формально исполняются. В итоге анализ показывает, что именно по таким ведомствам, где уровень исполнения планов, к сожалению, ещё носит характер формальный и недостаточно качественный, оценка понимания населением, бизнесом того, чем занимается ведомство и каким образом реализует основные направления политики, пока невысока. Наша задача — выявить лучшие практики и масштабировать их», — отметил Михаил Абызов.

По итогам анализа планов выяснилось, что пока не все ФОИВ определили свои референтные группы, кроме того, в них вошли не все мероприятия из типового плана, который ранее предложил Экспертный совет. Понять, какие будут результаты от реализации этих планов для конкретных референтных групп, невозможно, считает Александр Брагин. Инициативные проекты, направленные на повышение открытости, подготовили, по его словам, только 18 органов власти, но их качество оставляет желать лучшего. Около 30% таких проектов связано с модернизацией официального сайта и созданием мобильного приложения. 

Наиболее оптимальными эксперты считают ведомственные планы Минобрнауки и Минфина.

Ведомственный план Минобрнауки включает 14 ключевых мероприятий, кроме того, министерство разработало 8 инициативных проектов, рассказала замминистра Екатерина Толстикова. Главное в них, по её словам, — возможность обучения и повышения квалификации для сотрудников и формирование общего понимания, зачем в Минобрнауки внедряются механизмы открытости. Ключевые направления плана — информационная открытость и открытые данные, кроме того, планируется усилить работу с обращениями граждан, одним из приоритетов станет усиление работы с референтными группами и общественным советом. Эту работу, по словам замглавы Минобрнауки, планируется распространить на подведомственные организации и территориальные органы.

Екатерина Толстикова также рассказала о планах по проведению очередного Всероссийского форума по информационному взаимодействию для региональных органов управления образованием и подведомственных вузов. Михаил Абызов, в свою очередь, напомнил, что в ходе первого такого форума, который прошёл в сентябре прошлого года, был выявлен «катастрофический» разброс как на уровне понимания определений, так и на уровне понимания приоритетов открытости. Основной проводящей сетью здесь, по его мнению, должны стать региональные средства массовой информации. Вовлечение регионов в реализацию Концепции открытости крайне важно, подчеркнул Михаил Абызов. По его словам, нужно сформировать единую систему координат, связать задачи федерального и регионального уровня. 

Что касается Минфина, то в планах этого министерства продолжение реализации проекта «Бюджет для граждан» и проекта по повышению финансовой грамотности населения, открытие общественного портала для членов общественного совета и других экспертов. Проекты направлены на вовлечение различных групп населения в деятельность Минфина, подчеркнула первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. По каждому направлению деятельности, по её словам, определены ответственные лица, каждый показатель самообследования отражён в плане мероприятий с конкретными сроками и целевыми показателями. 

Открытость превратилась в функциональную деятельность Министерства финансов. Открытость для нас — одна из четырёх ценностей, которые лежат в основе работы Минфина», — отметила Татьяна Нестеренко.

В Минфине работа по внедрению механизмов открытости поставлена в соответствии с лучшими образцами проектного управления, считает Михаил Абызов. Важнейшую роль в этом процессе играет руководитель ведомства, который правильно расставил приоритеты и обеспечил реализацию Концепции открытости не «для галочки».

Эта работа была обеспечена правильной технологической инфраструктурой, которая состояла из информационной платформы по реализации ведомственного плана и инфраструктуры исполнителей, когда были чётко определены полномочия и ответственность конкретных офицеров за исполнение отдельных элементов плана. Последнее время мы с коллегами и руководителями Правительства много говорим о необходимости внедрения практик проектного подхода в систему управления Правительства и наших министерств и ведомств. Здесь мы видим хороший пример, как лучшие практики проектного управления были реализованы и дали результат», — сказал Михаил Абызов. 

Источник:
Open.gov.ru




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: