Стать автором
Обратная связь
30.08.2007

Корпоративные социальные инвестиции, или готов ли армянский бизнес делиться?

Об этом шел разговор во время семинара, организованного фондом "Евразия" и посвященного передовому опыту в сфере корпоративных социальных инвестиций. Цель обсуждения - стимулирование участия частного сектора Армении в социальном развитии страны. В семинаре, который вели приглашенные эксперты из России, США и Великобритании, приняли участие представители деловых кругов и бизнес-организаций Армении.

Основными направлениями корпоративных социальных инвестиций (КСИ) являются социальная помощь незащищенным группам населения, экологические проекты и мероприятия, поддержка институтов культуры и искусства, образовательные проекты и т.д. В отличие от благотворительности, имеющей разовый и спонтанный характер, КСИ являются регулярными, стратегическими и заранее планируются в бюджете компаний. Причем различают внутренние КСИ, направленные на улучшение качества жизни персонала компаний, осуществляющих эти инвестиции, и внешние - направленные на усиление местных общин и участие в решении общественно значимых задач на региональном и общенациональном уровне. По информации эксперта Майкла Селцера, в 2006 году суммарные корпоративные социальные инвестиции в мире составили 12,72 млрд. долларов.

Основное внимание на семинаре было уделено внешним КСИ. Как отметил генеральный исполнительный директор банка HSBC Энтони Тернер, суть идеи КСИ далеко не нова, новым является лишь ярлык. В Великобритании этот институт насчитывает более 200 лет. По мнению Э.Тернера, свою лепту в сферу корпоративных социальных инвестиций в Армении банк вносит, отправляя, например, своих сотрудников на очистку берегов Севана.

Ситуацию в России прокомментировал соуправляющий Агентства социальной информации Андрей Тополев-Солдунов: "В процессе накопления первичного капитала бизнес сбросил с себя всю социальную нагрузку, присутствовавшую в советское время (объекты социального назначения: детские сады, пансионаты, поликлиники, пионерлагеря и др.). По мере становления и развития бизнеса, особенно крупного, социальная ответственность (частью которой являются КСИ) постепенно стала возвращаться, но уже в новом качестве. Российский бизнес принял Хартию социальной ответственности. Сегодня расходы российского бизнеса на социальные программы составляют от 2 до 4% ВВП. Социальные инвестиции в расчете на одного работника в год составляют около 30 тыс.рублей (рост 10% ежегодно), а на предприятиях транспорта, химической промышленности и металлургии - более 70 тыс.рублей. Структура социальных инвестиций по направлениям использования: развитие персонала - 52,3%, ресурсосбережение - 17%, охрана здоровья - 12,6%, развитие местного сообщества - 10,1%, добросовестная деловая практика - 3,7%. При этом в российской сфере КСИ наблюдаются тенденции переноса внимания с поддержки внутренних социальных программ на внешние, постепенный переход от традиционной благотворительности к системной. Происходит концентрация средств на наиболее успешных направлениях, которые дают наибольший социальный эффект, социальные инвестиции все больше учитываются в корпоративной стратегии и становятся частью каждодневной управленческой практики".

Что касается ситуации в Армении, то определенное представление об этом дает оценка состояния корпоративных социальных инвестиций, проведенная в 2006 году консалтинговой компанией "Америя" по заказу фонда "Евразия". Исследования проводились в среде малого и среднего бизнеса. Согласно их результатам, предприниматели очень плохо понимают, что такое социальные инвестиции: большая часть из них не смогла привести ни одного положительного примера. Причина - незначительное число социальных инвестиций, небольшие объемы (не более 1% от дохода), а также отсутствие информации об имеющемся опыте. Около двух третьих опрошенных заявило, что их социальные инвестиции были направлены в конкретные области и местности. При этом около 16% ответило, что выбор территории носил случайный характер. Большая часть произведенных социальных инвестиций была направлена в сферу социальной поддержки, а также в науку, культуру, здравоохранение, образование.

Отмечены случаи социальных инвестиций, произведенных компаниями с целью улучшения положения их сотрудников. Однако данные инвестиции единовременны, хаотичны и не являются частью стратегических долгосрочных программ. В основном это гуманитарные, благотворительные акции, частные спонсорские пожертвования или единовременные гранты. Тем не менее подавляющее большинство опрошенных заинтересовано в более упорядоченных и объединенных социальных инвестициях, которые осуществляются не непосредственно наличными средствами, а при помощи соответствующих фондов и программ.

Следует отметить, что многие из опрошенных предпринимателей выразили мнение, что социальные инвестиции не приведут к длительным положительным изменениям. Кроме того, они высказали опасение, что те лица, которые будут получать социальную поддержку, станут рассчитывать только на нее и не захотят работать.

В качестве положительного примера осуществления корпоративных социальных инвестиций в Армении была приведена работа благотворительного фонда "Синопсис для Армении", деятельность которого в основном направлена на развитие сферы образования. Источник:
Деловой экспресс




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: