Стать автором
Обратная связь
04.06.2007

Качество вне закона

Производить качественные продукты в России скоро станет экономически не выгодно. Парадокс, но с принятием закона О техническом регулировании , неразбериха в нормативных документах только увеличилась, а ситуация на рынке - ухудшилась.

Недобросовестные производители этим активно пользуются, включая в состав продуктов малоценные заменители белков, жиров и микрокомпонентов, а честным приходится работать по двойным стандартам, сетует начальник отдела технического регулирования качества и безопасности продукции Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоза РФ Илья Курочкин.

О проблемах и несоответствиях российской системы регулирования рынка продовольствия он рассказал на конференции Реализация мер государственной аграрной политики на предприятиях птицеводческого комплекса , которая прошла в рамках международного форума VIV Russia 2007 в Москве.

В настоящее время в России действуют около 500 отраслевых стандартов на пищевые продукты и продовольственное сырье, из которых около 400 отраслевых стандартов на продукцию, и более 38 тыс. технических условий.

Требования к пищевой продукции регламентируют около 1896 стандартов, из которых примерно 980 стандартов на продукцию, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение, 60 - на термины и определения, 730 - на методы испытаний и 23 - на правила приемки. Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита прав и интересов потребителей, государственные закупки и защита окружающей среды, подчеркивает Курочкин. Вместе с тем, в условиях рыночных отношений система технического регулирования безопасности и качества продукции, процессов производства, работ и услуг стала отставать от развития экономики и права в России, полагает он.

Структура продовольственного рынка стремительно меняется. На нем появляются новые, ранее не производимые и не поставлявшиеся продукты питания, растет использование пищевых добавок и спрос на готовые продукты и полуфабрикаты, расширяется сеть точек общественного питания, производство продовольствия ведется по ускоренным технологиям и с использованием сырья из огромного числа стран. Богатая география поставщиков наряду с расширением производственных возможностей увеличивает риск распространения заболеваний, связанных с конкретными контаминантами.

Как отмечает Курочкин, факты ввоза и реализации импортных некачественных и фальсифицированных товаров по-прежнему не редки. Одна из причин низкого качества поставляемых импортных товаров, по его мнению, - стремление многих коммерсантов получать максимальные доходы путем закупки за рубежом низкосортных товаров с истекшими сроками годности, без достоверной информации на русском языке, и их реализации в России по высоким рыночным ценам. При этом длинная цепочка посредников не дает возможности установить главного виновника попадания недоброкачественной продукции на российский рынок, сокрушается Курочкин.

В ближайшей перспективе РФ планирует вступить во ВТО. Это значитЮ в стране существенно изменится система экономических отношений, требования к номенклатуре продукции и, особенно, к ее качеству, техническому уровню предприятий и многому другому, подчеркивает Курочкин.

Пока процент гармонизации российских стандартов на пищевые продукты и продовольственное сырье с международными составляет всего 28 %, напоминает он. Это вынуждает российских производителей выпускать продукцию по 2 стандартам: для внутреннего и внешнего рынка. Причем российские требования часто более жесткие, чем требования соответствующих национальных стандартов развитых стран, а также Комиссии Кодекс Алиментариус, Европейской экономической комиссии и Международной организации по стандартизации, перечисляет Курочкин.

Качество продовольственных товаров - показатель эффективности государственного регулирования процессов на потребительском рынке. Его состояние и насыщение продукцией определяет социально-экономическое положение страны и служит одним из основных условий сохранения здоровья населения, - замечает чиновник. - Однако нынешнее многообразие действующих нормативных документов не позволяет порой определить, какие требования промышленность обязана выполнять, а какие - нет.

Вступивший в силу с 1 июля 2003 года Федеральный закон О техническом регулировании 184-ФЗ должен был на основе реформирования старой системы регулирования создать новую систему технического законодательства, - рассказывает представитель Минсельхоза. - Концепция новой системы - это ликвидация ведомственного нормирования, снятие излишних административных барьеров и ограничений с целью создания благоприятных условий для развития предпринимательства и экономики страны в целом без ущерба для жизни и здоровья граждан, окружающей среды.

И что мы имеем?

- Согласно принятому закону все нормативно-технические акты и документы отменены, а вместо них в течение 7 лет должны быть приняты в качестве федеральных законов технические регламенты, - объясняет Курочкин. - На переходный период старые документы могут исполняться лишь в части требований к безопасности людей, имущества и окружающей среды. А она большей частью зависит от требований к качеству исполнения продукции. Но так как в законе четкие критерии обязательных требований к безопасности отсутствуют, а соответствующие регламенты еще даже не разработаны, созданы все условия для вольного толкования старых документов. Фактически это привело к исполнению их по желанию. К тому же прекращено действие законов о стандартизации и сертификации, а федеральным органам исполнительной власти разрешено издавать в сфере технического регулирования лишь акты рекомендательного характера. Со дня принятия закона О техническом регулировании прошло уже более 3 лет, но закон все еще не заработал.

Как подчеркивает Курочкин, ситуация с качеством пищевой продукции остается достаточно тревожной, а некоторое улучшение качества отдельных продуктов неадекватно росту их стоимости. На ряде предприятий в должной мере не соблюдается технология, производится неравноценная замена компонентов в рецептуры, в недопустимых количествах включается малоценное вторичное сырье с пониженными питательными свойствами.

По данным Роспотребнадзора, количество пищевых объектов, не соответствующих санитарным правилам сокращается медленно, их удельный вес достигает 9,1%. Количество проб продовольственного сырья и продуктов питания, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, превышает 6%. Наиболее неудовлетворительные результаты отмечаются при исследовании молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, импортного мяса и мясопродуктов. В 3,5% исследованных проб пищевых продуктов выявляются тяжелые металлы, пестициды и другие загрязнители химической природы. По этой причине забраковывается большое количество партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, и в первую очередь мясных и молочных продуктов, сахара, кондитерских изделий.

Согласно закону О техническом регулировании , регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования по различным видам опасностей, применительно к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, а также порядок проведения оценки соответствия объектов регулирования требованиям регламентов. По мнению Курочкина, закон спровоцировал существенный конфликт интересов, когда производитель продукции может разрабатывать обязательные для себя требования, при этом он объективно заинтересован в снижении расходов на сертификацию продукции, и увеличении прибыли за счет минимизации обязательных требований. Это приводит к массовым необоснованным отступлениям в технических регламентах от положений действующих национальных и международных нормативных документов, полагает он.

С другой стороны, анализ проектов технических регламентов, находящихся на стадии публичного обсуждения, показывает, что в них проявляется опасная для развития экономики страны тенденция к чрезмерной зарегулированности бизнеса, продолжает Курочкин. Некоторые проекты технических регламентов устанавливают излишне детализированные требования к продукции и процессам производства вплоть до организации и технологии производственных процессов, рассказывает он. При таком подходе любая модернизация производства может рассматриваться как нарушение закона.

Кроме того, чрезмерно детализированные требования технических регламентов при высоких темпах современного развития техники и технологии неизбежно приведут к необходимости постоянного изменения и дополнения соответствующих федеральных законов (технических регламентов). С учетом длительности процедуры внесения поправок в законодательный акт, внедрение инноваций и повышение конкурентоспособности продукции будет постоянно тормозиться, прогнозирует Курочкин.

По его словам, нынешний закон не ликвидирует и существенных расхождений в законодательной базе и правоприменительной практике в сфере технического регулирования со странами ЕС и СНГ, что создает технические барьеры в торговле и разрушают единое экономическое пространство, а также противоречит Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ).

Кроме того, в законе записано, что разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо, - продолжает представитель Минсельхоза. - В результате за последние 3 года сформировался слой так называемых разработчиков технических регламентов - лоббистских организаций, которые зачастую не имеют необходимой квалификации, но зато получают финансовые средства от государства и от бизнеса, делая его своим заложником.

За 3 года принят только один технический регламент, и тот был разработанный в инициативном порядке. А ведь в 2010 г. по окончании переходного периода в соответствии с законом О техническом регулировании все нормативные документы, содержащие обязательные требования к продукции и процессам производства, в отношении которых технические регламенты не будут приняты, прекратят свое действие, напоминает Курочкин. Если не принять меры - рынок ожидает хаос.

Программа разработки технических регламентов не раз подвергалась корректировке, замечает чиновник. Однако до сих пор нет определенности, сколько требуется и должно быть разработано технических регламентов до 2010 года. Число возникающих противоречий говорит о том, что реализация закона О техническом регулировании затруднена. Как полагает Курочкин, это связано не только с отсутствием в стране практики разработки технических регламентов, но и с очевидными расхождениями положений самого закона с международными и, прежде всего, европейскими подходами к разработке системы технического регулирования. Источник:
Крестьянские Ведомости




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: