Стать автором
Обратная связь
04.05.2007

Школу в новый контекст

Новый этап в реализации национального проекта "Образование" это участие общественности в модернизации системы просвещения, в том числе и в формировании стандартов его качества. Однако гражданские институты к этой работе пока не готовы.

"Без активности общественности школа обречена на отставание", заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов на организованных палатой слушаниях "Общественная экспертиза приоритетного национального проекта "Образование", в которых приняли участие представители более 300 профильных некоммерческих организаций, образовательных учреждений и ведомств.

Российская модель школы выросла из советской, которая, конечно, не предполагала активного участия родителей, а тем более бизнеса, НКО, прессы в делах учебного заведения. И до сих пор всю жизнь школы, включая содержание обучения, в 99% случаев регламентируют директор и вышестоящие чиновники. "Родители ничего не могут сделать, чтобы сократить школьные перегрузки, улучшить режим учебы собственных детей. Очевидно, что такое состояние дел явно противоречит логике жизни гражданского общества", говорится в подготовленном Общественной палатой докладе "Общество и образование".

В нем также отмечается, что ни новые стандарты содержания обучения, ни новая система оценки качества (единый госэкзамен), ни даже новые схемы бюджетного финансирования школы не изменяют господствующий тип школы, ее уклад. Нужен другой способ управления. А именно: назрела необходимость разработать инструменты участия общественности в выработке просветительской политики. "Сделать это можно в рамках "переговорных площадок", в диалоге между НКО, управляющими и попечительскими советами образовательных учреждений, общественными советами при органах исполнительной и законодательной власти, Общественной палаты", считает заместитель председателя комиссии ОП по вопросам интеллектуального потенциала нации, ректор Института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.

Важно, что гражданское участие в управлении образованием, это и новый вектор в развитии нацпроекта "Образование". С нынешнего года в России начали работать проекты комплексной модернизации школы на региональном уровне с объем господдержки в 3,5 млрд. рублей только на этот год. Это и введение новой системы оплаты труда учителей, и переход на нормативное подушевое финансирование школ, и развитие региональной системы оценки качества образования, и создание условий для получения качественного образования независимо от места жительства. Но главное требования создания школьных советов с реальными управленческими полномочиями и публичной отчетности школ перед общественностью. Кстати, сегодня в стране работают уже сотни, если не тысячи школ с управляющим советом. Так что импульсы к расширению общественного участия в управлении образованием исходят не только "сверху", подчеркивается в докладе ОП. Еще пример. В сентябре прошлого года в Ульяновске группа родителей школьников из общественного объединения "Родительское собрание" выступила против низкого качества (до 80% ошибок) школьных учебников и за право на участие в их экспертизе. После чего общественное, в том числе родительское, участие в экспертизе книг, было поддержано и на федеральном уровне.

Цель всех этих начинаний одна повысить качество преподавания. Сейчас, по словам Ярослава Кузьминова, система устроена так, что у учителей есть стимул работать много, но стимулов работать хорошо нет. А в новой системе члены школьных советов смогут регулировать до 30% фонда оплаты труда (так называемую стимулирующую часть). Однако пока нет документа, в котором общество сможет зафиксировать свои представления о качестве образования. И пока не вполне ясно, какие требования предъявлять к самим членам управляющих советов. "Участвовать в распределении бюджетного финансирования абсолютно новая возможность гражданских институтов. Но это требует и более высокого, чем, скажем, митинги и публицистика, уровня профессионализма", заметил Александр Адамский.

В докладе ОП сказано, что "социальные институты и общественные объединения, которые могли бы претендовать на активное участие и существенные роли в управлении системой образования, только формируются, поэтому в настоящее время отказ от ведущей роли государства в управлении системой образования нереален". Однако перераспределение полномочий в этой сфере с постепенным расширением участия общества и личности в управлении образованием уже началось, и в этом процессе в роли координатора и катализатора может выступить Общественная палата. По итогам слушаний она, кстати, направит в российское правительство свои рекомендации. Источник:
mediacratia.ru




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: