Центральная роль понятия конкурентоспособности в рыночных отношениях как будто бы вполне естественна. Однако интерес к исследованию этой экономической категории начал усиливаться особенно в последней четверти минувшего века в связи с ростом интернационализации хозяйственной жизни и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей фирм и компаний различных стран, входящих в кооперационные связи и развивающих международную специализацию на разных уровнях хозяйственной организации от достаточно простой потоварной до более сложных поузловой и подетальной.
Именно хозяйственная интернационализация, уходящая вглубь производственных процессов, а нередко и предваряющая их в виде научных исследований и разработок, существенно усложнила взаимосвязи конкурирующих между собой компаний и отдельных стран, что потребовало серьезного анализа новой ситуации.
Парадоксально, но сегодня, хотя написано множество работ, посвященных этой загадочной категории, целостной теории международной конкуренции и адекватной ее теории конкурентоспособности национальной экономики до сих пор не создано. И это несмотря на то, что эта категория используется в практике стран с развитой рыночной системой хозяйственной организации уже более трехсот лет. И этот парадокс пока не имеет удовлетворительного объяснения.
В СССР отношение к проблеме конкурентоспособности было сдержанным она связывалась в основном с экспортными товарами. Такое положение полностью соответствовало характеру советской хозяйственной системы. Казалось бы, совершенно по-другому должно быть в современной России. Однако и здесь, несмотря на ускоренное строительство рыночной экономики, проблеме конкурентоспособности сравнительно долго не уделялось достойного внимания. Не в последнюю очередь это отразилось в резком снижении роли России в мировой экономике, утрате ею многих позиций как на мировых рынках, так и на собственном национальном рынке.
Совершенно очевидно, что невозможно одинаково подходить к анализу конкурентоспособности товара, фирмы и страны. Однако дело еще и в том, что разные уровни формирования конкурентных преимуществ между собой тесно связаны, но именно это обстоятельство сегодня далеко не всегда учитывается.
В большинстве научных работ конкурентоспособность рассматривается на микро- и макроуровнях. При этом под микроуровнем понимается уровень предприятия, а под макроуровнем национального хозяйства отдельной страны. В принципе такой подход имеет право на жизнь, однако в нем практически исчезает конкурентоспособность товаров тот уровень, на котором каждый покупатель, принимая решение о покупке товара, подтверждает его конкурентоспособность практически каждый день. Товарный мир, хотя он и создается предприятиями, компаниями и фирмами, имеет свою специфику. К тому же при конкуренции товаров, т.е. выявлении предпочтений их со стороны покупателей, последних часто не столько интересует, кто их произвел, сколько их реальные качество и цена.
Хотя в отношении целого ряда групп товаров производитель для покупателя имеет очень большое значение, это все же не абсолютная связь, и она постоянно меняется по мере изменения роли продавцов на том или ином рынке. Некоторыми исследователями понятие национальной или макроконкурентоспособности вообще ставится под сомнение, а анализ конкурентоспособности предлагается ограничивать уровнем товаров и фирм. В этом случае проблема макроконкурентоспособности как предмет исследования практически исчезает. Это, впрочем, согласуется с либеральной доктриной, которая не оставляет государству места в управлении или регулировании национальной хозяйственной системой, а сама эта система как бы растворяется в глобальной экономике, где фирмы самостоятельно решают проблемы рационального распределения и оптимального использования ресурсов. Международная конкурентоспособность, не поднимаясь в этих конструкциях до уровня национального хозяйства, практически лишена социальной компоненты, а сама конкурентная борьба при этом фактически превращается в крайне жесткий процесс социал-дарвинистского отбора.
В реальной жизни не все так страшно или пока не все так страшно. И это еще раз доказывает, что проблема конкурентоспособности еще недостаточно изучена и требует дальнейшего серьезного системного исследования.
Источник:
Россiя
Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''