Стать автором
Обратная связь
18.04.2007

Потерянное поколение

В Самарской области несколько сотен детей от 7 до 15 лет ежегодно бросают школу в Самарской области и уходят в никуда

С маленьким Володей мама почти не разговаривала, женщина никогда не целовала сына, не кормила его досыта. Доходило до того, что малыш вынужден был воровать у матери сырое мясо и пельмени, а когда та повесила на холодильник замок, ловил и ел мышей. В свои семь лет мальчик практически не умел говорить, не различал цвета и не знал названий животных

В социальном приюте Ровесник , куда попал Володя, рассказывали, что ребенок громко визжал, когда его мыли, спать забивался под кровать и ел впрок, страшно боясь, что кормить больше не будут. История мальчика-Маугли вызвала в области большой резонанс. Но этот случай - далеко не единственный, есть еще дети с похожими судьбами.

К нам попадали дети, которые не учились по три-четыре года, жили в подъездах, - рассказывает директор областного Центра психолого-педагогической реабилитации Спасатели Елена Семенова. - Например, 13-летний Дима из Сергиевска не ходил в школу целый год. А до этого он был прекрасным учеником. Диму привезли к нам, выяснилось, что в школу он возвращаться отказывается категорически, так как не желает быть там белой вороной . Оказалось, мальчик - из малообеспеченной семьи. Мать с отчимом ребенком не занимаются. Мало того, они его вообще не пускали в дом! Дима жил один в каком-то сарае, топил там печурку. Спать ему было негде. Отец его давным-давно лишен родительских прав. Теперь очередь за матерью. А какова судьба ребенка? С нашей помощью Диму оформляют в интернат, он конечно же продолжит учебу. Ведь, как утверждают учителя, он по многим школьным предметам проявлял способности .
есколько сотен детей от 7 до 15 лет ежегодно бросают школу в Самарской области и уходят в никудаС маленьким Володей мама почти не разговаривала, женщина никогда не целовала сына, не кормила его досыта. Доходило до того, что малыш вынужден был воровать у матери сырое мясо и пельмени, а когда та повесила на холодильник замок, ловил и ел мышей. В свои семь лет мальчик практически не умел говорить, не различал цвета и не знал названий животных В социальном приюте Ровесник , куда попал Володя, рассказывали, что ребенок громко визжал, когда его мыли, спать забивался под кровать и ел впрок, страшно боясь, что кормить больше не будут. История мальчика-Маугли вызвала в области большой резонанс. Но этот случай - далеко не единственный, есть еще дети с похожими судьбами. К нам попадали дети, которые не учились по три-четыре года, жили в подъездах, - рассказывает директор областного Центра психолого-педагогической реабилитации Спасатели Елена Семенова. - Например, 13-летний Дима из Сергиевска не ходил в школу целый год. А до этого он был прекрасным учеником. Диму привезли к нам, выяснилось, что в школу он возвращаться отказывается категорически, так как не желает быть там белой вороной .

Оказалось, мальчик - из малообеспеченной семьи. Мать с отчимом ребенком не занимаются. Мало того, они его вообще не пускали в дом! Дима жил один в каком-то сарае, топил там печурку. Спать ему было негде. Отец его давным-давно лишен родительских прав. Теперь очередь за матерью. А какова судьба ребенка? С нашей помощью Диму оформляют в интернат, он конечно же продолжит учебу. Ведь, как утверждают учителя, он по многим школьным предметам проявлял способности .
Недавно один из воспитанников центра, который тоже в свое время оказался в сложной жизненной ситуации и, что называется, катился по наклонной, поступил в Московский институт имени Баумана.

Причины, по которым дети не ходят в школу, самые разные. По словам Елены Семеновой, чаще всего указывают отсутствие мотивации к обучению . То есть дети бросают в школу, потому что считают, что им это не нужно. Некоторые несовершеннолетние вместо учебы работают. Но педагогам, как считают специалисты областного Центра психолого-педагогической реабилитации, надо смотреть глубже, ведь в жизни наших малолетних сограждан бывают моменты, когда и не у всех взрослых найдутся силы, чтобы противостоять невзгодам судьбы. Так, два года назад в центр поступил мальчик, который жил у Воронежских озер в Самаре. Он учился в прекрасной школе, учителя давали ему хорошие характеристики И вдруг 13-летний подросток перестал ходить в школу. Стали выяснять, почему. Оказалось, мальчик жил вдвоем с мамой, которая тяжело болела. Она буквально умирала у него на руках. Когда подросток попал в центр, женщина была еще жива. Она скончалась, и мальчика перевели в интернат .

У нас есть данные по детям от 7 до 15 лет, - рассказала корреспонденту Россiи ведущий специалист реабилитационного центра Эмилия Сутягина. - В 2006 году в области было выявлено свыше 200 детей, которые по тем или иным причинам не посещали школу без уважительных на то оснований. Причем в эту цифру не входят дети, не способные к обучению по причине болезни. Шесть ребят, которые не ходили в школу, были в розыске, у 58 не было мотивации к обучению, еще 66 - из неблагополучных семей .

Среди тех, кто бросает учебу, в основном дети 12-14 лет. Среди младших школьников таких ребят не так уж много. Этим учетом в центре Спасатели занимаются вот уже почти шесть лет. Для сравнения: в 2001 году было зарегистрировано 972 ребенка, бросивших школу. Более 200 детей, которые не пошли учиться в прошлом году, - это подростки, которые еще подают надежды. В эту цифру не входят так называемые подвальные дети . Дай бог, если они вообще учтены
Детей, которые должны идти в первый раз в первый класс , выявляют педиатры, служба ЖКХ и микрорайоны, в которых находятся школы. Органы управления образования округов, в свою очередь, собирают сведения на ребят, которые должны обучаться, но не учатся. К примеру, закончил мальчишка шесть классов, и все, больше не хочет. Такими детьми занимаются, определяют их в ПТУ и т.д.

В 2006 году был случай, когда ребенок не ходил в школу, потому что ему просто было нечего надеть, - вспоминает Елена Семенова. - На 1 сентября прошлого года в губернии было 290 детей, не пошедших в школу. В результате принятых мер их число удалось сократить на треть. Со стороны органов образования делается многое, но если ребенок бегунок или на трубе сидит это у него уже болезнь .

Проблемы с уходом детей из дома или школы возникают не только в бедных или неблагополучных семьях, но и в обеспеченных. Зачастую дети не видят смысла учиться, - говорит педагог дополнительного образования из Центра внешкольного образования Советского района Самары Сергей Зимин. - Нет цели - нет и желания. Дети не понимают, для чего в жизни им все это нужно и не видят связи между школьными предметами. Здесь сказывается целый комплекс разных факторов. От социальных (скажем, неблагополучие семьи) до непонимания учебников, которые часто составлены достаточно запутанно. Кстати, я многие из учебников сам читаю и порой не могу понять, что хотел сказать автор. Еще очень важный момент - конфликты с учителями, проблемы в коллективе учащихся. Нередко ребенок становится изгоем, потому что не ведет себя, как все: не курит в туалете, не ругается матом Начинаются притеснения, унижения, и доходит до того, что ребенок бросает школу .

10-летний мальчуган прожил в областном центре психолого-педагогической реабилитации Спасатели целый год. По словам директора центра Елены Семеновой, ему просто некуда было идти. И это при живой матери, которая живет в Самаре, и куче родственников! Мама мальчика при невыясненных обстоятельствах лишилась квартиры. Затем нашла себе какого-то мужчину, а сын оказался лишним. Он рассказал, что сначала мать снимала ему квартиру у одной старушки, бросала его там одного и могла неделями не приходить. Когда мальчик попал в центр, он не умел ни читать, ни писать

Детей, которые, несмотря на нежный возраст, страдают хроническим алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, направляют в детскую и областную наркологические больницы. Но тут нередко возникает такой юридический казус: ребенка никто не может отправить лечиться, если он сам этого не захочет или его родители не дадут на то своего согласия. Но далеко не у всех таких детей есть папа и мама или же они не желают писать согласие. В результате подростки уходят из школ, сильно подсев на клей или наркотики. Вот так и получается, что лечить насильно мы ребенка не имеем права, а ждать, что подросток сам будет проситься в наркодиспансер, не приходится, - подытожила нашу беседу Елена Семенова. - Это еще больше усложняет и без того непростую ситуацию . Источник:
Россiя




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: