16.04.2007
Энергоэффективность приоритет энергетической стратегии России
Доклад директора Департамента ТЭК Минпромэнерго РФ Анатолия Яновского на Российско-Германском Форуме по энергоэффективности
13 апреля 2007 годаУважаемые сопредседатели! Уважаемые дамы и господа!
Тема энергоэффективности является одной из основных тем, обсуждаемых в настоящее время в мировом энергетическом сообществе. Она нашла свое отражение в решениях Большой восьмерки (Генуя, 2001 г., Эвиан, 2003 г., Си-Айленд, 2004 г., Глениглс, 2005 г.), включая Саммит в Санкт-Петербурге в прошлом году, и является одной из инициатив Германского председательства в G8 в 2007 г.
Эта тема является обязательной частью Энергодиалога Россия-ЕС, ведущегося с 2001 г., и содержится в разработанных Комиссией Европейских Сообществ документах Энергетического пакета по формированию энергетической стратегия Евросоюза, включая "Дорожную карту" в области возобновляемой энергетики, а также в Плане действий на период 2007-2009 гг., принятом Европейским Советом в марте 2007 г.
Для нас это особенно актуально, поскольку наша страна имеет весьма высокую удельную энергоемкость экономики, превышающую (в расчете по паритету покупательной способности) вдвое аналогичный показатель в США, в 2,3 раза в целом по миру и в 3 раза в развитых странах Европы и в Японии.
Главными причинами этого являются:
- природно-климатические условия, характеризующиеся низкими среднегодовыми температурами, что требует значительных затрат ТЭР для устойчивого и надежного энергообеспечения потребителей;
- структура экономики характеризуется высокой долей энергоемких производств (более 60% промышленности) и относительно малой долей в структуре ВВП сферы услуг, имеющей низкую энергоемкость;
- наличие значительного объема устаревшего энерготехнологического оборудования.
При этом высокая удельная энергоемкость:
- снижает конкурентоспособность товаропроизводителей;
- требует дополнительных финансовых затрат (включая инвестиционные) на энергообеспечение страны;
- обуславливает наличие значительного объема выбросов вредных веществ в окружающую природную среду;
- увеличивает расходование невозобновляемых природных топливных ресурсов, особенно углеводородов.
Существующий потенциал энергосбережения составляет 360-430 млн тут, или около 40-45% текущего потребления энергии, из них :
33% - сосредоточены в ТЭК (в т.ч. треть в электроэнергетике и теплоснабжении);
32% - в промышленности;
26% - в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Учитывая эти обстоятельства, энергетическая политика страны, сформированная в Энергетической стратегии России на период до 2020 года , рассматривает повышение энергетической эффективности как важнейшее направление всей экономической политики государства, как один из главных стратегических ориентиров, и достижение этого ориентира обеспечивается в рамках основных составляющих государственной энергетической политики рационального недропользования, развития внутренних рынков, региональной и внешней энергетической политики страны.
В Энергостратегии России определены основные механизмы реализации стратегии:
- формирование рациональной рыночной среды;
- поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов;
- техническое регулирование.
С использованием указанных механизмов осуществляется и государственная политика в сфере энергоэффективности, основные принципы которой:
- системность;
- стратегическая направленность;
- создание необходимого нормативно- законодательного обеспечения;
- использование механизмов частно-государственного партнерства;
- обеспечение необходимой информационной поддержки.
Если говорить о создании рациональной рыночной среды в рассматриваемой сфере, то основные направления здесь - ценовая политика и развитие институтов торговли ТЭР; развитие конкурентных отношений в электроэнергетике; развитие институтов ресурсо- и энергосбережения. Продвижение по этим направлениям осуществляется в настоящее время разными темпами, но в целом достаточно последовательно.
По первому направлению можно, в частности, отметить недавние решения Правительства о повышении цен на газ до уровня равнодоходности его поставок на внутренний и внешний рынки с заключением долгосрочных пятилетних договоров с организациями электроэнергетики, и об увеличении доли электроэнергии, реализуемой по не регулируемым государством ценам. Поэтапная реализация этих решений должна быть полностью завершена к 2011 году. Осуществляются меры по ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике, а также по развитию биржевой торговли газом и нефтепродуктами, в частности, в настоящее время в объеме 10 млрд м3 в год, в перспективе - до 40-45 млрд м3 в год.
Успешно проводится реализация Плана мероприятий по реформированию электроэнергетики на данном этапе осуществлены работы по формированию субъектов рынка (генерирующих компаний и соответствующих инфраструктурных организаций), осуществляется переход к новым правилам работы на оптовом и розничных рынках электроэнергии; начата инвестиционная фаза реформирования электроэнергетики. При это, правила функционирования розничных рынков электроэнергии предполагают постепенную их либерализацию параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении на переходный период обеспечения населения электроэнергией по регулируемым ценам.
В рамках развития институтов ресурсо- и энергосбережения происходит создание управляющих компаний по предоставлению коммунальных услуг, а также энергосервисных и энергоаудиторских компаний. Новый импульс данным работам должно придать принятие находящихся в стадии подготовки и рассмотрения федеральных законов О теплоснабжении и О внесении изменений в ФЗ Об энергосбережении .
При этом, главный результат создания рациональной рыночной среды это прежде всего, формирование новых субъектов рынка, и создание таких стимулов их хозяйственной деятельности, которые, по нашему мнению, приведут к экономически целесообразному использованию огромного потенциала роста энергоэффективности. По сути, для России это новое вхождение в рынок; на этот раз рынок энергосбережения.
Как и во всем мире, большое значение для роста энергоэффективности российской экономики имеют разработка и введение перспективных норм, стандартов и регламентов (перспективных так как формирование и реализация новой нормативной ситуации в данной сфере, очевидно, должны быть поэтапными). В соответствии с упоминавшимися принципами, здесь развиваются и система нормирования энергопотребления и энергоэффективности, и система стандартизации (как общая система национальных стандартов, так и базовые национальные стандарты по энергоэффективности), и, конечно, система учета и контроля энергопотребления.
В плане нормирования можно отметить достаточно активную работу по энергетическим обследованиям и введению энергетических паспортов энергоемких предприятий ТЭК, промышленности и ЖКХ (более 5000 предприятий). Это работа по снижению потерь при добыче и транспортировке ТЭР (ближайший результат - снижение потерь углеводородного сырья при добыче на 15% и потерь при передаче электрической и тепловой энергии на 3-5%).
Усилены требования к экологическим характеристикам автомобильной техники и моторного топлива, что должно повлечь за собой и сокращение его удельного расхода. Планируется введение нормирования показателей энергоэффективности и платы за превышение нормативов.
В рамках системы учета и контроля энергопотребления предстоит обеспечить более полный надзор за рациональным и эффективным расходованием ТЭР, развитием института добровольной сертификации, а также совершенствование строительных норм, правил и порядка государственной экспертизы проектов в части энергоэффективности. В данном случае ориентир - сокращение потребления ТЭР на 10-15%.
Ключевую роль в повышении энергоэффективности, с учетом развития механизмов частно-государственного партнерства, играет поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов.
Указанная поддержка осуществляется в рамках разработки и реализации федеральных целевых программ, отраслевых и региональных программ и проектов а также национального проекта Доступное и комфортное жилье .
На смену предыдущей ФЦП Энергоэффективная экономика (срок реализации 2002-2006 гг.) должна прийти новая программа, проект которой в настоящее время разрабатывается. Ведутся исследовательские работы по Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и Перечню критических технологий имеющих непосредственное отношение к проблеме роста энергоэффективности (в том числе технологии атомной энергетики, водородной энергетики, новых и возобновляемых источников энергии, создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и энергии, создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем и т.д.)
Разрабатывается и реализуется широкий перечень стратегий развития отраслей российской промышленности, программ и генеральных схем развития отраслей ТЭК, инвестиционных программ энергетических компаний. Здесь можно, в частности, упомянуть: стратегию развития металлургического комплекса до 2015г.; стратегию развития химической и нефтехимической промышленности до 2015г; комплекс мер по повышению конкурентоспособности лесной промышленности; программы энергосбережения и инвестиционные программы компаний ОАО Газпром , ОАО ЛУКОЙЛ , ОАО Норникель , Уральской горно-металлургической компании , ОАО Северсталь и др. Во всех этих документах, естественно, уделяется внимание вопросам ресурсо- и энергосбережения.
В настоящее время мы работаем над проектом Энергетической стратегией России на период до 2030 года. Эту работу мы планируем завершить к концу текущего года. В ней еще более весомым приоритетом будут инициативы в сфере энергоэффективности, в т. ч. особое внимание будет уделено повышению доли возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива в топливно-энергетическом балансе страны.
Значительная работа в рассматриваемой сфере ведется на региональном уровне. Региональные законы Об энергосбережении приняты в 45 субъектах РФ; на территории 47 субъектов РФ реализуется более 600 программ, действуют 80 центров, агентств, некоммерческих партнерств и 24 фонда энергосбережения. Новые энергоэффективные решения закладываются в осуществляемых при поддержке инвестиционного фонда РФ крупных проектах в частности, по развитию Нижнего Приангарья, где одновременно завершается строительство Богучанской ГЭС установленной мощностью 3 тыс. МВт и Богучанского алюминиевого завода производительностью 600 тыс. т алюминия в год.
Таким образом, наступление на проблему повышения энергоэффективности российской экономики ведется достаточно широким фронтом, по целому ряду направлений. В результате снижение энергоемкости экономики идет даже более высокими темпами, чем это намечалось действующей Энергетической стратегией. В частности, за 2000-2006 гг. удельная энергоемкость ВВП снизилась на 23,5%. Новых качественных изменений, по нашей оценке, следует ожидать в ближайшие 2-3 года, когда активно начнут работать новые ценовые сигналы, новая конкурентная ситуация и субъекты рынка, новые механизмы частно-государственного партнерства. На этом этапе возрастет роль активной, я бы сказал, агрессивной информационной политики, еще более расширятся возможности сотрудничества в данной сфере с нашими зарубежными партнерами и, что особенно важно, сможет стать еще более весомым вклад России в обеспечение глобальной энергетической безопасности.
Источник:
www.minprom.gov.ru