Стать автором
Обратная связь
20.02.2007

Как и откуда на столичные автозаправки попадает суррогатный бензин?

Герман Велинг

Каждый день московские заправки реализуют около 8 тысяч тонн бензина и почти 3 тысячи тонн дизтоплива. При этом, по данным департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы, контролирующего столичные бензозаправки, 20-30 процентов московского топлива не соответствует экологическим требованиям. Если конкретнее, то каждый четвертый литр - суррогатный. И применение к бензину "водочного" термина оправданно: автомобильные "отравления" бензином с заниженным октановым числом сродни отравлению человека паленой водкой. А иногда топливные смеси, которые продаются на отечественных АЗС, и вовсе несовместимы с жизнедеятельностью машины.

Дышите - не дышите

Настолько ли серьезна проблема некачественного топлива в городе, где большая часть заправок находится под лейблом крупных нефтяных компаний? Оказывается, что крупняк ситуацию не спасает. Судите сами: из 227 АЗС Москвы, проверенных в 2005 году на предмет соответствия их моторного топлива экологическим требованиям, на 49 были выявлены 82 пробы горючего, не соответствующие экологическим требованиям. В том числе в 32 случаях обнаружено превышение концентрации свинца и серы, в 27 - несоответствие по октановому числу. А в прошлом году при аналогичной проверке 188 АЗС, где было отобрано 654 пробы, выяснилось, что 47 проб не соответствуют экологическим требованиям, а половина - даже требованиям ГОСТа. Что все эти цифры значат для автомобилистов и пеших жителей города?

По статистике ежегодно почти 90 тысяч обращений в автосервисы связано с использованием некачественного топлива. По словам опрошенных нами специалистов станций техобслуживания, особенно сильно страдают от этого автомобили иностранного производства, но и банальные "Жигули" благодаря "бодяге" вполне могут получить "инфаркт". В первую очередь некондиционный бензин поражает детали системы питания впрысковых двигателей (электрические бензонасосы, форсунки), датчики кислорода (другое название - лямбда-зонд), катализаторы и свечи зажигания. В карбюраторных моторах возникает детонация, приводящая к ускоренному износу "сердца" автомобиля. Следствием регулярного применения контрафактного бензина может стать даже прогар выпускных клапанов, требующий дорогостоящего ремонта головки блока цилиндров. Но автомобильные страдания связаны больше с несоответствием заявленного АЗС октанового числа бензина и его реальным значением. Примеси же, которых в бензине оказывается куда больше нормы, опасны скорее для людей.

Каждый год в атмосферу столицы, по данным Мосэкомониторинга, выбрасывается около 1,3 миллиона тонн вредных веществ, из них 1 миллион 50 тысяч - от автомобильных выхлопов. Тут и оксид углерода, который угрожает большинству людей кардиореспираторными заболеваниями, и диоксид серы, и мелкие взвешенные частицы. Превышение в топливе только одного показателя - бензола - автоматически дает "на выхлопе" канцерогенный бензопирен, который провоцирует появление злокачественных опухолей. Продуктами сгорания отечественного топлива являются окислы азота, фенол, формальдегид, минеральная пыль и еще около двухсот наименований.

Наиболее тяжкое токсическое воздействие на человека оказывают соединения тяжелых металлов. Лидерство здесь принадлежит свинцу. Медики констатируют, что свинцовые соединения, попадая в кровь, замедляют рост организма, ухудшают слух, ведут к интеллектуальной деградации. Экологи же обращают внимание на то, что свинец накапливается вдоль проезжей части на расстоянии до 200 метров. Получается, что в зоне риска находятся практически все жители столицы. Теперь внимание: основной объем суррогатного бензина производится на основе свинцовых добавок. Но откуда берется этот "грязный" бензин?Слабое звено

С того момента, когда в России полностью запрещено использование и ввоз этилированного бензина - с добавками тетраэтилсвинца, - пошел четвертый год. Но тетраэтилсвинцовый трафик существует. Для нужд авиации Россия импортирует этот яд из Китая и Румынии. Есть очень веские основания полагать, что к бензиновым бодяжникам он попадает именно от авиаторов. Всего несколько месяцев назад в Люберцах на бывшей территории вертолетного завода оперативники обнаружили большие запасы фальсифицированного горючего. Ежедневно на располагавшейся там нефтебазе "Котельники" из низкооктанового бензина Аи80 с помощью присадок производили несколько тысяч тонн топлива популярных марок и продавали его по соответствующей цене. Реализация велась через заправки, работающие под брендом одной из крупнейших топливных компаний Московской области. Это уже выявленный и доказанный компетентными органами факт. Судя по насыщенности топливного рынка фальсификатом, в городе и его окрестностях действуют несколько подобных объектов, снабжая своей продукцией соседние регионы и столицу.

Впрочем, системные проверки, которые столичные экологи ведут уже два года, приносят некоторые результаты. Так называемые черные списки (реестры проштрафившихся городских автозаправок с указанием адресов) регулярно появляются в открытом доступе. Правда, по их поводу не утихают споры: бизнесмены считают, что публикация списков порочит их деловую репутацию и работает на руку конкурентам. Однако лабораторные данные о превышении ПДК по свинцу, бензолу или несоответствию октановому числу все-таки говорят о плохом качестве бензина, а не о происках недоброжелателей. Справедливости ради надо сказать, что заправок с приличным топливом в городе предостаточно: отличить АЗС, выполняющие экологические требования, довольно просто: они помечены кленовыми листочками с надписью "ЭКОТОПЛИВО".

Заметим, что Европа с 2005 года уже перешла на стандарт качества Евро4: производители не имеют права делать топливо ниже установленного класса вне зависимости от экологического класса транспорта. У нас же запланирован переход в начале 2008 года только на Евро3 и лишь в 2010 году - на Евро4. Правда, Москва, где ситуация с автомобильным трафиком самая сложная в стране, приняла повышенные экологические требования к моторному топливу. С 1 января 2006 года в столице установлены стандарты на уровне Евро3. Прошлой весной на рынке появилось "экологическое топливо" (ЭКТО), осенью появился Ultimate. Проблема, однако, в том, что экоусилия отечественных производителей бензина являются скорее имиджевой составляющей их бизнеса. Экономически же производство качественного топлива на внутреннем рынке не имеет под собой никакой мотивации.

Будем штрафовать

Производство суррогата, по мнению участников рынка, стимулируется значительной дельтой в цене бензина дешевых и дорогих сортов. И пока сохраняется такое положение вещей, искусственный "разгон" октанового числа путем добавления присадок в любом случае будет давать сверхприбыль. Отказаться от низкооктанового топлива нельзя - на нем "сидят" коммуналка, село и армия. Из 30 миллионов тонн бензина, производящихся в России ежегодно, на этих потребителей приходится около половины объема. А лакомые излишки становятся сырьем для производства суррогата. Оборот рынка так велик, что до сих пор не нашелся тот, кто в силах переломить ситуацию. При этом надо понимать, что суррогаты производят не на заводах, а на закрытых базах, откуда их и развозят по самым различным заправкам. Так что всемирно известный бренд на российской АЗС не всегда защищает автолюбителей от возможных проблем с двигателем. Наши попытки опросить владельцев заправок из черного списка на предмет того, откуда они получают топливо, наткнулись на стену враждебного молчания.

Мечты о сокращении разрыва в цене высокооктанового и низкооктанового бензинов сродни утопии. Более прагматичным шагом могло бы быть введение жесткой ответственности для продавцов суррогатного бензина. Совет Федерации готовит законопроект, регламентирующий контроль качества топлива. Он предусматривает в том числе и повышение ответственности за производство и продажу некачественного топлива. Важно, что дается определение шкалы безопасности добавок, но по самым вредным позициям (свинец, сера, бензол, цетановое число) документ, считают экологи, подозрительно мягок. Еще в 2005 году был разработан проект технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам". Второй год этот принципиальный документ переписывается в недрах Минпромэнерго. Со своей стороны столичные власти предложили Госдуме внести поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях. "Мы внесли проект закона в Госдуму об уголовной ответственности за реализацию паленого бензина, однако он до сих пор не принят", - сетует мэр столицы. Если поправки когда-нибудь примут, то производителям и продавцам контрафактных нефтяных продуктов будет грозить наказание в виде штрафа в размере от 4 до 5 тысяч МРОТ (от 400 тысяч до 500 тысяч рублей) с последующей конфискацией некачественных нефтепродуктов. Засветившихся более одного раза будет ждать лишение свободы от 3 до 6 лет. Впрочем, не суть важно, чьи именно поправки примут, - важно, чтобы наказание было неотвратимым и соразмерным нанесенному ущербу. Источник:
www.buhnews.ru




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: