Стать автором
Обратная связь

Экспорт и оценка соответствия

Укрепление позиций на мировых рынках является важнейшей стратегической задачей любого государства. В настоящее время в правительстве РФ активно обсуждается вопрос создания специальной структуры, которая помогала бы отечественным компаниям отстаивать их интересы за рубежом. Не случайно президент России Дмитрий Медведев дважды в начале текущего года, выступая в Краснодаре и Красноярске, говорил о важности решения данной проблемы. Возможно, эту роль будет выполнять новое федеральное агентство, либо дочернее предприятие ВЭБа.

Свой вклад в обсуждение вопроса вносят представители бизнеса. Так, Виктор Вексельберг предлагает создать совет при правительстве, в который войдут представители российских компаний, что поможет чиновникам точнее представить проблемы отечественного бизнеса за рубежом. В свою очередь президент РСПП Александр Шохин считает, что с задачей лучше справятся сотрудники «дочки» ВЭБа, в руководстве которой будут представители бизнеса.

Для решения задачи государственной поддержки экспансии российских компаний за рубежом, помимо политической воли, необходимо точное знание сдерживающих факторов, влияние которых возрастает в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию и набирающих силу торговых войн. Один из таких факторов находится в области оценки соответствия экспортной продукции с высокой добавленной стоимостью требованиям безопасности. Заинтересованного покупателя за рубежом необходимо убедить в том, что продукция российского производителя соответствует обязательным нормам безопасности, действующим в регионе поставки. А как и где это сделать? Уверен, что если такой вопрос задать отечественным производителям, например, машин и оборудования, то 90 или 95% руководителей предприятий растерянно разведут руками. В стране не существует открытой информационной базы, которая подсказывала бы производителям, как им поступать в этом случае, каким обязательным директивам, регламентам, требованиям и т.п. должна соответствовать продукция, поставляемая в тот или иной регион мира.

Более того, в связи с отсутствием в РФ действующих технических регламентов у производителей нет требований, предъявляемых к продукции, поставляемой и на внутренний рынок. При этом отдельные эксперты полагают, что за указанную информацию экспортеры должны заплатить организациям, владеющим соответствующими сведениями, забывая, что такой подход противоречит статье 44 федерального закона «О техническом регулировании», в которой сказано, что заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам.

Вероятно, в принимаемых технических регламентах следовало бы привести обязательные требования к продукции, предназначенной для поставки в США, Канаду, Японию, Англию, Францию, Китай, Индию, страны Евросоюза, Латинской Америки, Ближнего Востока, СНГ и т.д. Такая информация позволит, с одной стороны, производителю быстро и точно оценить свои возможности при выборе регионов поставки, а с другой -- поможет национальным комитетам по стандартизации ясно представить направление работ и выработать пакет предложений для международного обсуждения вопросов гармонизации технических требований, предъявляемых к видам продукции в рамках ВТО.

Итак, различия в требованиях безопасности -- это реалии, которые должен учитывать отечественный производитель экспортной продукции. Парадокс, однако, состоит в том, что федеральное законодательство запрещает ему делать это. В статье 3 упомянутых федеральных законов установлен принцип единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок. Это означает, что требования технических регламентов одинаково применимы как при поставке продукции на внутренний рынок, так и при поставке продукции на экспорт. Таким образом, я полагаю, мы окончательно сбили с толку отечественного производителя.

С ответом на вторую часть вопроса, где это сделать, тоже большая проблема. Дело в том, что в России нет развитой сети аккредитованных испытательных лабораторий и органов по сертификации, имеющих полномочия производить оценку соответствия продукции обязательным требованиям, принятым за рубежом. А по некоторым видам испытаний, например по электромагнитной совместимости технических средств, в РФ не аккредитовано ни одной лаборатории или органа по сертификации с подобными полномочиями.

В этих условиях российским производителям продукции следует обращаться в зарубежные лаборатории и органы по сертификации. Повторимся, что они понятия не имеют, с кем вести переговоры по данным вопросам. Допустим, что как-то узнали. При этом хорошо, если продукция имеет малые габариты. А если это крупный электродвигатель, станок, угольный комбайн либо другое оборудование с массой от нескольких сотен килограммов до нескольких тонн. Организация отправки продукции за границу, решение таможенных вопросов, включающее в том числе получение заключения Министерства обороны, проведение испытаний, возможный возврат на доработку и повторное представление образцов, могут стать серьезным испытанием для предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, которое они могут и не выдержать.

В то же время, в некоторых странах существуют испытательные лаборатории и органы по сертификации, аккредитованные в российской системе сертификации ГОСТ Р, в результате чего зарубежные производители получают преимущество, поскольку они могут провести на своей территории необходимые испытания и оформить сертификаты соответствия системы ГОСТ Р, дающие право на поставку продукции в РФ.

Наличие экспортных трудностей является одной из причин, которая не позволяет стагнирующим отраслям, например таким, как станкостроение, выправить свое положение, стабилизировать доходы, инвестировать экспортную выручку в подготовку кадров и создание новых моделей конкурентной продукции, поднять спрос на свою продукцию на внутреннем рынке. Для исправления ситуации требуется всесторонняя поддержка государства. Время уходит.

Вероятно, следовало бы заранее оценить номенклатуру видов испытаний отечественной продукции с учетом перспективы поставки в те или иные регионы мира, выбрать испытательные лаборатории и органы по сертификации, провести работы с зарубежными партнерами по взаимному признанию результатов испытаний, устранить издержки в законодательстве, создать соответствующую информационную базу, подписать межправительственные соглашения и т.п. Но вести эту работу необходимо, иначе нерешенность затронутых вопросов на государственном уровне может привести к тому, что свободное движение товаров на мировых рынках, особенно в первые месяцы и годы после вступления в ВТО, может обернуться для России движением в одностороннем направлении.

Источник:
Время новостей




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: