Стать автором
Обратная связь

Органическая продукция в России: проблемы есть, но их нужно решать и решать сообща!

1 января 2020 г. вступит в силу Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении отдельных изменений в законодательные акты Российской Федерации», который, как ожидается, не только придаст новый импульс развитию сельского хозяйства, но и внесет изменения в работу смежных отраслей. Насколько готов к этому российский рынок? Как будут развиваться события, если 1 января 2020 г. наступит сегодня?

Эту ситуацию смоделировали участники круглого стола ««Стандартизация в сельском хозяйстве. Что нас ждет после вступления в силу закона об органической продукции?», который состоялся 7 ноября 2018 г. в Москве на площадке ГУП «Московский метрополитен», в рамках программы Всероссийского форума «Лучший опыт – для лучшей жизни!».

Представители регулирующих органов, органов государственного управления, производители сельскохозяйственной продукции, торговых организаций, профильного национального технического комитета по стандартизации ТК 40 «Продукция органического производства», профессиональных общественных организаций, отечественного и зарубежного бизнеса обсудили наиболее острые вопросы, связанные с принятием нового закона, и предложили эффективные механизмы их решения.

Общемировой рынок органической продукции уже сравнялся по объему с рынком вооружений и, по прогнозам, к 2020 г. достигнет 212 млрд долл., то есть увеличится почти в 2,5 раза по сравнению с сегодняшними показателями. Россия едва ли не последняя из развивающихся стран, которая вводит в правовое поле закон об органической продукции.

Закон есть, стратегия определена, но необходимо решить множество тактических задач: разработать стандарты, технологии, создать предприятия по производству органической продукции, выработать новые инструменты поддержки производителей, сформировать национальную систему сертификации органической продукции по схеме «От поля до прилавка»…

Увы, сегодня в нашей стране имеется только один аккредитованный орган по сертификации такой продукции, и на круглом столе прозвучало мнение, что Росаккредитация пока не готова к аккредитации других компетентных в этой области сертификационных органов. Не решены проблемы и с фальсификатом: сегодня любой производитель может нанести на упаковку своей продукции обозначения «Био», «Фермерский» и т.д.

Участники дискуссии выразили мнение, что, если 1 января 2020 г. наступит сегодня, ничего не произойдет, – инфраструктура, которая должна соответствовать новому закону, просто отсутствует.

Алексей Алексеенко, советник руководителя Россельхознадзора, выступил с инициативой, которая, по его словам, позволит переломить ситуацию: он предложил организовать экспертную рабочую группу из профессионалов рынка, которые должны составить дорожную карту по созданию такой инфраструктуры – это придаст отечественным потребителям уверенности, что продукт, который несет на себе слово «органический», действительно соответствует стандартам.

Оказывается, добросовестные производители органической продукции этого предложения ждали давно — их одобрение было получено уже в рамках круглого стола. В ближайшее время экспертная группа приступит к работе.

Но можно ли сделать органическое производство выгодным и для бизнеса, и для потребителей? По мнению Владимира Авдеенко, директора Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России, это вполне реализуемая задача: «В органике мы точно сможем в обозримое время совершить значительный рывок. Базовые условия для этого налицо: есть земля, есть компании, есть люди, которые хотят развивать данное направление».

Прогноз изменений, которые произойдут на рынке органической продукции в скором времени, читайте в ближайших выпусках журналов «Стандарты и качество» и «Контроль качества продукции».




09.11.2018
448
Поделиться: