Архив



Отзывы читателей

Водоканал
На протяжении последних десяти лет продвигаться на пути совершенствования систем менеджмента нам помогал журнал «Стандарты и качество» с его разнообразными приложениями. Отмечая большую практическую помощь от материалов рубрики «Коллизии аудита» в журнале «Методы менеджмента качества», особую благодарность...
Читать полностью

А.П. Киримитчиев, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»


Читать
Купить
Справочная
Облако тегов

100 лучших товаров России
Международная выставка  сырья и ингредиентов для фармацевтического производства
Russian Hospital Week
Инвестиционный форум «Дальний Восток – 2014»
Pharmtech – Технологии фармацевтической индустрии
Русская Школа Управления
Электронная газета Quality News
Международный народный проект

ГлавнаяЖурналы → «Стандарты и качество»

01.07.2004

Полномочия контрольно-надзорных органов

Федеральный закон О техническом регулировании устанавливает особый порядок проведения мероприятий по контролю в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов. Это в полной мере корреспондируется с нормами Федерального закона О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), предусматривающего проведение внеплановых проверок хозяйствующих субъектов.

Изготовитель, исполнитель, продавец или лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, в соответствии с нормами ст. 37 ФЗ обязаны сообщить в органы государственного контроля (надзора) имеющуюся у них информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов. Информация также должна быть предоставлена продавцом, исполнителем и лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, изготовителю продукции.
При этом ФЗ расширил права хозяйствующих субъектов, предусмотрев, что лица, не являющееся изготовителем, исполнителем, продавцом, и лица, выполняющие функции иностранного изготовителя, вправе сообщить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора). Органам государственного контроля (надзора) по получении такой информации вменено в обязанность сообщать ее изготовителю, продавцу, а также лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя.
В то же время ФЗ обязал изготовителей (продавцов, лиц, выполняющих функции иностранных изготовителей) в случае получения информации о несоответствии продукции проводить проверку достоверности информации о несоответствии продукции, представлять материалы проверки в орган государственного контроля (надзора), а также принимать необходимые меры по недопустимости увеличения степени причинения вреда такой продукцией до завершения проверки информации.
Если информация подтвердилась и устранить несоответствие продукции не представляется возможным, ФЗ (ст. 38) обязал изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) незамедлительно приостановить производство продукции, отозвать ее из обращения и возместить ущерб, нанесенный приобретателям.
Возложив на контрольно-надзорные органы полномочия по проведению проверки информации о несоответствии продукции, ФЗ предоставил им следующие права:

  • требовать от изготовителей, исполнителей, продавцов и лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя, материалы проверки достоверности информации;
  • запрашивать у изготовителей, исполнителей, продавцов и лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя, дополнительную информацию о продукции и процессах, в том числе результаты исследований испытаний и измерений;
  • направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти;
  • привлекать компетентных специалистов для анализа полученных материалов.
  • При подтверждении информации о несоответствии продукции орган государственного контроля (надзора) выдает предписания о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, а также принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Одновременно контрольно-надзорные органы способствуют распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда.
    Наряду с расширением обязанностей хозяйствующих объектов ФЗ (ст. 26) возложил на органы по сертификации обязанность сообщать в орган государственного контроля (надзора) информацию о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее.
    Деятельность по отзыву с рынка продукции, которая может причинить или причиняет вред жизни, здоровью, имуществу граждан и окружающий среде, как известно, регламентирована рядом действующих законодательных актов.
    Во-первых, Закон РФ О защите прав потребителей (ст. 7, 42) установил требования к отзыву продукции с рынка.
    В частности, изготовитель обязан незамедлительно приостановить производство продукции, причиняющей вред, или которая может его причинить потребителю либо окружающей среде, и в необходимых случаях принять меры по изъятию ее из оборота и отзыву от потребителя. В случае невыполнения изготовителем этой нормы закона изъятие из оборота и отзыв продукции производится на основании предписания надзорного органа.
    Во-вторых, Федеральный закон О качестве и безопасности пищевых продуктов (ст. 20, 24, 25) определил, что некачественные или опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота их владельцем либо самостоятельно, либо на основании предписания надзорного органа. В случае непринятия владельцем необходимых мер по изъятию из оборота некачественных или опасных пищевых продуктов, материалов и изделий они могут быть конфискованы в установленном законодательством порядке.
    При этом изъятые из оборота продукция, материалы и изделия подлежат экспертизе. Без проведения экспертизы утилизируется или уничтожается продукция (материалы и изделия) неизвестного происхождения, а также имеющая явные признаки недоброкачественности.
    Ответственное хранение изъятых из оборота продуктов, материалов и изделий до окончания проведения экспертизы осуществляет их владелец. Утилизация или уничтожение продуктов, материалов и изделий производится их владельцем на основании соответствующих постановлений надзорных органов с предоставлением в надзорные органы документов, подтверждающих факт их утилизации или уничтожения.
    В-третьих, Федеральным законом О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (ст. 10) установлены меры, принимаемые должностными лицами органов государственного контроля (надзора) по фактам нарушений обязательных требований к продукции, выявленных в ходе контрольных мероприятий. В их числе:

  • обязательное информирование органами надзора потребителей об опасном товаре и способах предотвращения возможного вреда;
  • приостановление органами надзора производства и реализации продукции и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.
  • В зарубежной практике надзорной деятельности стран ЕС вопросы отзыва товара с рынка регламентируются документами Европейской Комиссии (ЕК), а именно Руководством по выполнению директив, базирующихся на принципах нового и глобального подходов [2]. В Руководстве (ст. 8.2.2 и 8.3) установлены схема корректирующих действий и процедура защитительной оговорки.
    Схема корректирующих действий заключается в обязанности органа надзора, обнаружившего на рынке несоответствующую продукцию, уведомить об этом ее изготовителя. При невозможности устранения нарушений орган надзора обязан принять меры к запрещению размещения продукции на рынке, вплоть до получения от изготовителя гарантий о снятии (отзыве) ее с рынка.
    Процедура защитительной оговорки - неотъемлемая часть корректирующих действий. Она заключается в проверке обоснованности применения мер к несоответствующим товарам и доведении до всех стран ЕС информации о несоответствующих товарах. Изготовитель продукции, получивший информацию от органа надзора о несоответствии его продукции установленным требованиям, обязан уведомить о принятых мерах или о своем несогласии с решением надзорного органа в ЕК. В функции ЕК входит рассмотрение представленных материалов, проверка обоснованности принятых надзорным органом мер и принятие решений, как-то: информирование всех стран ЕС о несоответствующей продукции в случае оправданности мер, рекомендации надзорному органу о прекращении процедуры защитительной оговорки - при неоправданности мер, а также возбуждение дела в Европейском суде - при отказе изготовителя выполнить решения ЕК.
    В ФЗ действия надзорных органов при получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, в том числе действия по принудительному отзыву такой продукции, регламентированы ст. 37-40.
    Согласно положениям ФЗ, принудительный отзыв с рынка продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, может осуществляться только на основании решений судебных органов при условии невыполнения производителями, продавцами и лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя, предписаний надзорных органов о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения ущерба или ее неисполнении.
    При невыполнении ответчиком в срок решений суда надзорному органу (истцу) предоставляется право совершить действия, связанные с принудительным отзывом продукции и взысканием с ответчика необходимых расходов.
    Для реализации положений указанных статей закона предлагается алгоритм действий надзорного органа, приведенный на схеме 1 и включающий следующие основные процедуры.

    Схема 1

    Схема


    1. Надзорный орган при получении информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (изготовителей, исполнителей, продавцов, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя), а также граждан, являющихся потребителями продукции, в форме письменных и иных обращений, регистрирует полученную информацию с указанием даты ее поступления, содержания и реквизитов заявителя. В случае невозможности установления реквизитов информация фиксируется с соответствующими пометками и в дальнейшем рассмотрению не подлежит.
    Информация по продукции, находящейся в сфере надзора других федеральных органов исполнительной власти, после ее регистрации направляется в соответствующие надзорные органы по принадлежности.
    Информация по продукции, изготовитель которой находится на территории другого субъекта (региона), после ее регистрации направляется в соответствующие территориальные структуры.
    2. Информация о несоответствии продукции, поступившая от граждан, являющихся потребителями продукции, в 5-дневный срок должна быть доведена надзорным органом до ее изготовителя, продавца или лица, выполняющего функцию иностранного изготовителя.
    3. Информация о несоответствии продукции в 10-дневный срок должна быть проверена надзорным органом на предмет ее достоверности.
    Проверка достоверности информации включает следующие мероприятия:

  • направляются запросы (изготовителям, продавцам и др.) о предоставлении материалов проводимой ими проверки информации, материалов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям (протоколы испытаний, исследований и измерений, проведенных у изготовителя и при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции и т.п.), а также дополнительной информации о процессах производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
  • направляются запросы в другие федеральные органы исполнительной власти по характеристикам и параметрам продукции, относящимся к их компетенции;
  • при необходимости проводятся мероприятия по контролю у изготовителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, с оформлением соответствующих документов проверки.              
  • 4. В случае признания достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, надзорный орган выдает виновному лицу предписание об устранении нарушений и о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения ущерба.
    При невозможности устранения несоответствий продукции требованиям технических регламентов надзорный орган выдает предписание о запрете передачи продукции или о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации.
    5. В случае неисполнения предписаний по разработке программы мероприятий или невыполнении предусмотренных программой действий изготовителем, продавцом или лицом, выполняющем функции иностранного изготовителя, надзорный орган обращается в суд с иском о принудительном отзыве продукции.
    6. После вынесения решения суда надзорный орган (по истечении определенного судом срока совершения действий по отзыву продукции и оповещению приобретателей) проводит проверку у ответчика полноты принятых мер по отзыву продукции. При этом надзорный орган проверяет факты, подтверждающие приостановку производства или реализацию несоответствующей продукции, доведения информации до приобретателей, и меры, связанные с отзывом продукции (замена, ремонт, возмещение ущерба) и т.п. По результатам проведенных проверок надзорный орган составляет соответствующие акты.
    7. При невыполнении ответчиком предписанных судом действий материалы проверки могут быть повторно направлены в суд, а в средствах массовой информации и в рамках Единой федеральной информационной системы по техническому регулированию надзорный орган публикует информацию о судебном решении в отношении ответчика о принудительном отзыве продукции.
    Выполнение указанной процедуры по принудительному отзыву продукции требует правовой поддержки, в связи с чем целесообразно внести следующие изменения в действующие законодательные акты:

  • статью 7 Федерального закона О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) необходимо дополнить нормой о проверке исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем решения суда об отзыве продукции;
  • статью 39 Федерального закона О техническом регулировании откорректировать, предусмотрев возможность проведения надзорным органом мероприятий по контролю у изготовителя (продавца, лица, исполняющего функции иностранного изготовителя);
  • статью 40 Федерального закона О техническом регулировании изложить в редакции: В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец вправе довести решение суда об отзыве продукции до приобретателей через средства массовой информации в установленном действующим законодательством порядке (см. Закон РФ О средствах массовой информации, ст. 35).
  • Следует обратить внимание, что рассматриваемая проблема взаимосвязана с проблемой информирования приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения технических регламентов. Согласно ст. 7 ФЗ Правительство РФ организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организует информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.
    Функция по учету и анализу случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и другим объектам технического регулирования вследствие нарушения требований технических регламентов постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. 194 возложена на Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии.
    Для реализации указанной функции необходимо создание федеральной Системы по учету случаев нанесения вреда вследствие нарушений требований технических регламентов. Функционирование Системы должно осуществляться в рамках Единой информационной системы по техническому регулированию в качестве одной из ее подсистем. Единая информационная система по техническому регулированию представляет собой федеральную информационную систему общего пользования, включающую совокупность информационных, программных, аппаратных и телекоммуникационных средств, обеспечивающих формирование и ведение информационных ресурсов по всем аспектам технического регулирования (стандартизация, подтверждение соответствия продукции, разработка технических регламентов и др.) и доступ к ним всех заинтересованных лиц. Положение о единой информационной системе по техническому регулированию утверждено постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. 500.
    Функционирование Системы в рамках Единой информационной системы по техническому регулированию позволит осуществлять ведение информационных ресурсов и получение заинтересованными лицами всей необходимой информации в области технического регулирования в едином информационном поле, а также отслеживать динамику применения технических регламентов от этапа их разработки и принятия до этапа практического применения.
    Методологическое и организационно-техническое руководство Системой осуществляется Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии.
    Практическую деятельность по сбору и анализу информации будут осуществлять подведомственные Службе центры стандартизации и метрологии на закрепленных территориях.
    База данных о случаях причинения вреда вследствие нарушений требований технических регламентов будет формироваться на основе сбора информации о нарушениях технических регламентов, выявленных центрами стандартизации и метрологии по результатам проводимого ими государственного надзора, и информации о случаях причинения вреда, поступившей в центры от контрольно-надзорных органов, изготовителей (исполнителей, продавцов, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя), общественных организаций и граждан.
    Собранная центрами информация передается через региональные центры в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии.
    Наряду со сбором и анализом информации центры обеспечивают доведение на местах до сведения приобретателей, изготовителей и продавцов информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов и имевших место случаях причинения вреда.
    Обработка информации будет осуществляться с использованием технических возможностей существующей автоматизированной системы АИС-госнадзор после проведения ее модернизации применительно к условиям законодательства по техническому регулированию и единой информационной системы по техническому регулированию.
    Практическая реализация указанной системы учета и анализа потребует в свою очередь проведения ряда организационно-технических мероприятий, включая поручения Правительства РФ соответствующим федеральным контрольно-надзорным структурам о предоставлении информации о выявленных случаях нарушений технических регламентов и причинения вреда и выделении необходимых финансовых средств из федерального бюджета. Основными этапами создания автоматизированной системы являются: разработка Концепции системы; разработка ТЗ на создание системы; технорабочее проектирование, включая разработку программного обеспечения и оснащения программно-аппаратными средствами; опытная эксплуатация и приемочные испытания системы.
    Федеральный закон О техническом регулировании (ст. 34) определил полномочия органов государственного контроля (надзора) в части предоставления им прав приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии и сертификата соответствия. Право приостановки или прекращения действия декларации и сертификата может быть реализовано органами государственного контроля (надзора) только в рамках и по результатам проводимых ими проверок соблюдения требований технических регламентов в случаях, когда декларирование продукции либо ее обязательная сертификация предусмотрены в технических регламентах.
    В этой связи предлагается такая процедура проведения контрольных мероприятий, неотъемлемыми элементами которой (для вышеуказанных случаев) являются действия органов государственного контроля (надзора) по приостановке или прекращению действия декларации и сертификата (схема 2).

    Схема 2

    Схема


    В ходе контрольных мероприятий орган государственного контроля (надзора) должен удостовериться в наличии у проверяемого субъекта декларации о соответствии или сертификата соответствия. При сомнении в подлинности указанных документов орган государственного контроля (надзора) направляет соответствующий запрос в федеральный орган по техническому регулированию либо в его территориальные отделения (органы). В отношении продукции, подлежащей обязательной сертификации, информацию о сертификате соответствия можно запросить у органа по сертификации, выдавшего сертификат.
    При отсутствии сертификата, декларации или подтверждения факта, что они недействительны (истек срок действия, фальсифицированы, не прошли регистрацию и т.п.), орган государственного контроля (надзора) оформляет акт проверки и выдает проверяемому субъекту предписание об устранении нарушений и, при необходимости, предписание о запрете передачи продукции, а также согласовывает срок, в течение которого проверяемый субъект должен провести мероприятия по подтверждению соответствия продукции.
    Информация о фальсифицированных, прекративших свое действие, незарегистрированных декларациях о соответствии или сертификатах соответствия направляется органом государственного контроля (надзора) в федеральный орган по техническому регулированию. Информация о прекративших свое действие сертификатах соответствия направляется также в соответствующие органы по сертификации по принадлежности.
    При подтверждении подлинности декларации, сертификата, но выявлении в ходе контрольных мероприятий несоответствия продукции требованиям технического регламента, действия органа государственного контроля (надзора) осуществляются в следующей последовательности.
    В случае, когда нарушения могут быть устранены: оформляется акт проверки; выдается предписание об устранении нарушений; выдается, при необходимости, предписание о запрете передачи продукции и предписание о частичном приостановлении процессов (производства, эксплуатации, перевозки, реализации); выдается предписание о приостановке действия декларации о соответствии или сертификата соответствия; направляется информация о приостановке действия декларации о соответствии или сертификата соответствия в федеральный орган по техническому регулированию, а по сертификату - дополнительно в орган по сертификации.
    В случае, когда нарушения не устранены или их невозможно устранить: оформляется акт проверки; выдается предписание о запрете передачи продукции и предписание о частичном приостановлении процессов (производства, эксплуатации, перевозки, реализации); выдается предписание о прекращении действия декларации о соответствии или сертификата соответствия; направляется информация о прекращении действия декларации о соответствии или сертификата соответствия в федеральный орган по техническому регулированию, а по сертификату - дополнительно в орган по сертификации; выдается предписание о запрете маркирования продукции знаком обращения на рынке.
    Таким образом, реализация норм ФЗ обусловливает необходимость изменения порядка организации и проведения контрольно-надзорными органами мероприятий по контролю в части принудительного отзыва продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также приостановления или прекращения действий деклараций о соответствии или сертификатов соответствия.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Бас В.Н., Лосев С.Ю., Такташов В.А. Концептуальные основы контрольно-надзорной деятельности // Стандарты и качество. - 2004. - 6.
    2. Лосев С.Ю. Развитие и реформирование контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации: зарубежный опыт // Стандарты и качество. - 2004. - 5.
    Виталий Николаевич БАС - кандидат экономических наук, генеральный директор Ростест-Москва;
    Станислав Юрьевич ЛОСЕВ - начальник Управления государственного контроля и надзора Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии;
    Вадим Алексеевич ТАКТАШОВ - кандидат технических наук, доцент, заместитель генерального директора по науке Ростест-Москва
    Теги: 
    Начало активности (дата): 01.07.2004
    Количество показов: 26846

    Автор: Виталий БАС, Станислав ЛОСЕВ, Вадим ТАКТАШОВ
    Рубрика: СТАНДАРТИЗАЦИЯ: ПРАКТИКА, МЕТОДИКА, ТЕОРИЯ

     

    Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Стандарты и качество"
    ПОДПИСАТЬСЯ >>>

    Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>



     

    Хотите добиться успеха?
    Используйте возможности наших изданий!

    Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

    Информация + Время = PROFIT!

    Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
    Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
    Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
    Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!
    Регистрация
    Регистрация
     
    Имя:
    Фамилия:
    *Логин (мин. 3 символа):
    *Пароль:
    *Подтверждение пароля:
    *E-Mail:
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    *Введите слово на картинке:

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Обязательные поля

     
    Авторизация
    Вход для подписчиков
     
    Имя
    Пароль
      Запомнить
     
    Забыли пароль?
     
    Ваша корзина пуста
    Электронная подписка


    Ваш ключ к успеху


    Присоединяйтесь к нам
    в социальных сетях

    TwitterLivejournalПрофессионалы.Ру

    Facebook Мы ВконтактеLinkedIn






    Опрос
    1. Что нужно сделать, чтобы повысить качество продукции оборонно-промышленного комплекса?
      44% разработать целевую систему подготовки специалистов ОПК
      29% сформировать эффективную систему стандартизации оборонной промышленности
      15% воссоздать нормативно-правовую базу и систему обеспечения качества ОПК
      12% создать институт фундаментально-поисковых исследований в сфере обеспечения качества


    Сертификация СМК Quality Austria