Архив



Отзывы читателей

Огромное Вам спасибо!
Публикации в ваших журналах дают четкое представление о сложившихся на данное время представлениях обо всех аспектах в области менеджмента качества и конкурентной среде на рынке.
Подборка публикаций по каждым рубрикам это практически полноценные ответы на самые острые проблемные вопросы, позволяющие...
Читать полностью

Директор  ОАО Минскметропроект В.В. Чеканов


Читать
Купить
Справочная
Облако тегов

100 лучших товаров России
Международная выставка  сырья и ингредиентов для фармацевтического производства
20-я Юбилейная международная промышленная выставка
Транспорт и логистика в Арктике
Pharmtech – Технологии фармацевтической индустрии
Проектирование бизнес-архитектур 2014
Русская Школа Управления
Электронная газета Quality News
Международный народный проект

ГлавнаяЖурналы → «Стандарты и качество»

01.07.2004

Полномочия контрольно-надзорных органов

Федеральный закон О техническом регулировании устанавливает особый порядок проведения мероприятий по контролю в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов. Это в полной мере корреспондируется с нормами Федерального закона О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), предусматривающего проведение внеплановых проверок хозяйствующих субъектов.

Изготовитель, исполнитель, продавец или лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, в соответствии с нормами ст. 37 ФЗ обязаны сообщить в органы государственного контроля (надзора) имеющуюся у них информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов. Информация также должна быть предоставлена продавцом, исполнителем и лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, изготовителю продукции.
При этом ФЗ расширил права хозяйствующих субъектов, предусмотрев, что лица, не являющееся изготовителем, исполнителем, продавцом, и лица, выполняющие функции иностранного изготовителя, вправе сообщить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора). Органам государственного контроля (надзора) по получении такой информации вменено в обязанность сообщать ее изготовителю, продавцу, а также лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя.
В то же время ФЗ обязал изготовителей (продавцов, лиц, выполняющих функции иностранных изготовителей) в случае получения информации о несоответствии продукции проводить проверку достоверности информации о несоответствии продукции, представлять материалы проверки в орган государственного контроля (надзора), а также принимать необходимые меры по недопустимости увеличения степени причинения вреда такой продукцией до завершения проверки информации.
Если информация подтвердилась и устранить несоответствие продукции не представляется возможным, ФЗ (ст. 38) обязал изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) незамедлительно приостановить производство продукции, отозвать ее из обращения и возместить ущерб, нанесенный приобретателям.
Возложив на контрольно-надзорные органы полномочия по проведению проверки информации о несоответствии продукции, ФЗ предоставил им следующие права:

  • требовать от изготовителей, исполнителей, продавцов и лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя, материалы проверки достоверности информации;
  • запрашивать у изготовителей, исполнителей, продавцов и лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя, дополнительную информацию о продукции и процессах, в том числе результаты исследований испытаний и измерений;
  • направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти;
  • привлекать компетентных специалистов для анализа полученных материалов.
  • При подтверждении информации о несоответствии продукции орган государственного контроля (надзора) выдает предписания о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, а также принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Одновременно контрольно-надзорные органы способствуют распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда.
    Наряду с расширением обязанностей хозяйствующих объектов ФЗ (ст. 26) возложил на органы по сертификации обязанность сообщать в орган государственного контроля (надзора) информацию о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее.
    Деятельность по отзыву с рынка продукции, которая может причинить или причиняет вред жизни, здоровью, имуществу граждан и окружающий среде, как известно, регламентирована рядом действующих законодательных актов.
    Во-первых, Закон РФ О защите прав потребителей (ст. 7, 42) установил требования к отзыву продукции с рынка.
    В частности, изготовитель обязан незамедлительно приостановить производство продукции, причиняющей вред, или которая может его причинить потребителю либо окружающей среде, и в необходимых случаях принять меры по изъятию ее из оборота и отзыву от потребителя. В случае невыполнения изготовителем этой нормы закона изъятие из оборота и отзыв продукции производится на основании предписания надзорного органа.
    Во-вторых, Федеральный закон О качестве и безопасности пищевых продуктов (ст. 20, 24, 25) определил, что некачественные или опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота их владельцем либо самостоятельно, либо на основании предписания надзорного органа. В случае непринятия владельцем необходимых мер по изъятию из оборота некачественных или опасных пищевых продуктов, материалов и изделий они могут быть конфискованы в установленном законодательством порядке.
    При этом изъятые из оборота продукция, материалы и изделия подлежат экспертизе. Без проведения экспертизы утилизируется или уничтожается продукция (материалы и изделия) неизвестного происхождения, а также имеющая явные признаки недоброкачественности.
    Ответственное хранение изъятых из оборота продуктов, материалов и изделий до окончания проведения экспертизы осуществляет их владелец. Утилизация или уничтожение продуктов, материалов и изделий производится их владельцем на основании соответствующих постановлений надзорных органов с предоставлением в надзорные органы документов, подтверждающих факт их утилизации или уничтожения.
    В-третьих, Федеральным законом О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (ст. 10) установлены меры, принимаемые должностными лицами органов государственного контроля (надзора) по фактам нарушений обязательных требований к продукции, выявленных в ходе контрольных мероприятий. В их числе:

  • обязательное информирование органами надзора потребителей об опасном товаре и способах предотвращения возможного вреда;
  • приостановление органами надзора производства и реализации продукции и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.
  • В зарубежной практике надзорной деятельности стран ЕС вопросы отзыва товара с рынка регламентируются документами Европейской Комиссии (ЕК), а именно Руководством по выполнению директив, базирующихся на принципах нового и глобального подходов [2]. В Руководстве (ст. 8.2.2 и 8.3) установлены схема корректирующих действий и процедура защитительной оговорки.
    Схема корректирующих действий заключается в обязанности органа надзора, обнаружившего на рынке несоответствующую продукцию, уведомить об этом ее изготовителя. При невозможности устранения нарушений орган надзора обязан принять меры к запрещению размещения продукции на рынке, вплоть до получения от изготовителя гарантий о снятии (отзыве) ее с рынка.
    Процедура защитительной оговорки - неотъемлемая часть корректирующих действий. Она заключается в проверке обоснованности применения мер к несоответствующим товарам и доведении до всех стран ЕС информации о несоответствующих товарах. Изготовитель продукции, получивший информацию от органа надзора о несоответствии его продукции установленным требованиям, обязан уведомить о принятых мерах или о своем несогласии с решением надзорного органа в ЕК. В функции ЕК входит рассмотрение представленных материалов, проверка обоснованности принятых надзорным органом мер и принятие решений, как-то: информирование всех стран ЕС о несоответствующей продукции в случае оправданности мер, рекомендации надзорному органу о прекращении процедуры защитительной оговорки - при неоправданности мер, а также возбуждение дела в Европейском суде - при отказе изготовителя выполнить решения ЕК.
    В ФЗ действия надзорных органов при получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, в том числе действия по принудительному отзыву такой продукции, регламентированы ст. 37-40.
    Согласно положениям ФЗ, принудительный отзыв с рынка продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, может осуществляться только на основании решений судебных органов при условии невыполнения производителями, продавцами и лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя, предписаний надзорных органов о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения ущерба или ее неисполнении.
    При невыполнении ответчиком в срок решений суда надзорному органу (истцу) предоставляется право совершить действия, связанные с принудительным отзывом продукции и взысканием с ответчика необходимых расходов.
    Для реализации положений указанных статей закона предлагается алгоритм действий надзорного органа, приведенный на схеме 1 и включающий следующие основные процедуры.

    Схема 1

    Схема


    1. Надзорный орган при получении информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (изготовителей, исполнителей, продавцов, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя), а также граждан, являющихся потребителями продукции, в форме письменных и иных обращений, регистрирует полученную информацию с указанием даты ее поступления, содержания и реквизитов заявителя. В случае невозможности установления реквизитов информация фиксируется с соответствующими пометками и в дальнейшем рассмотрению не подлежит.
    Информация по продукции, находящейся в сфере надзора других федеральных органов исполнительной власти, после ее регистрации направляется в соответствующие надзорные органы по принадлежности.
    Информация по продукции, изготовитель которой находится на территории другого субъекта (региона), после ее регистрации направляется в соответствующие территориальные структуры.
    2. Информация о несоответствии продукции, поступившая от граждан, являющихся потребителями продукции, в 5-дневный срок должна быть доведена надзорным органом до ее изготовителя, продавца или лица, выполняющего функцию иностранного изготовителя.
    3. Информация о несоответствии продукции в 10-дневный срок должна быть проверена надзорным органом на предмет ее достоверности.
    Проверка достоверности информации включает следующие мероприятия:

  • направляются запросы (изготовителям, продавцам и др.) о предоставлении материалов проводимой ими проверки информации, материалов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям (протоколы испытаний, исследований и измерений, проведенных у изготовителя и при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции и т.п.), а также дополнительной информации о процессах производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
  • направляются запросы в другие федеральные органы исполнительной власти по характеристикам и параметрам продукции, относящимся к их компетенции;
  • при необходимости проводятся мероприятия по контролю у изготовителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, с оформлением соответствующих документов проверки.              
  • 4. В случае признания достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, надзорный орган выдает виновному лицу предписание об устранении нарушений и о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения ущерба.
    При невозможности устранения несоответствий продукции требованиям технических регламентов надзорный орган выдает предписание о запрете передачи продукции или о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации.
    5. В случае неисполнения предписаний по разработке программы мероприятий или невыполнении предусмотренных программой действий изготовителем, продавцом или лицом, выполняющем функции иностранного изготовителя, надзорный орган обращается в суд с иском о принудительном отзыве продукции.
    6. После вынесения решения суда надзорный орган (по истечении определенного судом срока совершения действий по отзыву продукции и оповещению приобретателей) проводит проверку у ответчика полноты принятых мер по отзыву продукции. При этом надзорный орган проверяет факты, подтверждающие приостановку производства или реализацию несоответствующей продукции, доведения информации до приобретателей, и меры, связанные с отзывом продукции (замена, ремонт, возмещение ущерба) и т.п. По результатам проведенных проверок надзорный орган составляет соответствующие акты.
    7. При невыполнении ответчиком предписанных судом действий материалы проверки могут быть повторно направлены в суд, а в средствах массовой информации и в рамках Единой федеральной информационной системы по техническому регулированию надзорный орган публикует информацию о судебном решении в отношении ответчика о принудительном отзыве продукции.
    Выполнение указанной процедуры по принудительному отзыву продукции требует правовой поддержки, в связи с чем целесообразно внести следующие изменения в действующие законодательные акты:

  • статью 7 Федерального закона О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) необходимо дополнить нормой о проверке исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем решения суда об отзыве продукции;
  • статью 39 Федерального закона О техническом регулировании откорректировать, предусмотрев возможность проведения надзорным органом мероприятий по контролю у изготовителя (продавца, лица, исполняющего функции иностранного изготовителя);
  • статью 40 Федерального закона О техническом регулировании изложить в редакции: В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец вправе довести решение суда об отзыве продукции до приобретателей через средства массовой информации в установленном действующим законодательством порядке (см. Закон РФ О средствах массовой информации, ст. 35).
  • Следует обратить внимание, что рассматриваемая проблема взаимосвязана с проблемой информирования приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения технических регламентов. Согласно ст. 7 ФЗ Правительство РФ организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организует информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.
    Функция по учету и анализу случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и другим объектам технического регулирования вследствие нарушения требований технических регламентов постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. 194 возложена на Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии.
    Для реализации указанной функции необходимо создание федеральной Системы по учету случаев нанесения вреда вследствие нарушений требований технических регламентов. Функционирование Системы должно осуществляться в рамках Единой информационной системы по техническому регулированию в качестве одной из ее подсистем. Единая информационная система по техническому регулированию представляет собой федеральную информационную систему общего пользования, включающую совокупность информационных, программных, аппаратных и телекоммуникационных средств, обеспечивающих формирование и ведение информационных ресурсов по всем аспектам технического регулирования (стандартизация, подтверждение соответствия продукции, разработка технических регламентов и др.) и доступ к ним всех заинтересованных лиц. Положение о единой информационной системе по техническому регулированию утверждено постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. 500.
    Функционирование Системы в рамках Единой информационной системы по техническому регулированию позволит осуществлять ведение информационных ресурсов и получение заинтересованными лицами всей необходимой информации в области технического регулирования в едином информационном поле, а также отслеживать динамику применения технических регламентов от этапа их разработки и принятия до этапа практического применения.
    Методологическое и организационно-техническое руководство Системой осуществляется Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии.
    Практическую деятельность по сбору и анализу информации будут осуществлять подведомственные Службе центры стандартизации и метрологии на закрепленных территориях.
    База данных о случаях причинения вреда вследствие нарушений требований технических регламентов будет формироваться на основе сбора информации о нарушениях технических регламентов, выявленных центрами стандартизации и метрологии по результатам проводимого ими государственного надзора, и информации о случаях причинения вреда, поступившей в центры от контрольно-надзорных органов, изготовителей (исполнителей, продавцов, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя), общественных организаций и граждан.
    Собранная центрами информация передается через региональные центры в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии.
    Наряду со сбором и анализом информации центры обеспечивают доведение на местах до сведения приобретателей, изготовителей и продавцов информации о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов и имевших место случаях причинения вреда.
    Обработка информации будет осуществляться с использованием технических возможностей существующей автоматизированной системы АИС-госнадзор после проведения ее модернизации применительно к условиям законодательства по техническому регулированию и единой информационной системы по техническому регулированию.
    Практическая реализация указанной системы учета и анализа потребует в свою очередь проведения ряда организационно-технических мероприятий, включая поручения Правительства РФ соответствующим федеральным контрольно-надзорным структурам о предоставлении информации о выявленных случаях нарушений технических регламентов и причинения вреда и выделении необходимых финансовых средств из федерального бюджета. Основными этапами создания автоматизированной системы являются: разработка Концепции системы; разработка ТЗ на создание системы; технорабочее проектирование, включая разработку программного обеспечения и оснащения программно-аппаратными средствами; опытная эксплуатация и приемочные испытания системы.
    Федеральный закон О техническом регулировании (ст. 34) определил полномочия органов государственного контроля (надзора) в части предоставления им прав приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии и сертификата соответствия. Право приостановки или прекращения действия декларации и сертификата может быть реализовано органами государственного контроля (надзора) только в рамках и по результатам проводимых ими проверок соблюдения требований технических регламентов в случаях, когда декларирование продукции либо ее обязательная сертификация предусмотрены в технических регламентах.
    В этой связи предлагается такая процедура проведения контрольных мероприятий, неотъемлемыми элементами которой (для вышеуказанных случаев) являются действия органов государственного контроля (надзора) по приостановке или прекращению действия декларации и сертификата (схема 2).

    Схема 2

    Схема


    В ходе контрольных мероприятий орган государственного контроля (надзора) должен удостовериться в наличии у проверяемого субъекта декларации о соответствии или сертификата соответствия. При сомнении в подлинности указанных документов орган государственного контроля (надзора) направляет соответствующий запрос в федеральный орган по техническому регулированию либо в его территориальные отделения (органы). В отношении продукции, подлежащей обязательной сертификации, информацию о сертификате соответствия можно запросить у органа по сертификации, выдавшего сертификат.
    При отсутствии сертификата, декларации или подтверждения факта, что они недействительны (истек срок действия, фальсифицированы, не прошли регистрацию и т.п.), орган государственного контроля (надзора) оформляет акт проверки и выдает проверяемому субъекту предписание об устранении нарушений и, при необходимости, предписание о запрете передачи продукции, а также согласовывает срок, в течение которого проверяемый субъект должен провести мероприятия по подтверждению соответствия продукции.
    Информация о фальсифицированных, прекративших свое действие, незарегистрированных декларациях о соответствии или сертификатах соответствия направляется органом государственного контроля (надзора) в федеральный орган по техническому регулированию. Информация о прекративших свое действие сертификатах соответствия направляется также в соответствующие органы по сертификации по принадлежности.
    При подтверждении подлинности декларации, сертификата, но выявлении в ходе контрольных мероприятий несоответствия продукции требованиям технического регламента, действия органа государственного контроля (надзора) осуществляются в следующей последовательности.
    В случае, когда нарушения могут быть устранены: оформляется акт проверки; выдается предписание об устранении нарушений; выдается, при необходимости, предписание о запрете передачи продукции и предписание о частичном приостановлении процессов (производства, эксплуатации, перевозки, реализации); выдается предписание о приостановке действия декларации о соответствии или сертификата соответствия; направляется информация о приостановке действия декларации о соответствии или сертификата соответствия в федеральный орган по техническому регулированию, а по сертификату - дополнительно в орган по сертификации.
    В случае, когда нарушения не устранены или их невозможно устранить: оформляется акт проверки; выдается предписание о запрете передачи продукции и предписание о частичном приостановлении процессов (производства, эксплуатации, перевозки, реализации); выдается предписание о прекращении действия декларации о соответствии или сертификата соответствия; направляется информация о прекращении действия декларации о соответствии или сертификата соответствия в федеральный орган по техническому регулированию, а по сертификату - дополнительно в орган по сертификации; выдается предписание о запрете маркирования продукции знаком обращения на рынке.
    Таким образом, реализация норм ФЗ обусловливает необходимость изменения порядка организации и проведения контрольно-надзорными органами мероприятий по контролю в части принудительного отзыва продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также приостановления или прекращения действий деклараций о соответствии или сертификатов соответствия.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Бас В.Н., Лосев С.Ю., Такташов В.А. Концептуальные основы контрольно-надзорной деятельности // Стандарты и качество. - 2004. - 6.
    2. Лосев С.Ю. Развитие и реформирование контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации: зарубежный опыт // Стандарты и качество. - 2004. - 5.
    Виталий Николаевич БАС - кандидат экономических наук, генеральный директор Ростест-Москва;
    Станислав Юрьевич ЛОСЕВ - начальник Управления государственного контроля и надзора Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии;
    Вадим Алексеевич ТАКТАШОВ - кандидат технических наук, доцент, заместитель генерального директора по науке Ростест-Москва
    Теги: 
    Начало активности (дата): 01.07.2004
    Количество показов: 28549

    Автор: Виталий БАС, Станислав ЛОСЕВ, Вадим ТАКТАШОВ
    Рубрика: СТАНДАРТИЗАЦИЯ: ПРАКТИКА, МЕТОДИКА, ТЕОРИЯ

     

    Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Стандарты и качество"
    ПОДПИСАТЬСЯ >>>

    Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>



     

    Хотите добиться успеха?
    Используйте возможности наших изданий!

    Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

    Информация + Время = PROFIT!

    Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
    Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
    Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
    Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!
    Регистрация
    Регистрация
     
    Имя:
    Фамилия:
    *Логин (мин. 3 символа):
    *Пароль:
    *Подтверждение пароля:
    *E-Mail:
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    *Введите слово на картинке:

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Обязательные поля

     
    Авторизация
    Вход для подписчиков
     
    Имя
    Пароль
      Запомнить
     
    Забыли пароль?
     
    Ваша корзина пуста
    Электронная подписка


    Ваш ключ к успеху


    Присоединяйтесь к нам
    в социальных сетях

    TwitterLivejournalПрофессионалы.Ру

    Facebook Мы ВконтактеLinkedIn


    Международный форум Лучший опыт для лучшей жизни



    Опрос
    1. В Государственной Думе РФ принят на рассмотрение законопроект «О промышленной политике в Российской Федерации».

      Считаете ли вы актуальным принятие закона о промышленной политике?

      57% закон будет неэффективным, если его не обеспечить ресурсами
      43% закон крайне необходим
      0% нет необходимости в принятии такого закона


    Сертификация СМК Quality Austria