Архив
Отзывы читателей

ООО "Русский Регистр - Уральское Качество"

Уважаемая редакция СтК!

Выражаю Вам огромную благодарность за размещение статьи о СМК в  учреждениях здравоохранения.  Недавно я стала просматривать номера журналов, которые вышли во втором  полугодии 2011 г., и в журнале ММК № 7 за июль 2011 г. я нашла ответы на  свои вопросы, которые ранее отправляла Вам в редакцию. Спасибо Вам  большое, я Вам очень признательна, так как сейчас возросла актуальность  внедрения и сертификации СМК в учреждениях здравоохранения.

Спасибо Вам за то, что Вы так внимательны к своим читателям и не  оставляете без внимания задаваемые вопросы.


Читать полностью

С уважением, Банных Юлия, заместитель директора по развитию и маркетингу ООО "Русский Регистр - Уральское Качество"

Читать
Купить
Справочная

Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях

TwitterLivejournalПрофессионалы.Ру

Facebook Мы Вконтакте



Бюро Веритас Россия
Стандарты, обучение, тестирование, оценка и сертификация. BSI Group
Русская Школа Управления

Опрос
  1. Редакция журнала «Стандарты и качество» и Общественный совет при Росаккредитации проводят опрос среди специалистов, экспертов в области аккредитации и оценки соответствия и читателей
    100% Какие наиболее актуальные и интересные темы в сфере аккредитации и оценки соответствия вас интересуют?
Выставки в ЦВК Экспоцентр
Принять участие в семинаре


ГлавнаяЖурналы → «Стандарты и качество»

01.12.2013

Качество продукции — цель и результат инноваций (в авторской редакции)

Создание инновационной экономики провозглашено руководством страны как глобальная, стратегически важная задача. Государство намерено создать такую экономику, которая сменила бы сырьевую. Это представляется действительно правильным и необходимым. Вот только каких-то весомых результатов свидетельствующих об успехах в создании инновационной экономики пока, к сожалению, не наблюдается. Не наблюдается повышение качества отечественной продукции. Качества которое, прежде всего, может и должно служить критерием эффективности создания инновационной продукции и инновационных технологий.

В условиях рыночных отношений без активного участия бизнеса инновационную экономику не построишь. Однако, как подвинуть владельцев частных предприятий к созданию инновационной продукции и новых технологий? Создается впечатление, что у правительства нет ответа на этот вопрос. Звучащие предложения по введению налоговых льгот, предоставлению грантов инновационным предприятиям не убедительны. То, что бизнесмены найдут способы показать «инновационность» своих компаний, сомнений нет, как и то, что госбюджет лишится значительных средств.

В рыночной экономике бизнес интересует только прибыль. Ничего нового в этом нет. Но предприниматели зачастую не понимают зачем им какие-то инновации, как они повлияют на эту самую прибыль. Зачем вкладывать средства в новые разработки, обновление оборудования, обучение кадров, если и так всё идет неплохо? Инновации ради инноваций бизнесу однозначно не нужны. Как, наверное, и государству. Но предприниматели, несомненно, по деловому отнесутся к инновациям, если будут рассматривать их как средство повышения качества товаров и на этой основе получения высокой прибыли. Полезно помнить завещанное нам утверждение бессменного Генерального директора Японского союза научно-технических работников (ЯСНТР), почетного профессора Токийского университета Каору Исикава , что главное это качество, а прибыль придет.

К сожалению, из лексикона тех, кто определяет нынешнюю экономическую политику России практически исчезло слово «качество». А именно качество продукции производимой в стране формирует её экономическую мощь и жизненный уровень населения. Именно с высоким качеством ассоциируется продукция США, Японии, Германии, а в последние годы и Китая. Китай, кстати, без нарушений таможенных правил, вполне легально завоевал рынки стран, где требования к качеству товаров и, прежде всего, к их безопасности очень высоки. Именно качество продукции сделало эти страны экономическими гигантами. При этом бизнес делает свои миллионы и миллиарды не на экспорте сырья, а на высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Практика развития мировой экономики показывает необходимость инноваций для поддержания качества на высоком уроне, самого важного условия удержания передовых позиции на рынке и получения высокой прибыли. Представляется, что российские предприниматели должны четко осознать взаимосвязь инноваций, качества и прибыли. Помочь им в этом должны специалисты в области коммерциализации интеллектуальной собственности.

Высокая эффективность коммерциализации интеллектуальной собственности, а именно результатов интеллектуальной деятельности, предполагает в ряде случаев наличие систем управления качеством у изготовителей инновационной продукции. Негоже вверять передовые разработки тем, кто не способен их реализовать. При этом в системах управления качеством и управления интеллектуальной собственностью неизбежно присутствует соответствующая оценка продукции. Оценка качества продукции может осуществляться одновременно с оценкой инноваций. Как известно, исследователи распределяют качество по четырем основным уровня: 1-ый, когда создается совершенно новая продукция, аналогов которой до тех пор не существовало, с совершенно новыми потребительскими свойствам; 2-ой уровень характеризуется созданием продукции показатели качества которой улучшены на принципиально новой основе, за счет использования прорывных технологий; о 3-ем уровне свидетельствуют более высокие показатели качества продукции достигнутые, как правило, за счет внедрения новых изобретений и технологий; некоторое улучшение отдельных показателей качества подтверждает 4-ый уровень. Практически любое повышение качества продукции достигается на основе внедрения инноваций, которые по аналогии с оценкой качества логично в свою очередь ранжировать по четырём степеням. При этом следует учитывать, что инновации воплощаются не только в продукции, но и в технологиях. Изобретения не нашедшие своего практического воплощения в повышении качества конкретной продукции или совершенствовании производственных технологий, могут классифицироваться условно как потенциально полезные или бесполезные.

Практика показывает, что в процессе оценки уровня инноваций и качества продукции не уделяется должного внимания способности качества со временем самостоятельно изменяться. Качество величина переменная, зависящая от условий потребления (использования, реализации) продукции и изменения запросов потребителей. По истечении какого-то периода времени качество может оставаться на том же уровне, снижаться, а иногда и улучшаться. Всем известно, что некоторые вина, коньяки, виски со временем улучшают свои органолептические показатели, а антикварные изделия с каждым годом повышают свою желанность у потребителей и стоимость. Именно со свойством качества изменяться в значительной мере связаны инновационные риски при освоении новой продукции. Известно, что потребности общества или отдельных его сегментов обусловленные причинами экономического, социального, морального, технического или даже религиозного характера с течением времени претерпевают изменения. Соответственно изменяются требования потребителя к качеству продукции. Так что инвестируя средства в освоение новой продукции, предприниматели должны учитывать возможные изменения требований потребителей к ее качеству, избегая излишних инновационных рисков. Одновременно, стремясь к оптимальному удовлетворению своих потребностей само общество, государство через средства массовой информации, конференции, выставки и т.п. должно активно влиять на формирование у потребителя и бизнеса восприятие качества как вполне естественную ценность, которую нельзя игнорировать и которая одновременно принадлежит всем и каждому. В частности, ориентировать потребителей на приобретение, а производителей на создание экономичной, безопасной, надежной, обладающей всеми присущими ей свойствами качественной продукции. Именно на этой основе может базироваться государственная инновационная политика.

С целью минимизации инновационных рисков необходимо учитывать, что не все инновации приводят к повышению качества продукции. Новая продукция может оказаться хуже, чем уже имеющаяся. Не исключено, что инновации повысив одни показатели качества продукции ухудшат другие, более предпочтительные для потребителя. Новый инновационный технологический процесс может оказать более затратным и менее надежным, чем уже используемый. Новая инновационная продукция может не пользоваться спросом, так как соотношение её потребительских свойств и цена окажется хуже, чем у уже выпускаемой продукции. Всегда следует принимать во внимание, что потребителю требуется качество продукции, а не сами инновации о которых он может даже не догадываться. Предприниматель при внедрении инноваций должен убедиться, что новая продукция обладает качеством удовлетворяющим потребителей.

Оценка эффективности инноваций проводится на основе сравнительного, затратного или доходного методов. Как правило, расчеты ограничиваются интересами производителя инновационной продукции. Обычно, стремясь показать ценность предлагаемых инноваций, исследователи суммируют эффект, который могут получить все лица, имеющие отношение к инновационной, более высококачественной продукции. Однако для построения инновационной экономики требуется более полный и детализированный подход. Изобретатель, владелец интеллектуальной собственности, фирма занимающаяся ее коммерциализацией, изготовитель инновационной продукции, потребитель и, очень важно, государство должны знать, что каждый отдельно из этих субъектов приобретает при внедрении инноваций. Необходимо, в частности, оценивать, на какую сумму пополнится госбюджет, финансовая основа социального государства, при освоении той или другой инновационной продукции. Для этого нужно разработать методики оценки эффективности изобретений отдельно для предпринимателя, изобретателя, потребителя, коммерческого посредника при продаже интеллектуальной собственности и государства. Нужны специалисты могущие рассчитать эффективность инновационной продукции, а также убедительно донести выгодность её производства и использования до каждой из заинтересованных сторон. Таких специалистов необходимо готовить по новым специальным программам, которых пока нет. Нужны фирмы помогающие изобретателям установить справедливую цену, продать, а производителям купить и внедрить перспективные, экономически выгодные изобретения.. Нужна система коммерциализации интеллектуальной собственности, созданная государством при участии бизнеса и науки. Представляется, что создание такой системы дело Минэкономразвития при участии заинтересованных министерств и ведомств, РСПП. ТПП, других общественных организаций под контролем первого лица России. Мерилом эффективности их работы станет повышение качества отечественной продукции, и на этой основе замещение импортируемых товаров на внутреннем рынке страны на равноценные российские, а также рост экспорта российской продукции, преимущественно высокой степени переработки, в другие государства. Резюмируя вышеизложенное, видимо, следует выделить следующие положения:

  • именно качество является целью инновационной деятельности;
  • оценивать эффективность инноваций следует на основе критериев повышения качества продукции;
  • качество может изменяться во времени вне рамок системы управления качеством;
  • оценку эффективности инноваций и повышения качества следует производить отдельно для предпринимателей, государства, потребителей и изобретателей;
  • следует разработать методики оценки экономической эффективности инноваций для предпринимателей реализующих изобретения в производимой ими продукции, и предпринимателей занимающихся коммерциализацией изобретений, для государства, для изобретателей, для потребителей;
  • главенствующая роль в организации работы по повышению качества выпускаемой продукции, созданию и реализации инноваций принадлежит государству, при активном участии бизнеса;
  • необходимо подготовить и обеспечить сферу обращения инноваций специалистами по коммерциализации интеллектуальной;
  • нельзя оценить качество вещи потребность в которой равна нулю (например, имеется алмаз, качество которого определяется его весом, чистотой, формой, в конечном счете ценой и имеется каменная глыба, которую ни для чего не применишь. Можно определить вес и состав этой глыбы, но эти ее параметры не будут показателями качества, так как не известно на удовлетворение каких потребностей они влияют).

Добромыслов Алексей Серафимович, профессор Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС), кандидат экономических наук.

Добромыслов Алексей Алексеевич, аспирант РГАИС.

Теги: Инновации, Стандарты и качество
Начало активности (дата): 01.12.2013
Количество показов: 5624

Автор: Алексей ДОБРОМЫСЛОВ

 

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Стандарты и качество"
ПОДПИСАТЬСЯ >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>



 

Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play

Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!
ЗАО Мультифильтр - Промышленные воздушные фильтры Рейтинг@Mail.ru