Array
(
    [SEF_MODE] => Y
    [SEF_FOLDER] => /blogs/
    [VARIABLES] => Array
        (
            [blog] => krivoshchekov
            [post_id] => 62
        )

    [ALIASES] => Array
        (
        )

    [SET_TITLE] => N
    [PATH_TO_SMILE] => /bitrix/images/blog/smile/
    [CACHE_TYPE] => N
    [CACHE_TIME] => 600
    [CACHE_TIME_LONG] => 604800
    [SET_NAV_CHAIN] => N
    [MESSAGE_COUNT] => 20
    [BLOG_COUNT] => 20
    [COMMENTS_COUNT] => 25
    [BLOG_COUNT_MAIN] => 6
    [MESSAGE_COUNT_MAIN] => 10
    [MESSAGE_LENGTH] => 100
    [DATE_TIME_FORMAT] => d.m.Y H:i:s
    [PERIOD_DAYS] => 1000
    [NAV_TEMPLATE] => .default
    [PATH_TO_INDEX] => /blogs/index.php
    [PATH_TO_GROUP] => /blogs/group/#group_id#.php
    [PATH_TO_BLOG] => /blogs/#blog#/
    [PATH_TO_USER] => /blogs/user/#user_id#.php
    [PATH_TO_USER_FRIENDS] => /blogs/friends/#user_id#.php
    [PATH_TO_RSS_ALL] => /blogs/rss/#type#/#group_id#
    [PATH_TO_SEARCH] => /blogs/search.php
    [PATH_TO_USER_SETTINGS] => /blogs/#blog#/user_settings.php
    [PATH_TO_USER_SETTINGS_EDIT] => /blogs/#blog#/user_settings_edit.php?id=#user_id#
    [PATH_TO_GROUP_EDIT] => /blogs/#blog#/group_edit.php
    [PATH_TO_BLOG_EDIT] => /blogs/#blog#/blog_edit.php
    [PATH_TO_CATEGORY_EDIT] => /blogs/#blog#/category_edit.php
    [PATH_TO_POST_EDIT] => /blogs/#blog#/post_edit.php?id=#post_id#
    [PATH_TO_DRAFT] => /blogs/#blog#/draft.php
    [PATH_TO_TRACKBACK] => /blog/index.php?blog=#blog#&id=#post_id#&page=trackback
    [PATH_TO_MODERATION] => /blogs/#blog#/moderation.php
    [PATH_TO_POST] => /blogs/#blog#/#post_id#.php
    [PATH_TO_POST_RSS] => /blogs/#blog#/rss/#type#/#post_id#
    [PATH_TO_RSS] => /blogs/#blog#/rss/#type#
    [PATH_TO_HISTORY] => /blogs/history.php
    [PATH_TO_METAWEBLOG] => /blogs/metaweblog.php
    [PATH_TO_USER_EDIT] => /blogs/user/#user_id#.php?mode=edit
    [PATH_TO_BLOG_CATEGORY] => /blogs/#blog#/?category=#category_id#
    [PATH_TO_BLOG_INDEX] => /blogs/
    [PATH_TO_NEW_BLOG] => /blogs/new/blog_edit.php
)
Блог Регионального представителя межотраслевого центра качества "ПРИРОСТ" Украинской ассоциации качества в Одесской области, директора Одесского учебно-исследовательского центра "Надежность в судоходстве"

Внедрение международных стандартов качества подготовки и сертификации моряков в Украине

по конвенции STCW-1978 с дополнениями: критический взгляд и авторские рекомендации
Резюме.
В статье предлагается общая модель организационной структуры системы менеджмента качества процессов внедрения в национальную нормативную базу требований Манильских поправок 2010 года к международной конвенции STCW-1978, даются некоторые авторские рекомендации по разработке, документированию и внедрению национальной системы менеджмента качества образования, подготовки и сертификации моряков Украины, направленные на повышение их конкурентоспособности на международном рынке труда.

Ключевые слова. МАНИЛЬСКИЕ ПОПРАВКИ К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ «О СТАНДАРТАХ ПОДГОТОВКИ, СЕРТИФИКАЦИИ И НЕСЕНИЯ ВАХТЫ ДЛЯ МОРЯКОВ (STCW-1978)», КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УКРАИНСКИХ МОРЯКОВ, МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ.  

ЗАНЯТНО, ПРАВО… или НЕМНОГО АНАЛИЗА И ЧУТЬ-ЧУТЬ КРИТИКИ
     Поводом для написания этой статьи послужила недавняя публикация в киевском еженедельнике статьи Александра Щипцова под названием «Имплементация Конвенции ПДНВ и госсистема управления безопасностью судоходства» («Зеркало недели. Украина».- №19 от 31 мая 2013), а также его заявка на будущую публикацию под рабочим названием «Система государственных стандартов качества в области подготовки, оценки компетентности, дипломирования, медицинского освидетельствования моряков, продления срока действия документов». Занятно, право, в рубрике «Право» столь уважаемого информационно-аналитического еженедельника «ЗН. Украина», где выступают обычно известные специалисты-правоведы, встретить статью Александра Щипцова – доктора географических наук, отставного украинского адмирала военно-морского флота, директора-начальника госпредприятия Мининфраструктуры  Украины под «грозным», а по сути, несуразным названием «Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков», неизменного члена всевозможных общественных, консультационных, координационных и прочих советов при Президенте Украины, при высших и местных госорганах исполнительной власти, которые постоянно создаются и постоянно ликвидируются за ненадобностью. По существу, автор упомянутой статьи в погибающей, точнее, уже погибшей, как танкер «ПРЕСТИЖ» (см. приложенное фото), морской отрасли Украины, известен не как правовед, а как достаточно вёрткий и ловкий карьерный чиновник-бюрократ, способный в любое время и в любой ситуации «независимой Украины» найти свою синекуру, что он и делает успешно с 90-х годов прошлого века, занимая различные руководящие должности. То он – глава национального Агентства морских исследований и технологий при правительстве Украины, то председатель Комиссии по морской политике Украины при Президенте Украины, то главный госинспектор Украины по безопасности судоходства, то глава всей Морской Администрации Украины, то… и т.д. Где сейчас находится и в каком состоянии эта самая морская политика, морская индустрия, морская администрация Украины вместе с её межджународнам «престижем», думаю, пояснять нет надобности. Достаточно посмотреть подборки опубликованных статей и обзоров профессионалов в морских еженедельниках, например, «Морская правда», «Моряк Украины», *Транспорт» и др. Обсуждать подробно эту статью «новоиспечённого правоведа» как-то не очень хочется, тем более, я сам - не правовед. Статья, очевидно, наполнена выписками из утверждённых нынешним Президентом Украины Положений о центральных органах исполнительной власти и других подзаконных актов, на основании которых появляется (что особо умиляет) часто повторяющаяся фраза автора: «министерство/ведомство/ организация… (далее указывается их полное название) для имплементации Манильских поправок и создания государственной системы управления безопасностью судоходства Украины должно в кратчайший срок….». В статье много неточностей, натяжек и подтяжек желаемого к действительному, а также терминологической неопределенности. Явно просматривается непонимание автором международных и европейских стандартов по подготовке и сертификации моряков, включая уже давно (с прошлого века) принятых, действующих и постоянно совершенствуемых в мире и в ЕС стандартов по системам менеджмента (управления) качеством/безопасностью, по органам сертификации/подтверждения соответствия персонала, по органам инспектирования, органам аккредитации и др. Создаётся впечатление, что автор своей статьёй в рубрике «Право» газеты «ЗН. Украина» пытается тянуть всех «налево», продолжая прорубать «свой путь» по терновым кустарникам на обочине «европейского автобана». Также очевидно, что этот «новый путь» полностью соответствует «старому советскому» и что ярко выражается даже в переводе названия международной конвенции STCW на украинский и русский языки. Кстати, украинские рыбаки, известные, как «дважды моряки», переводят название этой конвенции совсем по-другому! В оригинале, между прочим, эта конвенция записывается следующим образом: «The International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers (STCW)». То, что «моя твоя не понимай…» подтверждается ещё и тем фактом, что эксперты Европейского агентства по морской безопасности (EMSA) по поручению Европейской Комиссии, проверившие в мае 2010 года систему качества подготовки и сертификации моряков в Украине, три года после своего визита (по апрель 2013 г.г.) вели переписку и пытались понять «хитрую украинскую систему качества»! В итоге, видать, в край, изморившись, европейские эксперты всё-таки дали своё заключение, что на сегодняшний день украинская система качества подготовки и сертификации моряков соответствует требованиям конвенции STCW. Правда, пообещали прибыть в Украину с повторной проверкой через пару лет и дождаться отчета Украины по полному внедрению Манильских поправок к этой конвенции не позднее декабря 2016 года. У нас опять всё впереди! Держитесь, моряки!

Какова в действительности система качества подготовки и сертификации моряков в Украине, её результативность и эффективность – а это самое главное, еженедельник «ЗН. Украина» хорошо отобразил, опубликовав ряд статей настоящего украинского моряка торгового флота, старшего судового механика, доктора технических наук, профессора Одесской национальной морской академии Фока Анатолия Анатольевича, уже почившего в Бозе - царство ему небесное! См. его статьи «Экипаж за бортом! Рейтинг украинских моряков в мировом флоте» // ЗН.-№ 34 (762) от 12.09.2009 г., «Где ты учился, моряк?» // ЗН.- № 33 от 17.09.2010 г. (см. также по ссылкам: http://moryakukrainy.livejournal.com/95546.html,http://moryakukrainy.livejournal.com/96441.html, http://krivoshchekov.at.ua/forum/2-7-1). И эта действительная система качества подготовки моряков в Украине продолжает быть и сегодня. То, что согласно ратифицированной Украиной конвенции STCW – 1978 c поправками с 01 июля 2013 года вся подготовка моряков в Украине, т.е. их обучение, тренинг и сертификация (подтверждение соответствия) должны полностью отвечать требованиям Манильских поправок,  уже не выполняется – это не беда! С 2013 года, ответственность за осуществление контроля над системой подготовки, переподготовки, повышения квалификации и дипломирования(сертификации) моряков/плавсостава морских, речных и маломерных судов, включая проведение осмотра учебно-тренажерных центров (но не морских вузов, которые по-прежнему остаются недосягаемыми и подконтрольными лишь своему министру - Дмитрию Табачнику), возложена на вновь созданный центральный орган исполнительной власти - Государственную инспекцию Украины по безопасности на морском и речном транспорте (Укрморречинспекцию) или УМРИ, как называют её злые, но умные «языки». При этом модернизировать эту систему, контролировать, а, значит, управлять ею, продолжает «Инспекция по контролю за подготовкой и дипломированием моряков» в статусе госпредприятия Мининфраструктуры Украины, возглавляемое Александром Щипцовым. И ещё. По Закону Украины «О морских портах Украины» и вступившими в силу новыми изменениями в Кодекс торгового мореплавания Украины с середины июня 2013 года началось становление Морской администрации портов Украины (МАПУ) и её филиалов в каждом порту, а также реформирование и создание новой Службы капитанов морских торговых портов, вовлеченных в систему сертификации/подтверждения соответствия моряков требованиям Манильских поправок. Причем, Службы капитанов портов входят в состав Морских администраций своих портов, а само МАПУ имеет статус госпредприятия в ведении опять же Мининфраструктуры Украины. Понятно, что эти и другие элементы государственной системы менеджмента безопасности/качества судоходства Украины (управления безопасностью/качеством), важнейшей составляющей которой является подсистема подготовки и сертификации моряков, должны быть чётко скоординированы, взаимосвязаны и находиться в корректном и постоянном взаимодействии с точным и однозначным определением ответственности и полномочий. Но, увы, реализовать это практически не возможно…. Продолжает иметь место системная проблема – отсутствие цивилизованной государственной системы управления (менеджмента). Государство Украина, как система вообще, находиться в ручном управлении Президента посредством «верного» Правительства и «послушной» Верховной Рады. Министерства и ведомства слабо, точнее никак, не взаимодействуют друг с другом, не связываются друг с другом и не координируют свои действия в смежных вопросах, в частности, в имплементации Манильских поправок, для чего «ещё вчера» необходимо было издание целого ряда совместных приказов министерств и ведомств, включенных в так называемый Координационный Совет, а не составление плана его работы на 2013 год и далее, который без сомнения не будет выполнен и уже не выполняется. Конечно, Украина в декабре 2016 года пошлёт отчет в Международную морскую организацию (ИМО, Лондон) о полной имплементации у себя требований Манильских поправок, потом, правда, ещё три года будет вести переписку и пояснять мировым и европейски экспертам свои позиции, положения и понятия систем качества. Всё это в широком смысле – управление качеством (менеджмент качества, включая безопасность), где главное слово не качество, а управление (менеджмент), которое (который) никаким современным и цивилизованным стандартам, увы, в Украине не соответствует. По образному выражению Вадима Лапидуса всё это - «Корпорация ЭДИОТ И Ко.». Кстати, он уже имеет собственную методику лечения корпоративного ЭДИОТизма, как в России, так и в Украине, и знает, что нужно сделать, чтобы многократно поднять эффективность любых систем менеджмента.      

МЕЧТАЯ и даже ДУМАЯ О БУДУЩЕМ
Профессиональные (и не очень) СМИ Украины частенько вспоминают о моряках Украины (бывалых и начинающих), об их проблемах и возможностях по их разрешению. И это хорошо. Под особым вниманием сегодня, кстати, как и всегда, – это будущие украинские молодые моряки, которых ежегодно сотнями выпускают большие и маленькие украинские мореходки, разные университеты, академии, институты, колледжи, учебные и другие тренажерные «кому не лень» центры. Затем отпускают их в свободное плавание на международный рынок труда «подфлажников», где и проявляется их реальная конкурентоспособность и соответствие современным требованиям международных стандартов. Вступившие в силу 01 января 2012 года Манильские поправки к международной конвенции STCW-1978 «О стандартах подготовки, сертификации и несения вахты для моряков», конечно, требуют реализации целого ряда организационно-нормативных мероприятий по их имплементации в регуляторную базу морской индустрии Украины. Если страны – лидеры мирового судоходного бизнеса, включая Европейский Союз в целом, приняли соответствующие нормативные акты на базе этого международного договора ещё в 2011 году, то Украина, как и положено «юниору в международных морских делах», всё ещё раскачивается…. «Конь здесь даже не валялся…», - как издавна говорится в народной славянской пословице, хотя и есть некоторые признаки, что он, - «этот конь, припадал кое-где на колени и в кое-каких местах даже наследил…». Причины и последствия такого состояния дел вполне известны и понятны как украинским морским независимым экспертам, так и их зарубежным коллегам. Перечислять и анализировать их нет никакого желания (см. упомянутое выше), да и проделано это уже многократно – см. приложенный перечень авторских публикаций и материалы на сайте: http://krivoshchekov.at.ua При осознанной необходимости развития Украины как морской державы автором настоящей статьи предлагается общая модель и схема организационной структуры (представлена ниже) по разработке, документированию и внедрению национальной системы менеджмента качества обучения, подготовки и сертификации моряков Украины, которая докладывается, совершенствуется автором с 2004 года, публикуется и периодически направляется должностным лицам, принимающим решение [1-22].

Схема организационной структуры по разработке, документированию, внедрению, поддержанию и совершенствованию национальной системы менеджмента качества образования, подготовки и сертификации моряков Украины
На Схеме приняты следующие сокращения: МИД – Министерство иностранных дел Украины; Минюст – Министерство юстиции Украины; МОНУ – Министерство образования и науки Украины; МЗУ  - Министерство здравоохранения Украины; МИУ – Министерство инфраструктуры Украины; МАППУ – Министерство  аграрной политики и продовольствия Украины; Укрморречнспекция – Государственная инспекция по безопасности на морском и речном транспорте Украины – центральный орган исполнительной власти Украины; РГ № … - Рабочие группы экспертов и госчиновников (проектные группы) для выработки оптимального решения по всем направлениям.

 Примечания к Схеме организационной структуры.

1. Ответственность председателя, заместителей председателя и членов Координационного Совета и принятые ими на себя обязательства обеспечиваются изданием соответствующих совместных приказов (распоряжений) четырёх министерств по разработке и внедрению элементов системы менеджмента качества в подведомственных организациях, а также постоянному улучшению их результативности посредством:      - доведения до сведения всех граждан Украины и персонала собственных организаций (предприятий) важности выполнения требований потребителей (моряков, студентов/курсантов, работодателей/судовладельцев и других заказчиков), а также требований законодательных актов и обязательных норм;      - разработки и объявления ежегодной политики в области качества;      - обеспечения разработки целей в области качества;      - проведения ежегодного анализа работы системы менеджмента качества и информирования персонала и общественности;      - обеспечения всеми необходимыми ресурсами.  

2. Основные функции Координационного Совета: - определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества и их применимость во всем государстве;      - определить последовательность и взаимодействие этих процессов на всех уровнях;      - определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности реализации и управления этими процессами;      - обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки осуществления этих процессов и их мониторинга;      - осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;       - принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов (управленческих, обеспечения ресурсами, предоставляемой услуги и измерения).

      И ВЕРЯ, И НЕ ВЕРЯ В РАЗУМ КОЛЛЕКТИВНЫЙ

     Без сомнения первым необходимым и достаточным шагом в реализации предлагаемой модели является официальный перевод Манильских поправок, выполненный Министерством иностранных дел Украины и опубликованный в официальных изданиях законодательных актов Украины. Говорят, что Манильские поправки вступили в силу в Украине с 6-го апреля 2012 года, когда в "Официальном вестнике Украины" № 24 был опубликован их текст. Но там нет полного официального текста Манильских поправок на государственном языке, выполненного в соответствии с Законом Украины «О международных договорах». Не было его до последнего времени и на официальном сайте Верховной Рады, куда обычно отсылают заинтересованного моряка не очень заинтересованные в его широкой компетентности госчиновники и приближенные к ним «элит-специалисты». Отсюда получается, что вступление в силу в Украине Манильских поправок с правовой точки зрения до сих пор более чем сомнительно…. Второй шаг – издание нового постановления (распоряжения) Кабинета Министров Украины взамен ныне действующего постановления КМУ от 31.01.2001 г., № 83 «О совершенствовании государственного надзора за состоянием подготовки и дипломированием моряков» и формирование нового Координационного Совета (КС) по вопросам качества подготовки и сертификации моряков в Украине. В мае 2012 года, правда, министр инфраструктуры и одновременно вице-премьер-министр Украины Борис Колесников своим приказом от 23.05.12 г., № 270 объявил состав нового КС, назначив себя его председателем, своего первого заместителя Константина Ефименко – заместителем председателя КС, а секретарём КС назначил Александра Щипцова. Членами КС стали заместители министров других министерств, вовлеченных в систему подготовки и сертификации моряков – МОНУ, МЗУ, МАППУ УМРИ, которые будут/не будут работать в КС лишь по собственному согласию и желанию. Лигитимность такого приказа также сомнительна, а работоспособность такого КС, как и предыдущего, максимально приближена к нулю, тем более, что его председателя уже вообще нет в органах государственной исполнительной власти …. Совместные приказы упомянутых четырёх министерств, конечно, не издаются, не проходят соответствующую общественную экспертизу и не регистрируются в Минюсте Украины с последующей открытой публикацией для морской общественности. Всё это делается каждым отдельным министерством самостоятельно и строго в собственных интересах! Слаженного «оркестра» не получается, слышатся явно фальшивые «нотки» в общеукраинской «песне» об имплементации международных стандартов…. Жаль, конечно, всех, но в первую очередь украинских моряков….
Однако, по славянской традиции, будем всё-таки надеяться на счастливый конец! А пока с нетерпением ждём новых публикаций уважаемого Александра Щипцова – «активного» секретаря Координационно совета по вопросам подготовки и дипломирования моряков и директора государственного предприятия – начальника инспекции с аналогичным названием! Но при этом не забываем, что конкурентоспособность украинских моряков на международном рынке труда всё ещё под сомнением и, думаю, останется под сомнением ещё долго при существующе «управляемости, маневренности и непотопляемости» украинской государственной машины. Однако, народ всегда и везде в любом случае мудрее и проворнее всякого «госчинуши», будь то «кабинетный капитан» от науки, от культуры и/или даже от так называемого «морского образования» [22]. И этот «горе-чинуша» в образе «современного украинского бизнесмена» или в ранге государственного служащего (в Украине эти «образа и ранги» обычно совмещаются в одном лице), всеми силами и средствами до своего «победного конца» будет «строить заборы и ставить барьеры» на праведном пути простого украинского моряка, который за свою и без «госчинуши» нелёгкую морскую жизнь отвечает лишь своей собственной жизнью. «Моряк украины» пока терпит и безмолвствует…. Но каждому здравомыслящему человеку понятно, что всему когда-то должен прийти конец и … он приходит….. «…страшен народный бунт – кровавый и беспощадный…», - писал в своё время об актуальном и сейчас великий гений всех русскоговорящих народов Александр Пушкин.     Спасибо за внимание.
 
ПЕРЕЧЕНЬ АВТОРСКИХ ОТКРЫТЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

1. Кривощеков В.Е. Система морского образования в Украине: традиции или  инновации? // Транспорт.- № 32 (356) от 10 августа 2005 года.- С. 59-63.
2. Кривощёков В.Е. Построение национальной системы качества обучения, подготовки и сертификации моряков Украины //Доклады Второй Всеукраинской научной конференции «Проблемы управления качеством» (18 марта 2004 г., г. Киев).- К.: Украинская ассоциация качества, Межотраслевой центр качества «ПРИРОСТ», 2004.- С. 31-32.
3. Кривощёков В.Е. Проблемы подготовки и сертификации моряков в Украине // Судоходство.- 2004.- № 9/10.- С. 10.
4. Кривощеков В.Е. С чего начать построение Национальной системы качества подготовки и сертификации моряков Украины? // Сб. докладов участников научно-практической конференции «Морехозяйственный комплекс Украины – реалии и перспективы» (27-28 мая 2004 г., п. Коктебель, АР Крым).- Николаев-Одесса: ЮАПК Минпромполитики Украины – УКРМОРИНФОРМ Госфлотинспекции Украины, 2004.- С. 71-78.
5. Кривощеков В.Е. Проблема менеджмента качества и совершенства в морехозяйственном комплексе Украины – в непонимании проблемы. Как её решить? Несколько бесплатных советов профессионалов // там же.- С. 93-103.  
6. Кривощеков В.Е. Не пора ли начать построение национальной системы менеджмента качества подготовки и сертификации моряков Украины // Тезисы доклада на 4-й международной научно-практической конференции с действующими семинарами «Качество, стандартизация, контроль: теория и практика» (28-30 сентября 2004 г., г. Ялта, АР Крым).- Киев: АТМУ, 2004.- С. 53-55.  
7. Кривощёков В.Е. Опыт внедрения систем качества в морских вузах Украины: пока видны только сертификаты соответствия // Доклад 5-ой международной конференции «Теория и практика внедрения современных систем менеджмента» (г. Одесса, 30 марта – 01 апреля 2005 г.).- Одесса: НТЦ «СТАНКОСЕРТ», 2005.- 10 с.  
8. Кривощеков В.Е. Украинские моряки и качество их подготовки: с чего начать? // Газета «Вечерняя Одесса» от 28 мая 2005 г.- № 78-79 (8220-8221).  
9. То же // Газета «Трудоустройство» от 09 июня 2005 г.- № 44 (начало) – от 13 июня 2005 г.- №45 (окончание).  
10.  Кривощоков В.Е. Побудова національної системи менеджменту якості підготовки і сертифікації моряків України: з  чого   почати? // “Світ якості України”.-№ 8(12).-2005.-С.42-45.  
11.  Кривощоков В.Е. Національна система якості підготування та сертифікації моряків: з чого розпочати? // Стандартизація Сертифікація Якість.- № 3.- 2005.- С. 26 – 29.  
12.  Кривощеков В.Е. Менеджмент качества высшего образования в Украине или о чем думают и не думают сегодня ректоры/директоры 95 процентов украинских вузов: 33 тезиса // Материалы  Восьмой ежегодной Международной промышленной конференции «Эффективность реализации научного, ресурсного и промышленного потенциала в современных условиях» (пос. Славское Львовской области (Карпаты), 11-15 февраля 2008 ). – Киев: УИЦ «НАУКА, ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ», 2008.- С. 323-326.  
13.  Кривощеков В.Е. Современная модель национальной системы менеджмента качества образования, подготовки и сертификации моряков // Тезисы докладов Всеукраинской научно-практической конференции «Море, судно, экипаж» (Коктебель, АР Крым, 27 - 28 мая 2009 г.).- Николаев: ЮАПК Минпромполитики Украины, 2009.- С. 62 - 63.  
14.  Кривощеков В.Е. «Несколько тезисов о качестве высшего образования в Украине или о чем думают и не думают сегодня 95 процентов ректоров/директоров украинских вузов» // Материалы Международной научно-практической конференции  “Якість вищої освіти та проблеми підготовки фахівців у вищій школі”, 22-23 жовтня 2009 року, м. Одеса.- Одесса: ПНПУ ім. К.Д. Ушинського, 2009.- С. 63 – 68.  
15.  Кривощеков В.Е. Опыт интерпретации стандартов компетентности моряков по нормам международной конвенции IMO STCW // СУЧАСНІ ІНФОРМАЦІЙНІ ТА ІННОВАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ НА ТРАНСПОРТІ (MINTT-2010): Матеріали Другої Міжнародної науково-практичної конференції 25 – 27 травня 2010 року, м. Херсон  в 2-х томах. – Херсон: Издательство ХДМИ, 2010. – Т.2. – С. 106-111.  
16.  Кривощеков В.Е. Качество высшего образования в Украине: 33 тезиса // Болонський процес: стан та перспективи розвитку вищої освіти в Україні [Текст]: зб. тез доповідей ІХ всеукр. наук. - метод. конф., 18-19 листоп. 2010 р., Київ. Ч 2 / М-во освіти і науки України, Нац. техн. ун-т України « Київ. політехн. ін-т»,  Київ. нац. ун-т ім.. Т. Шевченка. - К.: НТУУ «КПІ», 2010.- С. 28-30.  
17.  Кривощеков В.Е. Организация рейтинговой оценки университетов в Украине // «Стандарты и качество» - журнал Госстандарта России, Всероссийской организации качества, ООО «РИА «Стандарты и качество». - № 5 (887).- 2011.- С. 74-76.  
18.  Кривощеков В.Е. «Морські ВНЗ у сучасному українському рейтингу «Компас-2011»: «таблиця ліг (LEAGUE TABLES)» // «Морской информационный бюллетень» - Журнал Федерации морских профессиональных союзов Украины и ЧП «Морской консультационный центр», Одесса. - № 2.- 2011. – С. 12-14.  
19.  Кривощеков В.Е. МЕНЕДЖМЕНТ МОРСКИХ РЕСУРСОВ / Эффективность реализации научного, ресурсного и промышленного потенциала в современных условиях: Материалы Двенадцатой  международной конференции,  13 – 17 февраля 2012 г., п. Плавья, Карпаты – Киев: УИЦ «НАУКА. ТЕХНИКА. ТЕХНОЛОГИЯ», 2012.- С. 228 – 231.
20.  Кривощеков В.Е. Реформирование системы образования в Украине…? / Там же.- С. 231 – 239.  
21.  Кривощеков В.Е. Качество подготовки моряков всё ещё под сомнением: Организационная модель по имплементации Манильских поправок к конвенции STCW-1978 в Украине // «Моряк Украины» - Всеукраинская еженедельная газета. - № 20 (745), 23 мая 2012 г.- С. 4.  
22.  Кривощеков В.Е. Качество морского образования в Украине. Международному морскому Форуму в Одессе 24-25 апреля 2013 г. посвящается // ТРАНСПОРТ.- № 10 (750).-2013.- С. 69-74.

Кривощёков В.Е., директор Одесского учебно-исследовательского центра «Надежность в судоходстве», региональный представитель Межотраслевого центра качества «ПРИРОСТ» Украинской ассоциации качества в Одесской области, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник



Фото с сайта http://chelovek-online.ru/zakon/article/obshchestvo/10-samykh-strashnykh-ekologicheskikh-katastrof-v-istorii/  19 ноября 2002 года у берегов Галисии потерпел аварию танкер «Престиж», что стало одной из самых страшных экологических катастроф в мировой истории судоходства. До момента полного разлома танкера и его погружения в морское безмолвие остались считанные часы…

Автор: Владимир Кривощеков
09.12.13

Поделиться:
Конечно, более точное название этой статьи следовало бы записать: Внедрение международной конвенции STCW-1978 с дополнениями в Украине. К 10-летию разработки темы на европейский манер или украинский Муми-тролль «Утекай и ничего не меняй…». Концовку следовало бы дополнить так: … (в оригинале: «Не приведи Бог, видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»…»). А вообще, по Гоголю: «Пушкин — это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». При этом бунт уже сегодня зреет в столице «Киевской Руси», а после Гоголя прошло всего-то 100 с небольшим лет…
Полный текст статьи, первоисточники и профессиональные комментарии см. на сайте: http://krivoshchekov.at.ua
10.12.13

Обсуждаемые