Array
(
    [SEF_MODE] => Y
    [SEF_FOLDER] => /blogs/
    [VARIABLES] => Array
        (
            [blog] => krivoshchekov
            [post_id] => 63
        )

    [ALIASES] => Array
        (
        )

    [SET_TITLE] => N
    [PATH_TO_SMILE] => /bitrix/images/blog/smile/
    [CACHE_TYPE] => N
    [CACHE_TIME] => 600
    [CACHE_TIME_LONG] => 604800
    [SET_NAV_CHAIN] => N
    [MESSAGE_COUNT] => 20
    [BLOG_COUNT] => 20
    [COMMENTS_COUNT] => 25
    [BLOG_COUNT_MAIN] => 6
    [MESSAGE_COUNT_MAIN] => 10
    [MESSAGE_LENGTH] => 100
    [DATE_TIME_FORMAT] => d.m.Y H:i:s
    [PERIOD_DAYS] => 1000
    [NAV_TEMPLATE] => .default
    [PATH_TO_INDEX] => /blogs/index.php
    [PATH_TO_GROUP] => /blogs/group/#group_id#.php
    [PATH_TO_BLOG] => /blogs/#blog#/
    [PATH_TO_USER] => /blogs/user/#user_id#.php
    [PATH_TO_USER_FRIENDS] => /blogs/friends/#user_id#.php
    [PATH_TO_RSS_ALL] => /blogs/rss/#type#/#group_id#
    [PATH_TO_SEARCH] => /blogs/search.php
    [PATH_TO_USER_SETTINGS] => /blogs/#blog#/user_settings.php
    [PATH_TO_USER_SETTINGS_EDIT] => /blogs/#blog#/user_settings_edit.php?id=#user_id#
    [PATH_TO_GROUP_EDIT] => /blogs/#blog#/group_edit.php
    [PATH_TO_BLOG_EDIT] => /blogs/#blog#/blog_edit.php
    [PATH_TO_CATEGORY_EDIT] => /blogs/#blog#/category_edit.php
    [PATH_TO_POST_EDIT] => /blogs/#blog#/post_edit.php?id=#post_id#
    [PATH_TO_DRAFT] => /blogs/#blog#/draft.php
    [PATH_TO_TRACKBACK] => /blog/index.php?blog=#blog#&id=#post_id#&page=trackback
    [PATH_TO_MODERATION] => /blogs/#blog#/moderation.php
    [PATH_TO_POST] => /blogs/#blog#/#post_id#.php
    [PATH_TO_POST_RSS] => /blogs/#blog#/rss/#type#/#post_id#
    [PATH_TO_RSS] => /blogs/#blog#/rss/#type#
    [PATH_TO_HISTORY] => /blogs/history.php
    [PATH_TO_METAWEBLOG] => /blogs/metaweblog.php
    [PATH_TO_USER_EDIT] => /blogs/user/#user_id#.php?mode=edit
    [PATH_TO_BLOG_CATEGORY] => /blogs/#blog#/?category=#category_id#
    [PATH_TO_BLOG_INDEX] => /blogs/
    [PATH_TO_NEW_BLOG] => /blogs/new/blog_edit.php
)
Блог Регионального представителя межотраслевого центра качества "ПРИРОСТ" Украинской ассоциации качества в Одесской области, директора Одесского учебно-исследовательского центра "Надежность в судоходстве"

Менеджмент морских ресурсов

(Maritime Resource Management - MRM): 20-ти летний юбилей для Академии Шведского Клуба и инновация для современной морской Украины<a name="cut"></a><br /> Академия Шведского Клуба страховщиков на транспорте в декабре 2013 года празднует 20-летие образовательной программы и учебного курса Менеджмент морских ресурсов (MRM), как новой формы (ответвления от) прежнего курса по менеджменту ресурсов мостика (BRM), направленного ​​на снижение несчастных случаев в море, вызванных человеческой ошибкой. В 1993 году Шведский Клуб, вместе с семью другими организациями, разработал его в качестве первого учебного курса по менеджменту ресурсов для мировой судоходной индустрии.


Дальнейшее развитие программы MRM (с 2010 года) полностью перешло в руки Академии Шведского Клуба. «Сегодня курс MRM доступен в 35 странах мира, с более чем 100 лицензированными представительствами этой образовательной программы. Мы с нетерпением ждем увеличения наших провайдеров обучения в ближайшие годы»,- говорит Мартин Хернгвист (Martin Hernqvist), управляющий директор Академии Шведского клуба. Он добавляет, что Академия работает над обновлением модулей курса и разрабатывает новые учебные платформы, которые будут внедрены уже в следующем году. В честь празднования 20-летия MRM Шведский Клуб предлагает бесплатную лицензию на курс MRM для своих застрахованных членов сроком на два года. Эта кампания является одной из самых больших инвестиций в безопасность, сделанных Клубом до сих пор. Учебная программа MRM охватывает все требования международных стандартов по конвенции STCW-1978 и кодексу STCW-2010 в отношении подготовки моряков, в том числе: развитие способностей в понимании ситуации, эффективной коммуникации и уверенности в себе (situation awareness, effective communication and assertiveness). "На протяжении многих лет, программа MRM оказывается действенным и эффективным инструментом в установлении подлинной культуры безопасности в организациях морской индустрии", - говорит Martin Hernqvist. Он надеется, что в дальнейшем все большее число предприятий и учреждений воспользуются возможностью стать частью реализации программы MRM для достижения общей цели развития людей, организаций и более безопасного судоходства. Академия смотрит вперёд с позитивным настроем на следующие 20 лет и далее. "Академия Шведского Клуба хотела бы отметить вклад наших партнеров и провайдеров по курсу, которые продолжают поддерживать наше видение", заключает Martin Hernqvist. (Göteborg: 9 December 2013 http://www.tscacademy.com/ ). Перевод с англ. - В.Е.Кривощеков. <br /> Для моряков в Украине<br /> <br />Резюме . Профессиональные морские СМИ в Украине часто публикуют материалы о новой версии Международной конвенции «О стандартах подготовки, сертификации и несении вахты для моряков (конвенция STCW -1978)» с поправками, принятыми летом 2010 года в Маниле (Филиппины). Украина присоединилась к этому межправительственному договору под эгидой Международной морской организации (ИМО) и обязалась внедрить в украинское законодательство все требования новых Манильских поправок. В июле 2011 года Манильские поправки приняты окончательно, а с 01 января 2012 года вступили в силу по всему миру. Тема эта остается актуальной для Украины и сегодня, поскольку до 01.01.2012 года все обязательные требования Манильских поправок должны быть в основном реализованы в национальной системе образования, подготовки и сертификации моряков Украины, а с 01.07.2013 года все применяемые в Украине программы обучения ( education ) и подготовки ( training ) моряков должны во всех отношениях отвечать обязательным требованиям конвенции и кодекса STCW -2010. Сроки, признаюсь, конечно, в Украине не выдерживаются. Мы продолжаем публикации по этой теме и ожидаем отзывы всех заинтересованных сторон. При этом признаем первейшую необходимость официальной публикации полного текста новой версии конвенции STCW -1978 с поправками 2010 года в Украине и скорейший перевод ее на государственный язык. Отчасти это выполнено, но только в электронном виде на официальном сайте Верховной Рады Украины без определения какой-либо ответственности. И это не просто наши «хотения», а требования национального законодательства: международный договор не имеет юридической силы, если он не опубликован, не доведен до сведения населения Украины и не обеспечен полным пакетом подзаконных актов. Ниже представлены некоторые тезисы отредактированного на сегодня доклада Владимира Кривощекова, директора Одесского учебно-исследовательского центра «Надежность в судоходстве», канд. техн. наук, ст. науч. сотрудника, доцента Одесской национальной морской академии на 11-й Международной научно-практической конференции «Теория и практика внедрения современных систем менеджмента», которая проходила в Одессе в период 30 - 31марта 2011 года. Учебный курс «Менеджмент морских ресурсов» еще не является обязательным для моряков, но в скором времени таковым станет. Надо работать на перспективу. Провиднеческое лидерство – один из основных принципов современной теории и практики менеджмента и необходимое условия победы в конкурентной борьбе.<br /> <br /> О менеджменте вообще<br /> Украина выбирает левый путь – в Европу. Европа, как и весь цивилизованный мир, выбирает качество. Менеджмент качества в 21-м веке в развитых странах фокусируется на качестве менеджмента, чем и обеспечивает конкурентное преимущество в любом виде деятельности и реализации любого рода процессов. О каких бы системах менеджмента и их качестве мы не говорили, речь в любом случае сводится к системам менеджмента ресурсов, важнейшим и первым элементом которых является развитие и совершенствование человека (организации людей) в целом либо отдельных его (её) составляющих. То есть, все фокусируется на системы менеджмента обучения (education) и подготовки (training) людей - персонала от «топ-менеджера до прибиральниці». Речь в любом случае идет о системах менеджмента качества образования, высшего в том числе, которое, по выражению Фаины Раневской, «без «низшего» - просто беда…». Оно и понятно: «Как дуб не нагнёшь, так взрослого сына добру не научишь», «Чего Ивась не научился, того и Иван не будет уметь».<br /><br /> Представление (performance) этих систем и их результатов на выходе должно быть адекватным времени и месту. Очевидно, что современный магистр факультета менеджмента London Business School вряд ли найдет общий язык в области качества менеджмента с аналогичным выпускником Пхеньянского университета. И пояснений здесь никаких не требуется. Вместе они вряд ли смогут начать и тем более продолжить сколь либо длительный, эффективный и конкурентоспособный бизнес, например, в Южно-африканской республике. И в этом нет большой беды. Но, если, люди, подобные этим двум, садятся за штурвал авиалайнера, например, в роли первого и второго пилота и при этом имеют совершенно разные представления о менеджменте вообще, и качестве менеджмента, в частности, то я не завидую не только пассажирам этого самолета, но и людям всех стран, над которыми он полетит…. Такая же ситуация – на капитанском мостике морских судов, совершающих международные рейсы. На рассмотренную выше «увертюру», можно предложить простой ответ: пусть первый из двух упомянутых специалистов ведет бизнес в пределах Великобритании и подконтрольных ей территорий, а второй – в Северной Корее, на Кубе, в Венесуэле или, по крайней мере, на территории Белоруссии и остальных стран СНГ…. Но, увы, что тогда делать с уже объективным и ускоряющемся процессом глобализации всего и вся!? Разве, что примкнуть к лагерю антиглобалистов и ездить с ними и их плакатами за их же деньги каждый год в Давос….<br /><br /> Смешанные экипажи воздушных и морских судов – это уже давно объективная реальность. В мировом торговом мореплавании количество судов, укомплектованных представителями разных стран, национальностей и культур, превышает 60 процентов! Обучение и подготовка моряков различных стран проходит в разных системах образования, базирующихся на разных подходах к менеджменту и к качеству. «Счастье – это когда тебя понимают»,- говорится в классическом советском фильме. И это – правда. А когда тебя не понимают, а ты управляешь танкером со ста тысячами тонн концентрированных ядовитых газов на борту – это уже не твоя лишь личная беда. Выход, казалось бы, найден. Международная ассоциация морских университетов со штаб-квартирой в Японии (Токио) более 10 лет пытается внедрить единую учебную программу подготовки моряков в странах-поставщиках наибольших людских ресурсов на международный рынок труда плавсостава. Украина к этим странам как раз относится, только своих моряков до сих пор учит по советским учебным планам и программам в соответствии с директивами ЦК КПСС к «Основным направлениям экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года». Международная морская организация со штаб-квартирой в Лондоне (Великобритания) с 1978 года пытается урегулировать стандарты подготовки, сертификации и несения вахты на судах для всех моряков путем принятия новых версий международной конвенции STCW. Но славянский, а тем более китайский менталитет, например, позволяют присоединиться к любой конвенции, сочиненной на Западе, а потом ее вообще не выполнять или выполнить, но «на свой манер». Передовые ученые мира работают над решением проблемы кросс-культурных взаимоотношений людей и, наиболее продвинутые из них – представители США, Великобритании, Сингапура, уже приблизились к презентации новой методики и нового оценочного коэффициента культурных способностей любого человека - тест «CQ-test» по аналогии с уже существующими тестами «IQ-test» и «EQ-test». Подробно см. по ссылке: http://krivoshchekov.at.ua/forum/2-9-1# Исследователи-прикладники и продвинутые менеджеры транснациональных корпораций, включая область международной логистики и транспортировки, разработали и реализуют учебно-тренинговые курсы, призванные обеспечить безопасность (надежность и качество) воздухо- и мореплавания через развитие и совершенствование коммуникативной компетенции во взаимоотношениях людей с разной культурой. До недавнего времени эти учебные программы, и тренинги назывались Bridge Resource Management (BRM), Bridge Team Management (BTM), Engine Team Management (ETM). Сейчас их объединяют под названиями «Менеджмент экипажа» - Crew Resource Management (CRM), в основном в авиации, и «Менеджмент морских ресурсов» - Maritime Resource Management (MRM).<br /><br /> В широком смысле эти учебные курсы, тренинги и связанные с ними научные исследования призваны создать такую коммуникационную среду на борту судна и в отношениях с береговыми (земными) операторами, которая позволяет минимизировать все риски несчастных случаев и исключить человеческие ошибки, право на которые имеет любой человек. Ярким примером нарушения коммуникативной окружающей среды является недавняя катастрофа самолета под Смоленском с польской элитой на борту. С одной стороны, в профессиональную деятельность экипажа вмешивались высшие должностные лица Польши, с другой, российские авиадиспетчеры (наверное, второсортные, как и сам аэродром вынужденной посадки польского борта советского производства) оставляли польских пилотов на десятки секунд без коммуникационной поддержки, то есть молчали и прерывали столь необходимую при посадке самолета среду информационной непрерывности «запрос-ответ» в самый критический момент. <br /><br /> О морском менеджменте <br /><br /> Одна из современных версий нового учебного курса под названием «Менеджмент морских ресурсов» - MRM – Maritime resource management (бывший учебный курс BRM – Bridge Resource Management - Менеджмент ресурсов мостика), развивающая коммуникативную компетентность моряков, разработана Академией Шведского клуба страховщиков на транспорте. Она включает принципы из Руководства в отношении организации несения вахты на судне и менеджмента ресурсов мостика (BRM), которые указаны в Секции B-VIII/2, части 3-1 Международного Кодекса STCW с учетом Манильских поправок, принятых в 2010 году и становящиеся обязательными.<br /><br /> Известно, что наибольшее число аварийно опасных ситуаций на судне возникает благодаря плохой коммуникации и/или координации действий между людьми, а не по причинам отказов техники или отсутствию знаний и навыков у людей. Общими причинами этого являются: разломы в коммуникации между людьми (непонимание, разрыв связи); озабоченность малозначимыми техническими вопросами; ошибки в делегировании полномочий по решению задач (отказ от делегирования, неспособность делегирования); ошибки в определении отклонений от нормы в операционных (исполнительских) процедурах (отказ от их обнаружения, невозможность определения). Чтобы исключить эти причины и решить проблему Шведский Клуб еще в начале 1990-х объединил усилия с шестью другими ведущими морскими организациями и Летной Академией Шведской Авиакомпании SAS и выступил с инициативой учредить глобальный учебно-тренинговый курс по менеджменту ресурсов мостика (BRM). Перенос опыта и наработок по менеджменту ресурсов из сектора гражданской авиации в морское судоходство был одной из центральных задач по развитию учебного курса BRM и в своем роде первым во всей мировой морской индустрии. Следя за дальнейшим развитием нового оригинального курса, Шведский Клуб заменил термин тренинга "BRM" на новый, более широкий термин "MRM" – Менеджмент морских ресурсов. В любом случае учебно-тренинговый курс MRM создан для того, чтобы минимизировать риск инцидентов посредством поддержания безопасного и ответственного поведения людей. Это нацеливает на поощрение положительных отношений, благоволящих хорошей межличностной коммуникации, превосходству в навыках лидерства и согласованности в выполнении операционных процедур. Учебный курс MRM, по мнению разработчиков, идеально пригоден как для офицеров палубной и машинной судовой команды, так и морским лоцманам. Его цель - гарантировать, что надежная практика менеджмента человеческих ресурсов поддерживается ежедневными практическими действиями. Обеспечивающие эту цель принципы включают: - признание значимости смысла (сути) хорошего менеджмента и командной работы; - готовность членов экипажа менять поведение в нужном (положительном) направлении; - осознание важности изучения, знания и использования общей терминологии, относящейся к менеджменту. Учебный курс разбит на 15 модулей и представляет собой серию семинаров, проводимых тщательно отобранными, обученными и сертифицированными лидерами тренинга. Человеческие ошибки и опасное (рискованное) поведение анализируются в динамике групповой ситуации и реальных инцидентов, а несчастные случаи расследуются в зависимости от перспектив внедрения концепции MRM. Семинары поддерживаются учебными модулями компьютерных тренажеров, которые проверяют человеческое взаимодействие и менеджмент ситуаций, влияющих на возникновение несчастного случая. Рекомендуется проходить повторные (обновленные) учебные курсы MRM каждые три года, чтобы гарантировать постоянные и позитивные изменения взаимоотношений. MRM - единая учебно-тренинговая программа по обучению деловым навыкам морских офицеров торговых судов (штурманов, механиков и др.), лоцманов и берегового персонала, задействованного в мировом судоходстве. Цель программы - расширить объем знаний о человеческих способностях с учетом их граничных возможностей (ограничений) а также сохранить (safeguard) позитивное отношение к безопасности и к командной работе (teamwork). MRM в общепринятом понимании признан одним из самых эффективных средств по улучшению кооперации в работе (согласованности действий) судового экипажа и уменьшению риска аварий (несчастных случаев). Число организаций, предоставляющих услуги в области обучения деловым навыкам (training providers) по реализации MRM во всем мире быстро возрастает, благодаря, в основном тому, что возрастают требования к общей культуре профессионалов любой сферы деятельности, а их компетентность в вопросах теории и практики менеджмента становится обязательной.<br /><br /> Морской менеджмент в Украине уже…. Заключение<br /><br /> Академия Шведского Клуба страховщиков на транспорте на средства немецких инвестиционных фондов через представительство в Украине немецкой же судоходной компании Marlow Navigation Co . Ltd . уже зашла на рынок Украины в 2010 году с новым видом услуги – обучение и тренинг украинских моряков, лоцманов и берегового персонала судоходных компаний по курсу MRM. Эта «экспансия», по сути, является практической коммерческой реализацией в судоходном бизнесе, во-первых, известной из теории менеджмента управленческой идеи «Новых человеческих отношений», «магическое слово» которой – «качество решения», во-вторых, перенесением методик и инструментов менеджмента человеческих ресурсов из отрасли гражданской авиации ( CRM Course ) в торговое мореплавание. Лицензионное соглашение с Академией Шведского Клуба в Украине уже заключили следующие организации: Kherson State Maritime Institute ( Kherson ), Marlow Navigation Training Centre ( Odessa ), Odessa Maritime Training Centre ( Kherson branch ), Odessa Maritime Training Centre ( Odessa ), Wallem Maritime Training Centre ( Odessa ), которые уже с 2011 года являются провайдерами этого курса и имеют в своем штате сертифицированных лидеров по проведению тренингов MRM в Украине. Стоимость 4-дневного курса обучения сегодня составляет не менее $500 с кандидата на международный сертификат. Более того, Министерство образования и науки Украины своим приказом от 25 октября 2010 г., № 1001 создало рабочую группу и спланировало сделать этот учебный курс обязательным во всех морских учебных заведениях с 2011/2012 учебного года. И это похвально. Отметим только, что реально эта учебная дисциплина начала внедряться в большинстве украинских мореходок с 2013/1014 учебного года. Рабочая группа осуществляла свою деятельность на базе Херсонского государственного морского института, ныне Херсонской государственной морской академии (ХГМА), которая эффективно и результативно прогрессирует. О ХГМА подробно см. по ссылке:http://krivoshchekov.at.ua/news/khersonskaja_morekhodka_khmu_byla_i_ostajotsja_khgma_pervoj/2012-09-03-117#; о качестве морского образования в Украине см. по ссылке: http://krivoshchekov.at.ua/news/abiturientam_2013_i_im_sochuvstvujushhim_rejtingi_ukrainskikh_vuzov/2013-03-24-137# Эта рабочая группа, думаю, проделала достаточно большую и серьезную научно-методическую и дидактическую работу, поскольку современные методы менеджмента, как и принципы психологии организаций и поведения людей (бихевиоризм) в морских государственных вузах и частных учебно-тренажерных центрах Украины находятся и теперь в зачаточном состоянии. Размыта даже терминология. Например, на сайте самого «крутого» частного одесского учебно-тренажерного центра до недавнего времени висело приглашение для моряков пройти платные курсы по «Ресурсам управления мостиком»…? Это так, в этом «крутом» морском центре, переводили до этого года название международного учебного курса для моряков «Bridge Resource Management». Вероятнее всего, так его и читали в Одессе, как переводили! Сегодня там висит приглашение на платный курс «Ресурсы управления машинным отделением», что является «одесским» переводом названия международного учебного курса Engine Team Management (ETM) и/или Engine Resource Management (ERM)...? Как тут не предположить, что инструкторы-тренеры этого морского учебного центра тоже закончили Пхеньянский университет и частенько заглядывают в Большую Северокорейскую энциклопедию, <noindex>где до сих пор такие науки и учебные дисциплины, как «Кибернетика», «Генетика», «Бихевиоризм», «Менеджмент» и им подобные, определяются «лженауками» и «проститутками империализма»</noindex>, а Википедия вместе с Гуглом и всем Интернетом просто отключены по всей стране. Но за выдаваемый сертификат эти «одесские ребята» берут с украинских моряков по полной мировой цене…. А реальная компетентность новых обладателей этих сертификатов никем не подтверждается…. А бесплатных-то таких курсов нет, поскольку в утвержденных учебных планах и программах украинских государственных мореходок он появился с 2013/2014 учебного года всего лишь как обзорный без выдачи международного сертификата…. А наличие сертификата, подтверждающего его успешное изучение и обретение соответствующих компетенций на мировом рынке труда моряков-подфлажников становится обязательным….<br /><br /> Вот и думай, украинский «бедный Йорик» или «бедная Лиза» о романтике дальних странствий и «больших честных» заработках на судах под «чужими» флагами…! В.Е.Кривощеков, директор Одесского учебно-исследовательского Центра «Надежность в судоходстве», к.т.н., с.н.с., http://krivoshchekov.at.ua<br /><br /><br /> Доклад проходил весело и не только для докладчика… В прениях по докладу приняли участие многие участники конференции и представители различных международных организаций, среди наиболее известных из них были:<br /><br /> Томсон Наталья Григорьевна - генеральный директор РИА «Стандарты и качество» (г. Москва, Россия) <br /><br /> <br /><br />Адлер Юрий Павлович - профессор Московского государственного института стали и сплавов (МИСиС), действительный член Академии проблем качества, президент Международной гильдии профессионалов качества, член ASQ и ENBIS, канд. техн. наук г. Москва, Россия) <br /><br /> <br /><br />Качалов Владимир Алексеевич – директор по развитию ООО «Интерсертифика-ТЮФ», сеньор-аудитор по ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001, к.с.н. (г. Москва, Россия) <br /><br /> <br /><br /> Закончился доклад к всеобщему удовольствию аплодисментами…! <br /> <br />Фото: Юрий Паленый <br />© Кривощеков В.Е., 2011-2013 <p>
</p>

Автор: Владимир Кривощеков
17.12.13

Поделиться:

Обсуждаемые