Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Мощный импульс развития

«Business Excellence» Март 2017

Рубрика: Проблемы и пути решения
Автор(ы): Ольга Тюшевская

Внедрение новой национальной системы квалификаций, адекватной современным технологиям производства продукции и услуг, является необходимым условием достижения конкурентоспособности отечественной экономики и интегрированию России в международный рынок труда. Здесь мы прошли только половину пути.

На полпути к успеху

Становление Национальной системы квалификаций в России началось 20 лет назад. В 1997 г. в Программе социальных реформ Правительства РФ впервые стали использовать термин «профессиональный стандарт». Но до систематической работы в этой области было ещё далеко.

Когда в России подошли к созданию современной системы оценки квалификаций, то с удивлением обнаружили, что их описания практически не обновлялись на протяжении 20 лет. Требования к профессиям сохранились в том виде, в котором достались в наследство от Советского Союза, а система их установления не соответствовала условиям рынка.

Наша страна не могла позволить себе сохранять прежнюю систему квалификаций, которая создавалась для индустриального периода экстенсивного развития и при отсутствии конкуренции. Без реальных механизмов, гарантирующих тесную связь системы профобразования с социально-экономической сферой и её потребностями, сложно рассчитывать на эффект от наращивания ресурсной базы подготовки кадров.

По словам министра труда и социальной защиты Максима Топилина, «когда в начале 2012 года в ведомстве приступили к формированию системы, возникла ситуация, при которой нужно было всё поменять, заново создав законодательную и нормативную основу. В министерстве понимали, что это должно стать новым регулированием, когда во главу угла будут поставлены прежде всего интересы работодателя. Тогда и приняли решение о создании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который бы задавал повестку дня». 16 апреля 2014 г. совет начал свою работу. Председателем был назначен президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Владимир Путин (а совет по квалификациям создан именно при Президенте РФ) считает, что «такой совет задаст требования к квалификации каждого специалиста, и это сыграет роль в качественном развитии экономики. Но новые требования сработают только в случае, если они станут необходимы бизнесу».

Все эти годы проходила реализация четырёх основных направлений деятельности. Первое — разработка и поэтапное внедрение профстандартов. Второе — создание справочников профессий, востребованных на рынке труда. Третье — формирование базового центра по профподготовке рабочих кадров. И, наконец, создание независимой системы оценки квалификации, чтобы определение уровня подготовки персонала не входило в задачи образовательных учреждений или работодателей.

Приобретение квалификации в России чаще всего связывают с получением высшего или среднего профобразования. Безусловно, оно важно для хорошего старта профессиональной карьеры. Но значимость зафиксированных в приложении к диплому знаний и умений с течением времени снижается, зато возрастает ценность навыков и компетенций, полученных в процессе трудовой деятельности.

На сегодняшний день созданы отраслевые советы, которые разрабатывают профессиональные стандарты — их утверждено уже 836. «Когда в Министерстве труда и социальной защиты начали готовить справочники профессий, то увидели, что для охвата всей палитры специальностей потребуется 1600–1800 профстандартов», — отметил Максим Топилин.

Утверждённые стандарты соответствуют чуть более 50% существующих профессий из таких отраслей, как обрабатывающее производство, автомобилестроение, авиастроение, строительство и др. Но, по словам министра труда и соцзащиты, не все отраслевые объединения работодателей активно участвуют в этой работе, хотя интерес к ней увеличивается, появляются навыки описания профессий, которые были утеряны.

Сегодня все профстандарты, утверждённые Минюстом, в 10-дневный срок направляются в Минобрнауки России для пересмотра государственных образовательных стандартов и программ обучения, что через определённое время обязательно должно дать хороший результат.

Решающие всё

На Втором Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России», организованном РСПП совместно с Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минтруда России и Минобразования России, представители органов государственной власти и субъектов РФ, объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, крупнейших компаний и профессиональных сообществ обсуждали перспективы развития этой системы, опыт разработки и применения профстандартов, проведения независимой оценки квалификаций, перспективы появления новых профессий и компетенций. Почти в каждом выступлении отмечалось значение решения кадровой проблемы на основе современных профессиональных стандартов. Это неудивительно, поскольку в наши дни исчерпан ресурсный и технологический потенциал советской экономики индустриального периода.

Создание новых производств в традиционных секторах требует принципиально иной технологической базы, основанной на более сложных бизнес-процессах и, соответственно, более сложных компетенциях. Возникли новые технологические области, такие как информационно-коммуникационные, в том числе финансовые, мобильные и интернет-технологии, авиастроительные и автопроизводства, кардинально изменилась индустрия туризма и гостеприимства, а проблема дефицита квалификации рабочей силы осталась.

Учреждения профобразования сегодня выпускают в полтора раза больше специалистов-техников и в пять раз меньше квалифицированных рабочих, чем это требуется для народного хозяйства. Печальная статистика свидетельствует, что в России осталось всего 5% квалифицированных рабочих от их общей численности, тогда как в Японии, например, такой показатель более 75%, в Германии — 56%, а в США — 43%. К тому же средний возраст рабочих близок к предпенсионному. Проблемы подготовки кадров обострились и в связи со вступлением России во ВТО.

Участники Второго Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» отмечали, что проблемой в сфере подготовки кадров является и обособленное состояние высокотехнологичного производства и высшей школы. Критическими остаются несоответствия на рынке труда между работодателями, работниками, системой образования и подготовкой кадров. Работодатели требуют от персонала высокой квалификации, но при этом предлагают тяжёлые условия труда и низкую заработную плату. Нередко специалисты, имеющие слабую специальную подготовку, склонны переоценивать свою значимость.

Обмен опытом

По данным Европейского центра развития профессионального образования и обучения Cedefop, в странах Европы существует немалая потребность в стандартизации квалификаций — как в сфере труда, так и профобразования. При этом там широко используют квалификационные профессиональные и образовательные стандарты, а также соответствующие оценочные средства и процедуры. Для рынка труда важна модель профессионального образования, которая развивается под влиянием его запросов.

По словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, «аргументом в пользу разработки профстандартов является обеспечение чёткой связи между требованиями работодателей и образованием. Именно стандартизация позволяет постоянно следить за обновлением квалификаций и соответствием образовательных программ потребностям рынка труда. По этой причине многие страны находятся в процессе создания профессиональных стандартов или собираются их разрабатывать».

В государствах, где между бизнесом и образованием исторически сложилась традиция сотрудничества, совместного формирования и обновления учебных планов, создание профстандартов оказывается излишним. Среди них можно отметить Германию, Финляндию, Швецию, Данию, Норвегию и Ирландию.

В Дании, например, описывается область компетенций, перечень заданий, умений, знаний, необходимых в определённой сфере деятельности, а затем на основе этой информации разрабатываются образовательные стандарты, определяющие зоны ответственности образования при подготовке к профессиям.

В Германии система профобразования представляет собой хорошо отрегулированное социальное партнёрство. Сначала делается краткое описание новой квалификации, которое используется для постановки целей обучения, а затем система образования самостоятельно разрабатывает содержание, необходимое для их достижения.

Но такие подходы в большинстве стран не приняты. Как отметил Александр Шохин, большинство европейских государств, Австралия и Новая Зеландия используют профстандарты как инструмент сопряжения системы образования и рынка труда. По его словам, «в этих странах и, прежде всего, наиболее развитых, растёт интерес к вопросам создания современных национальных систем квалификаций. В условиях глобализации не только рынков товаров и услуг, но и рынков рабочей силы и подготовки кадров это даёт важные конкурентные преимущества».

В Австралии, например, государственные органы штатов, осуществляющие аккредитацию, отвечают за выдачу аттестатов об окончании средней школы, а Национальный совет по качеству профессионального образования и подготовки занимается утверждением национальных учебных материалов, которые разрабатывают отраслевые советы по профподготовке. Университеты проводят аккредитацию самостоятельно, в то время как поставщики образовательных услуг, не являющиеся университетами, обязаны пройти регистрацию в правительстве соответствующего штата. При этом каждая предлагаемая ими квалификация подлежит аккредитации в индивидуальном порядке. В настоящее время в Австралии определяются единые для всех требования национальной аккредитации и обеспечения качества.

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что в мировой практике именно государство устанавливает нормативно-правовые рамки взаимодействия заинтересованных сторон. В документе «Субсидии и схемы налогов как политические механизмы, стимулирующие обучение, предоставляемое работодателем», подготовленном ещё в 2012 г. Организацией экономического сотрудничества и развития, указаны общепризнанные направления поддержки в виде государственных субсидий и налоговых льгот, доказавшие свою эффективность.

В настоящее время более ста стран мира в той или иной степени принимают участие в разработке и внедрении национальных систем квалификаций, обращаясь к системам квалификационных стандартов как к инструменту экономических и политических реформ.

Простые рецепты

Как решить проблему нехватки кадров? Первыми шагами может стать создание высокопроизводительных рабочих мест. На современных предприятиях процессы обучения и подготовки персонала должны стать непрерывными, основанными на системе профессиональных стандартов, которые смогут закрепить перечень необходимых знаний, навыков и умений современного специалиста.

Положительных примеров здесь немало. Так, Андрей Комаров, член Совета директоров ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», рассказал об опыте обучения рабочих кадров на своём предприятии. Вложив немалые средства в создание на базе Первоуральского металлургического колледжа совершенно нового центра подготовки для своих специалистов, завод выбрал дуальную систему обучения, широко распространённую в Германии. Согласно этой модели, учащиеся два дня в неделю изучают теорию, а три дня практикуются на производстве под началом мастеров-наставников — лучших работников предприятия с высокой квалификацией.

В ходе форума было подписано Соглашение о сотрудничестве между РСПП и Правительством Новосибирской области. Документ предусматривает создание в регионе национальной системы квалификации. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий отметил, что «область готова к внедрению такой системы. На сегодняшний день в регионе прошла модернизация образовательных учреждений; созданы 20 ресурсных центров; внедрены 34 образовательные программы, по которым ведётся обучение, соответствующее мировым профессиональным стандартам; открыто свыше 60-ти новых направлений подготовки».

На форуме также было подписано Соглашение о сотрудничестве между РСПП и Правительством Белгородской области, предусматривающее совместную работу в сфере внедрения профстандартов. В 2016 г. был дан старт внедрению стандартов кадрового обеспечения промышленного роста, а сам регион вошёл в число 20-ти субъектов РФ в качестве пилотных и стал основной стартовой площадкой разработки стандартов для всей России.

Глава Минобрнауки России Ольга Васильева, выступая на форуме, заявила о введении в российских колледжах демонстрационного экзамена. По словам министра, «перспективным направлением в системе среднего профобразования стало введение новых форм государственной итоговой аттестации, а именно демонстрационного экзамена, дающего возможность показать освоение программ в реальной производственной ситуации».

Сегодня в нескольких российских регионах запущен проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». На Петербургском международном экономическом форуме 2016 г. между генеральным директором Агентства стратегических инициатив Андреем Никитиным, генеральным директором WorldSkills — международного некоммерческого движения, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства, Робертом Уразовым и главами 10-ти субъектов РФ: Владимирской, Мурманской, Свердловской, Тамбовской, Тульской, Тюменской, Челябинской областей, Пермского края, республик Татарстан и Чувашия, были подписаны первые соглашения о внедрении в регионах и распространении лучших практик кадрового обеспечения промышленного роста. По модели дуального образования в России готовят специалистов различных востребованных профессий, перечень которых расширяется.

Помочь в устранении такого барьера, как дефицит квалифицированных кадров, и должен стандарт кадрового обеспечения промышленного роста. Он закладывает основные требования по подготовке и оценке подготовки кадров, которым должен соответствовать регион, и создаёт критически важную связку: бизнес (как заказчик) — регион — образовательное учреждение.

В работе форума между работодателями завязалась дискуссия, в ходе которой было предложено при проведении госзакупок отдавать преимущество компаниям, проводящим повышение квалификации сотрудников по современным требованиям. Такую постановку вопроса вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец назвала неожиданной, но заверила присутствующих, что правительство готово рассмотреть предложение бизнес-сообщества, если последнее считает, «что такой шаг необходим и что-то принесёт нашей экономике».

По словам вице-премьера, работа над профессиональными стандартами заставила практически каждую отрасль переосмыслить отношение к трудовому потенциалу и требованиям, предъявляемым к работникам, что даёт мощный импульс развитию отечественной экономики.

Ольга Тюшевская, обозреватель журнала Business Excellence

ЦИТАТА

Президент России Владимир Путин:

«Неотъемлемой частью создаваемой системы должен стать механизм подтверждения квалификации работников через профессиональный экзамен, для чего необходимо выстроить целую сеть независимых сертификационных центров. Такие центры должны подтвердить профессиональный уровень специалиста. Подобная оценка должна служить своего рода паспортом профессиональной деятельности человека при приёме на работу».

 

01.03.2017

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU