Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Система профстандартов: задачи на перспективу

«Business Excellence» Март 2017

Рубрика: Подготовка кадров
Автор(ы): Александр Шохин

В самом конце прошлого года в Москве прошёл Второй Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России», организованный РСПП совместно с Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством образования и науки РФ. Форум собрал более 900 участников — представителей органов государственной власти, объединений работодателей, крупнейших компаний и профессиональных сообществ. Обсуждались вопросы развития национальной системы квалификаций, разработки и применения профессиональных стандартов, проведения независимой оценки квалификаций, появления новых профессий и компетенций.

Решение о создании Национального совета профессиональных квалификаций, принятое в апреле 2014 г., оказалось перспективным: в рекордно короткие сроки был подготовлен Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», а также пакет проектов нормативных правовых актов, направленных на его реализацию. Создано 28 советов по профессиональным квалификациям в различных отраслях экономики; рассмотрен 871 проект профстандартов, из них 760 одобрено.

Вопросы развития национальной системы квалификаций находятся в центре внимания руководства страны — они вошли в перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. Так, правительству с участием Торгово-Промышленной палаты РФ и ведущих деловых объединений страны предстоит разработать комплексный план мер, которые должны обеспечить российской экономике в 2019–2020 гг. темпы роста выше мировых. Формирование национальной системы квалификаций встраивается в эту работу, поскольку без увеличения производительности и повышения профподготовки такую масштабную задачу не решить.

Всероссийкий форум «Национальная система квалификаций России» проводится уже второй год подряд. Мероприятие позволяет подвести итоги сделанного, а также обсудить важнейшие вопросы, планы и перспективы.

И если в 2016 г. была проведена значительная работа по созданию законодательной базы, то в 2017-м предстоит запустить систему независимой оценки квалификации и определить механизмы, способствующие росту доверия к этой системе со стороны как работодателей, так и работников и других заинтересованных лиц.

Система независимой оценки основывается на отраслевой диверсификации. Созданные в прошлом году отраслевые советы по профквалификациям (СПК) разработали квалификационные стандарты и требования, а также около 400 комплектов оценочных средств. В частности, в 2016 г. Национальный совет одобрил более тысячи профессиональных квалификаций. В этом году планируется создать как минимум 270 комплектов оценочных средств.

Продолжается разработка профессиональных стандартов, которые являются основой всей национальной системы квалификаций. Утверждённые профстандарты охватывают 55% профессий. Это своего рода рубеж, но вместе с тем — только половина необходимого, и примерно столько же предстоит разработать в ближайшем будущем. Причём надо отметить, что стандарты создавались не в стенах министерства, а, как это и положено, при участии отраслевых объединений работодателей, на базе которых функционируют СПК, а также профсоюзов.

При этом хотелось бы, чтобы разработка новых профстандартов и актуализация действующих велись уже с учётом возможностей независимой оценки, в формате публичного обсуждения с профессиональным сообществом, с участием профсоюзов. Ведь существует ряд острых моментов: например, новые квалификации, соответствующие перспективным запросам рынка труда, соседствуют со старыми, прописанными ещё в советском законодательстве и дающими основания для получения различного рода льгот и компенсаций. Естественно, у профсоюзов здесь может возникнуть много вопросов.

Ещё одной из первостепенных задач является сближение запросов рынка труда и системы образования. В 2016 г. советы по профквалификации провели экспертизу более 240 проектов федеральных государственных образовательных стандартов. СПК также принимают участие в организации и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, что тоже является нашим вкладом в эту работу.

Безусловно, хотелось бы, чтобы итоговая аттестация выпускников среднего и высшего профессионального образования была интегрирована с системой независимой оценки.

С целью обеспечения информационной открытости в 2017 г. планируется запустить Реестр независимой оценки квалификации, включающий сведения обо всех элементах Национальной системы квалификаций: Национальном совете, советах по профессиональным квалификациям, центрам оценки квалификации, о наименованиях квалификаций и требованиях к ним, об оценочных средствах, которые будут использоваться при проведении профессиональных экзаменов и т.д.

Помимо реестра, создан целый ряд программных продуктов, которые предназначены для разработчиков профстандартов и оценочных средств.

Одной из приоритетных задач, которые стоят и перед государством, и перед бизнесом, является проведение широкой разъяснительной работы среди всех заинтересованных сторон: работодателей, работников, организаций. В этих целях РСПП проводил с участием Минтруда, Роструда и Национального агентства развития квалификаций (НАРК) серию открытых вебинаров, в каждом из которых участвовало от 300 до 700 человек из 57-ми регионов страны.

Планируется проведение консультационно-методической работы с СПК и их базовыми организациями, работодателями, региональными бизнес-объединениями по основным компонентам Национальной системы квалификаций.

Кроме того, определены 12 пилотных регионов, где будет отрабатываться внедрение элементов национальной системы на уровне субъектов Федерации. Для этих целей проведено восемь межрегиональных конференций и разработан специализированный интернет-портал для взаимодействия с региональными партнёрами.

Об успехах этой работы говорит подписание двух соглашений — между РСПП и правительствами Новосибирской и Белгородской областей. Оба документа были подписаны в ходе форума.

В Новосибирской области планируют внедрение национальной системы квалификации. Регион к этому готов: на сегодняшний день здесь проведена модернизация образовательных учреждений, созданы 20 ресурсных центров; молодые люди обучаются по 34-м образовательным программам, соответствующим мировым профессиональным стандартам; открыто более 60-ти новых направлений подготовки.

Соглашение с правительством Белгородской области предусматривает сотрудничество в сфере внедрения профстандартов. Одним из основных элементов стагнации экономики региона является острый кадровый дефицит. Для решения этой проблемы внедряется стандарт кадрового обеспечения промышленного роста области.

2017 год станет ключевым для развития системы квалификаций, поскольку новая нормативно-правовая база начнёт действовать. И чтобы этот процесс был эффективным, надо внедрять не только то, что уже предусмотрено и прописано в законодательных актах, но и лучшие практики, которые следует выявлять и оперативно включать в работу.

Надо сказать, что это стало темой дискуссии с администрацией президента и правительством — следует ли подвёрстывать нормативно-правовые акты только лишь под принятый в июле 2016 г. закон «О независимой оценке», либо включать в них всё лучшее, что наработано за последнее время Национальным советом и отраслевыми советами. Пришли к выводу, что необходимо максимально учитывать весь имеющийся опыт.

В 2017 г. продолжится формирование советов по профквалификациям, с той разницей, что теперь СПК будут наделяться всем объёмом полномочий, в соответствии с принятыми нормативными актами.

Ещё один важный вопрос — необходимость выработать устойчивую финансовую экономическую модель, которая стимулировала бы работодателей к деятельности по повышению квалификации и переподготовке сотрудников.

И, наконец, приоритетным направлением является взаимное признание профессиональных квалификаций на международном рынке труда, поскольку специальность, полученная в одной стране, не всегда автоматически признаётся в другой. Недавно был проведён международный семинар на эту тему. По данному направлению планируется также сотрудничество с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

В заключение хочется напомнить: в своём последнем Послании Президент отметил, что 2017–2018 гг. должны стать временем настройки налоговой системы, с тем чтобы далее зафиксировать новые правила на долгосрочный период. Таким образом, если мы в этот срок не сумеем добиться намеченных целей, то рискуем зафиксировать отсутствие налоговых и иных стимулов для работы по повышению квалификации и ликвидации разрыва между качеством профобразования и потребностями рынка труда. А в этом случае задачу выхода российской экономики на темпы развития выше мировых нельзя будет решить не только на рубеже 2020 г., но и 2025-го.

Ключевые сессии Второго Всероссийского форума

«Национальная система квалификаций России»

— «Профессиональные квалификации и независимая оценка квалификаций»;

— «Профессиональные стандарты в системе профессионального образования»;

— «Базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров: опыт 2016 года и задачи на 2017 год»;

— «Советы по профессиональным квалификациям: опыт профессиональной консолидации и взаимодействия с регионами»;

— «Профессиональные стандарты: от разработки до применения».

Александр Шохин
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей

01.03.2017

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU