Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Завершаем нашу беседу с Натальей Красновой, руководителем программы «МВА — Управление человеческими ресурсами» Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС».*
* Окончание. Начало см. в №№1,2-2017.
— Поговорим, как и собирались, о специфике преподавания в высшей школе «МИРБИС», которую многие эйчары выбирают для повышения квалификации.
— И не только эйчары. Слушатели, которые обучаются по программам менеджмента, финансов и маркетинга, также изучают основы управления человеческими ресурсами. В этом случае речь идёт о достаточно сжатом, базовом курсе. Я уже говорила, что сегодня нужны не лучшие эйчар-практики, а лучшие эйчар-системы. Как фундамент, или как скелет, на который крепятся «мышцы» в виде различных методик и инструментов работы с персоналом.
На базовом курсе, объяснив слушателям тщетность надежд на «волшебную таблетку», я всё же говорю, что моя задача — собрать для них «аптечку» на все случаи жизни, тот необходимый инструментарий, который может пригодиться. Это — первое.
Второе — дать понимание того, когда тем или иным «лекарством» пользоваться. Нужно уметь взглянуть на проблемы работы с персоналом как бы с высоты птичьего полёта, правильно сформулировать задачу и определить пути её решения. В этом заключается цель базового курса.
А осуществлять на практике решение этих задач, видеть детали, нюансы и тренды, использовать всевозможные технологии работы с человеческими ресурсами — это уже для специалистов, профессиональных эйчаров. И в течение двух лет все аспекты разбираются очень подробно.
Кстати, по моим впечатлениям, за последние год-два интерес к этой специализации возрос — именно в плане образования. Многие понимают, что определённые знания в процессе своей профессиональной деятельности накопили, но эффективно применить их на практике не могут. Не хватает системного подхода, уверенного владения современным инструментарием.
Особенно актуальным решение этой проблемы становится, когда человек уже продвинулся по карьерной лестнице и готов расти дальше. Одно дело, если твоя основная обязанность — заполнение трудовых книжек, и совсем другое — когда начинаешь реально заниматься подбором и управлением персоналом.
— Поэтому специальная двухгодичная программа обучения рассчитана именно на эйчаров?
— Необязательно. Многие руководители вполне обоснованно считают, что им нужен конкретный подробный специальный курс. Приходилось слышать такие признания: «У меня своя компания, причём достаточно успешная. Но, добившись определённых высот, я вдруг понял, что квалифицированно управлять людьми не умею. И в этом заключается реальный риск потерять то, чего уже достиг».
— Разумный подход. Тем более, что плату за обучение в «МИРБИСе», думаю, можно тоже назвать разумной. Однако известно, что руководителям HR-подразделений порой трудно уговорить высшее руководство компаний раскошелиться на такое обучение. Учитывая ещё и то, что сами они в круг высших руководителей, как правило, не входят…
— Здесь я с вами готова поспорить. Очень часто как раз входят, являются членами правления. А аргументы убеждения… Первый и главный из них: «Я пройду обучение, и будет вам счастье». То есть вырастет выручка на одного работающего, снизится текучка, уменьшится доля затрат на персонал. Результатом обучения станет повышение показателей компании.
Второй аргумент, который, как многие считают, в России работает лучше всего: «Если мы этого не сделаем, то…». А дальше — о рисках: упустим, недополучим, не сможем.
Третий железный довод: «А вот конкуренты уже…».
Собственно, аргументы давно не меняются. И при этом, заметьте, используя их, вы не кривите душой и говорите чистую правду. Если же речь идёт конкретно о «МИРБИСе», то можно с полным правом добавить, что «там учатся лучшие».
— А бывают случаи, когда человека не компания направляет на обучение, а он сам платит за себя?
— Возможно, я вас удивлю, но таких слушателей — как минимум половина.
— И правда, удивили…
— Это, кстати, свидетельствует и о стабильно высокой репутации нашей школы. Для таких слушателей действует удобная система рассрочек выплат за обучение. Это особенно важно для тех, кто приходит учиться в нелегкой для себя ситуации. Речь идёт об эйчарах, попавших под сокращение — таких немало. И, несмотря на кризис, они делают, как сами говорят, «инвестиции в себя». Вполне оправданный шаг, даже при не совсем устойчивом материальном положении. Это на самом деле инвестиции в своё будущее, причём достаточно быстро окупаемые. А возможно, даже не в будущее, а в настоящее. Если в резюме, которое потерявший работу эйчар направляет потенциальным работодателям, указано, что в данное время он обучается в «МИРБИСе» по программе МВА, это однозначно характеризует его с хорошей стороны, идёт в плюс.
Я постоянно слежу за тенденциями в экономике и прислушиваюсь к мнениям наиболее авторитетных специалистов. Сейчас много говорится о кризисе как новой реальности, хотя реальность, по-моему, всегда новая. Так вот, в этой ситуации многие рекомендуют вкладывать в своё здоровье и образование.
— Многим собственникам и руководителям компаний уже под сорок лет и больше. Конечно, все знают, что учиться надо всю жизнь. Но психологически людям в возрасте возвращаться к традиционным студенческим формам занятий — семинарам, конспектам, экзаменам — наверное, бывает нелегко?
— У нас не сдают экзамены, а защищают проекты. Такой формат гораздо ближе к практике основной работы учащихся, потому хотя бы, что подразумевает элемент дискуссии. Когда человек защищает свой проект, остальные слушатели становятся участниками этого процесса и нередко высказывают интересные предложения. Причём совсем не для того, чтобы их как-то отметили «экзаменаторы» — просто им это интересно. И сам автор проекта защищает его, по большому счёту, не оценки ради. Он выполняет работу, которую хотел бы обсудить с коллегами, потому что его проект — живой, и потом, вероятнее всего, будет реализован в компании.
— А были в вашей практике случаи как бы отсроченной обратной связи? Когда человек отучился, а через год-два появляется и рассказывает, как ему полученные знания помогли в бизнесе?
— Такое происходит постоянно. Многие, окончив курс, не теряют с нами связи. В «МИРБИСе» есть ассоциация выпускников. Бывшие слушатели занимаются у нас организацией кейс-клубов, проводят мастер-классы. Постоянно друг с другом общаются, привлекают новых преподавателей. Они могут прийти к нам в любой момент с любыми предложениями и новациями. Более того: многие наши выпускники уже работают в «МИРБИСе» на постоянной основе.
— Речь идёт о преподавательской деятельности?
— Да, но не только. Многие приходят сюда развивать бизнес, опредёленные направления. То, чему их здесь научили, они здесь же и реализуют, принося пользу в том числе своей бизнес-школе.
— Совместное обучение, а позже — общение во время встреч выпускников, наверное, даёт ещё и хорошую возможность расширения деловых связей? Возможно даже — обретения новых партнёров по бизнесу?
— Да, конечно. Причём в «МИРБИСе» так заведено, что люди, обучающиеся по разным программам, не изолированы друг от друга — мы специально организуем общешкольные мероприятия, на которых предоставляются прекрасные возможности для общения, а в результате нередко устанавливаются прочные деловые контакты.
То же самое касается и наших выпускников. Для них в стенах «МИРБИСа» постоянно проводятся встречи, на которых они делятся опытом, своими новыми кейсами. Формы этих встреч бывают самые разные: и мастер-классы, и своеобразные кейс-клубы. Их модераторами выступают не только наши штатные преподаватели, но нередко и сами выпускники — люди успешные, состоявшиеся, хорошо известные в бизнес-среде.
— Получается, что «МИРБИС» — не только бизнес-школа, но и своего рода бизнес-клуб, площадка для общения? И центр притяжения для тех, кто здесь учился?
— Совершенно верно. Я часто общаюсь с нашими выпускниками, и практически все они не только удовлетворены качеством и полнотой полученных знаний, но и просто с удовольствием вспоминают время, проведённое здесь.
Наверное, можно упомянуть и ещё об одном своего рода «побочном эффекте» атмосферы нашей школы бизнеса. Не секрет, что большинство эйчаров — женщины, а в маркетинге, например, больше мужчин. Здесь они оказываются рядом и знакомятся — люди с близким уровнем интеллектуального развития, одного круга, нередко — со схожими как рабочими, так и жизненными интересами…
— То есть вы говорите о возникновении личных взаимоотношений, с бизнесом не связанных?
— А почему нет? И знакомятся, и семьи потом создают. На моей памяти — не один такой случай.
— Пусть это не самый важный аргумент в пользу обучения в «МИРБИСе», но он добавляет ещё один не лишний штрих в общую, по-моему, достаточно впечатляющую картину.
— Надеюсь, что картина получилась привлекательной. Во всяком случае, реальность она отражает достаточно точно.
Беседовал Виктор Родионов
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU