Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Стандарт — это знание о том, «как должно быть»

«Business Excellence» Апрель 2017

Рубрика: Юбилей

Стандарты повсеместно сопровождают нас на протяжении всей жизни, хотя зачастую мы даже не подозреваем об этом. Однако именно стандарты способствуют повышению качества, безопасности, надёжности, взаимозаменяемости и эффективности процессов и продуктов. Трудно переоценить их роль в экономике, мировой торговле и жизни современного общества.

Сегодня мы расскажем вам, как стандарты изменяют окружающий мир и изменяются вместе с ним. Тем более, что к этому располагают два информационных повода, два юбилея — Международной организации по стандартизации и журнала «Стандарты и качество». Эти события — совершенно разные по масштабу, но каждое по-своему значимо для профессионального сообщества. Кстати, Генри Форд в стремлении изменить мир верил, что сделать это помогут серийные автомобили, собранные на конвейере по единым стандартам и ничем не отличающиеся друг от друга. Верил в это и его кумир и наставник — знаменитый изобретатель Томас Эдисон.

***

Итак, в 2017 г. исполняется 70 лет с начала официальной деятельности Международной организации по стандартизации (ИСО), учреждённой в 1946 г. 25-тью национальными органами по стандартизации на принципах равенства и паритета мнений. Недаром для того, чтобы аббревиатура названия новой организации выглядела одинаково на всех языках, принимается решение использовать греческое слово ισος — «равный».

СССР был одним из основателей организации и постоянным членом её руководящих органов. О роли советского государства в создании и деятельности ИСО красноречиво свидетельствует тот факт, что одним из трёх её официальных языков наряду с английским и французским является русский.

Что касается греческого, то едва ли не первым стандартизатором можно считать персонажа древнегреческих мифов злодея Прокруста, а одним из первых в мире эталонов — его прокрустово ложе. А если серьёзно, то уже на заре веков люди понимали, что соответствие стандарту должно быть измеримо. Правда, в течение достаточно длительного периода времени единицы измерений устанавливаются весьма произвольно: «локоть» соответствовал длине скипетра Генриха I, «фут» — длине ступни Карла Великого.

Со временем начинаются поиски более обоснованных критериев. В 1791 г. во Франции создаётся единица измерения «метр», равная одной сорокамиллионной части Парижского меридиана и предложенная в качестве основной единицы измерения длины и расстояния. Тем не менее, только в 1875 г. полномочные представители 17-ти государств подписывают Метрическую конвенцию — международный договор, целью которого является обеспечение единства метрологических стандартов в разных странах; одновременно учреждается Международное бюро мер и весов. К концу XIX — нач. XX вв. начинается становление и развитие систем национальной и международной стандартизации.

***

В России первые сведения о стандартизации относятся к 1555 г.: при Иване Грозном специальным указом устанавливаются постоянные размеры пушечных ядер. В собрании российских законов времён Петра I рядом указов предписывалось изделия военной техники изготавливать по точным образцам, которые фактически становятся прототипами современных стандартов. Кроме того, Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только вводит технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организует правительственные комиссии, в обязанность которых входит тщательная проверка российских поставщиков.

Развитие во второй половине XIX в. судостроения, железнодорожного транспорта и общего машиностроения способствует появлению отдельных стандартов предприятий. Однако в связи с тем, что в экономике Российской империи велико присутствие иностранного капитала, наряду со старой русской и новой метрической системами мер используется также британская (дюймовая) система, что в общем и целом сдерживает развитие государственной стандартизации. Её становление началось только при Советской власти.

В 1918 г. В.И. Ленин подписывает декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О введении Международной метрической системы мер и весов». Вопросам ресурсосбережения и повышения качества молодое советское государство также уделяет серьёзное внимание. Кроме того, комплексная система научной организации труда ещё только формируется, но у руководства страны уже есть понимание необходимости такого важного стимула, как материальная мотивация. В декрете «Общее положение о тарифе» от 17 июля 1920 г. говорится о том, что

«премия устанавливается:

а) за всякого рода экономию (сбережение времени, материалов, топлива, энергии и т.п.);

б) за улучшение качества изделий;

в) за технические улучшения и усовершенствования;

г) за улучшение организации труда».

В 1923 г. создаётся Бюро по стандартизации при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ) для подготовки предложений по созданию руководящего органа по стандартизации. В 1925 г. начинает свою работу Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны СССР. В 1926 г. утверждён первый общесоюзный стандарт «Пшеница. Селективные сорта зерна. Номенклатура». В последующие три года комитет разрабатывает и утверждает около 300 стандартов, а в течение следующих трёх лет — уже более 4500, главным образом — на продукцию тяжелой промышленности.

В 1927 г. происходит знаковое событие — комитет в очень непростое для страны время основал единственное тогда специализированное издание на русском языке — журнал «Вестник стандартизации». Его главная задача — воспитание уважения к стандарту как к закону, гарантирующему стабильный уровень качества продукции. Редакционную коллегию возглавляет первое лицо комитета, его председатель В.В. Куйбышев. В эти годы в стране широко разворачивается работа по стандартизации и потребность в получении регулярной информации ощущается всё сильнее. В журнале публикуются статьи, посвящённые стандартизации в химической промышленности, на транспорте и в электротехнике, официальные документы, проекты новых стандартов.

Эпоха индустриализации требует структурных и кадровых преобразований в управлении промышленностью. Не обошли они и Всесоюзный комитет стандартов при Совете Труда и Обороны (ВКС). В мае 1932 г. на пост председателя ВКС назначается А.К. Гастев, который становится главным редактором «Вестника стандартизации» и позиционирует его уже не только как научно-технический, но и как экономический журнал.

Сразу после своего назначения А.К. Гастев публикует ряд программных статей; он пишет о необходимости методологической проработки вопросов стандартизации, в том числе о необходимости уточнения основных понятий, правил построения и изложения стандартов, адаптации иностранного опыта. Журнал всё чаще пытается вызвать своих читателей на обсуждение тех или иных важных проблем, инициирует и направляет дискуссии в области стандартизации, развивающейся всё более быстрыми темпами: в 1940 г. постановлением СНК СССР вводится категория государственных стандартов (ГОСТ), в рамках которой ещё до 1941 г. было разработано и утверждено 8600 ГОСТов, что и подготовило промышленность страны к работе в военных условиях.

Великая Отечественная война надолго прерывает издание «Вестника стандартизации», и лишь в 1952 г. журнал возрождается — под новым именем «Стандартизация». В течение последующих 14-ти лет он помогает создавать нормативную базу послевоенной промышленности. В то время в приоритет возводится количество: больше металла, больше квадратных метров, больше станков. Однако вскоре остро встаёт проблема качества, и в середине 60-х гг. провозглашается лозунг «Качество — через стандарты». Группа советских учёных обращается в ЦК КПСС с просьбой изменить его название; просьба была удовлетворена и журнал получает новое имя — «Стандарты и качество».

Вернувшись немного назад, надо сказать, что с момента создания в 1954 г. Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР (с 1970 г. — Госстандарт) руководство стандартизацией и метрологией в стране становится единым. В 1963 г. назначен новый руководитель комитета — В.В. Бойцов, благодаря которому журнал «Стандарты и качество» становится массовым межотраслевым изданием, всесторонне освещающим работу на всех уровнях стандартизации, поскольку в 1968 г. была разработана и утверждена «Государственная система стандартизации», вводившая четыре категории стандартов:

· государственный стандарт СССР (ГОСТ);

· республиканский стандарт (РСТ);

· отраслевой стандарт (ОСТ);

· стандарт предприятия (СТП).

В 1969 г. учреждается отдельное приложение — журнал «Надежность и контроль качества». Тем не менее, основное издание регулярно публикует материалы об управлении качеством. Начало этим публикациям было положено статьей академика А.И. Берга о Саратовской системе — знаменитой методике бездефектного изготовления продукции и её приёмке с первого предъявления. Руководство Госстандарта ставит перед коллективом редакции непростую задачу — донести идеи качества до каждого предприятия, каждого работника, и журнал на деле оказывает организациям методическую помощь в достижении высоких результатов. С каждым годом издание становится всё более необходимым, его популярность у читателей растёт с каждым днем. Недаром «Стандарты и качество» становится неоднократным призером Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ), Высшего совета научно-технических обществ, его работа отмечена Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.

После распада СССР журнал вместе со страной переживал непростые времена — стремительно падали тиражи, инфляция «съедала» средства, полученные от подписчиков. В 1993 г. остро встал вопрос о закрытии журнала. Чтобы этого не произошло, было создано новое предприятие — РИА «Стандарты и качество», которое возглавила инженер-физик, кандидат технических наук Н.Г. Томсон. В середине 90-х гг. главным редактором становится Председатель Госстандарта Г.П. Воронин, инициатор проведения Премии Правительства РФ в области качества. Редакция становится одним из соучредителей конкурса «100 лучших товаров России», публикует исследования о рынке услуг по сертификации продукции и систем менеджмента качества, инициирует оживлённую дискуссию по первой редакции закона «О защите прав потребителей».

Обилию информации становится тесно в рамках журнала и его единственного приложения. Появляются новые периодические издания: «Методы оценки соответствия» (ныне — «Контроль качества продукции»), «Мир измерений». РИА становится партнёром Европейской организации качества и начинает переводить официальный журнал ЕОК — «Европейское качество». Позднее этот журнал трансформируется в деловое ежемесячное издание Business Excellence.

В это же время РИА начинает выпуск книг по качеству. Особым вниманием пользуются рекомендации по преобразованию предприятий на основе процессного подхода и благодаря таким инструментам качества, как «6 сигм», 5S, TPM, концепции бережливого производства. На страницах журналов издательства появляются первые публикации о стандартах ИСО серии 9000. Впоследствии, в 2003 г., РИА «Стандарты и качество» сертифицирует собственную систему менеджмента качества по стандарту ИСО 9001.

Ни одна проблема, связанная с качеством и стандартизацией, не остаётся без внимания РИА «СтК». В первую очередь это — борьба с контрафактной продукцией, реформа технического регулирования, разработка и внедрение технических регламентов Таможенного союза на пространстве Евразийского экономического союза, сертификация и аккредитация, опыт передовых предприятий. Более 300 российских компаний поделились на страницах журнала своим уникальным опытом. РИА становится информационным центром Всероссийской организации качества, возглавляемой Г.П. Ворониным, и одним из организаторов такого масштабного мероприятия, как Всемирный день качества, которое проводится ежегодно во вторую неделю ноября.

За годы своей работы журнал «Стандарты и качество» получил прочное общественное признание и трижды удостаивался звания «Золотой фонд российской прессы». В 2011 г. за высокий профессионализм в освещении вопросов стандартизации и сертификации, новейших форм и методов управления качеством он был удостоен высокого звания лауреата Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России», а в следующем году, отмечая своё 85-летие, стал лауреатом того же конкурса, но уже за активное освещение проблем экономического развития России и поддержку отечественного предпринимательства.

***

Сегодня журнал «Стандарты и качество» прочно удерживает лидирующие позиции среди профессиональных изданий не только потому, что является старейшим российским действующим деловым журналом, но и в первую очередь потому, что широко распространяет современные методы менеджмента знаний в области стандартизации и управления качеством. Именно стандарты являются тем действенным инструментом, который помогает бизнесу оперативно решать первостепенные и стратегические задачи и принимать верные решения.

Основная цель Федерального закона о стандартизации, принятию которого в значительной степени способствовала активная позиция РИА «СтК», заключается в том, чтобы содействовать социально-экономическому развитию нашей страны и улучшению качества жизни населения путём:

· внедрения передовых технологий и развития инновационного производства;

· повышения уровня безопасности и качества продукции и услуг;

· обеспечения добросовестной конкуренции и предупреждения действий, вводящих потребителя в заблуждение.

Новый закон о стандартизации — движущая сила развития промышленности, потому что из стандартов, как из кирпичиков, складывается стена, которая поддерживает её модернизацию. Стандарты служат развитию отечественного производства и импортозамещения, тем самым способствуя повышению продовольственной и технологической безопасности России. И на передовой внедрения этих глобальных изменений — по-прежнему «Стандарты и качество»: информируют, разъясняют и популяризируют практический опыт предприятий. Ведь информация — важнейший стратегический ресурс для развития бизнеса.

01.04.2017

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU