Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
В России в настоящее время действуют около 200 структур, называющих себя бизнес-школами. Интересно, что только 40–50 из них соответствуют общепринятому в мире понятию. Остальные — не что иное, как экономические факультеты известных вузов, только переименованные. Прикрываясь брендом, они ориентируются на повышение дохода, проводя обучение по устаревшей теории и в отрыве от практики. Куда же движется российское бизнес-образование?
Образование для амбициозных
Необходимость развития бизнес-образования в России с каждым годом становится всё очевидней. Прежде всего потому, что без его внедрения невозможно преодолеть низкую эффективность труда, а целый комплекс важнейших государственных программ, связанных с модернизацией экономики, также невыполним без расширения сети бизнес-школ и повышения качества знаний.
К слову сказать, популярность такого образования с каждым годом растет, и, как считает Наталья Щербакова, директор по продажам кадрового холдинга «Анкор», «прежде всего у молодых, поскольку им присущи амбициозность и стремление к расширению кругозора. Многие из них желают карьерного роста. Современные слушатели приходят на программу МВА, чтобы справиться с теми вызовами и проблемами, которые несет время, найти точки роста своего бизнеса и единомышленников».
Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), председатель экспертного совета по переподготовке управленческих кадров для народного хозяйства и проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), отмечает на рынке управленческого образования шесть знаковых тенденций: «Во-первых, растет доля бизнес-школ самого верхнего и нижнего ценовых сегментов, а доля «середняков» сокращается. Ведущие образовательные учреждения стремятся к расширению альянсов с бизнесом, центрами консалтинга и к повышению ориентации обучения на практику.
Во-вторых, всё популярнее становятся совместные программы с крупнейшими компаниями, где их представители ведут более 30% учебных часов.
В-третьих, при сокращении корпоративных образовательных бюджетов происходит рост масштабов обучения b2c (бизнес для потребителя), представленного руководителями инновационного среднего бизнеса.
В-четвертых, развивается дистанционное образование с применением современных информационных технологий.
В-пятых, появляются очно-дистанционные программы iМВА, сочетающие преимущества аудиторного интерактива и онлайн-формата.
И наконец, растет интерес государства к внедрению бизнес-образования в программы для госслужащих и создается новый сегмент этого рынка».
Вместе с кризисной ситуацией отмечается и небольшое падение спроса на обучение. Хотя количество российских бизнес-школ не изменилось, а самые лучшие из них сохранили свои позиции, премиальный сегмент программ обособляется.
«Наши школы прекрасно справляются с обучением управленцев, — считает Алла Канке, директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управления. — Соответствие их программ мировым стандартам качества подтверждается аккредитацией международными ассоциациями: Association of MBAs (АМВА), Ассоциацией по развитию университетских бизнес-школ (Association to Advance Collegiate Schools of Business, AACSB) и EPAS, системой аккредитации программ Европейского фонда развития менеджмента».
Аккредитация АМВА — высокий критерий оценки международного соответствия обучающей программы многим параметрам, среди которых высокий уровень преподавательского состава, практическая ориентация курса, оптимальное соотношение активных форм обучения и соответствие ожиданиям слушателей.
Народный рейтинг
В начале этого года портал «МВА в Москве и России» (www.mba.su) сформировал седьмой «Народный рейтинг лучших российских школ МВА» (табл. 1). Участники представляют свыше 90% отечественного рынка бизнес-образования, что и позволило составить его обширную картину и сформировать интегральную оценку удовлетворенности выпускников бизнес-школ.
При проведении исследования учитывались следующие параметры: увеличение дохода, карьерный рост, деловые связи, личное и профессиональное развитие. Оценку проводили по пятибалльной шкале — от 1 («бесполезно») до 5 («максимальная польза»). Отличием методики рейтинга стал не искаженный наличием различных коэффициентов или экспертных оценок результат, а прямой учет мнений выпускников МВА. Итоговым баллом по каждому параметру было его среднеарифметическое значение.
Согласно результатам рейтинга, последние пять лет отечественные бизнес-школы ориентировались преимущественно на менеджеров 25–35-ти лет. На группу 36–40 лет приходится около трети учащихся, руководители возрастной группы 41+ численно немного уступают молодым (рис. 1).
Свыше 70% участников опроса отметили, что начали получать бизнес-образование, будучи менеджерами среднего и высшего звена; 10% — в статусе владельцев бизнеса. Через четыре года (два года обучения плюс два года после его окончания) доля управленцев среднего звена уменьшилась на 19%, но при этом почти вдвое увеличилась доля высшего руководства (до 52%) и владельцев бизнеса (до 21%).
Как показал опрос, большинство окончивших бизнес-школы составляют мужчины (до 89%), но в школах с более молодой аудиторией доля женщин выше.
Чаще всего выпускники МВА улучшают карьерную позицию, начиная получать бо́льший доход (рис. 2). По данным mba.su, оплата труда менеджеров среднего звена растет в среднем на 44%, высшего звена — на 57%, владельцев бизнеса — на 96%. При нулевом карьерном продвижении также зафиксировано увеличение дохода на 29–54%. В среднем рост заработной платы выпускников бизнес-школ через два года после окончания программы МВА составил 54%. Интересно, что 11% управленцев среднего и высшего звена по итогам обучения стали владельцами бизнеса.
Стимулы для роста дохода сводятся не к наличию диплома как такового, а к новым возможностям влияния на успех бизнеса. Новое образование дает шанс иначе организовать свою деятельность, повысив эффективность рабочих процессов. Всё бо́льшее значение приобретает развитие качеств soft skills — «гибких навыков», которые позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления работы.
Более 72% окончивших МВА отмечали, что полученные знания и навыки стали главным результатом их обучения, помогли улучшить понимание основных бизнес-процессов и расширить горизонт стратегического видения. Только 8% выпускников в качестве главного результата назвали налаживание деловых связей. Этот показатель увеличился вдвое по сравнению с 2012 г. Более молодые менеджеры активнее взаимодействуют друг с другом. И наконец, лишь 2% выпускников не были удовлетворены результатами обучения (рис. 3).
Рисунок 1. Возрастная структура выпускников МВА
Рисунок 3. Результаты обучения на МВА: мнения выпускников
Рисунок 2. Рост дохода после обучения на МВА в зависимости от карьерной траектории
Таблица 1. Рейтинг российских школ МВА–2016
|
Бизнес-школа |
Место 2016 г. |
Сумма баллов |
Увеличение дохода |
Карьерный рост |
Деловые связи |
Личностное и профессиональное развитие |
1 |
Высшая школа менеджмента СПбГУ |
1 |
17,52 |
4,08 |
4,08 |
4,36 |
5,00 |
2 |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС |
17,52 |
4,33 |
4,12 |
4,13 |
4,94 | |
3 |
Программа МВА&EMBA Кingston/РАНХиГС (Институт общественных наук РАНХиГС) |
17,52 |
4,25 |
4,35 |
4,25 |
4,67 | |
4 |
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО |
2 |
17,35 |
3,95 |
4,30 |
4,40 |
4,70 |
5 |
Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ |
17,34 |
3,86 |
4,29 |
4,38 |
4,81 | |
6 |
Высшая школа бизнеса ГУУ |
17,33 |
3,98 |
4,14 |
4,31 |
4,90 | |
7 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС |
3 |
17,23 |
4,32 |
4,24 |
3,81 |
4,86 |
8 |
Школа IT-менеджмента экономического факультета РАНХиГС |
17,22 |
4,11 |
4,14 |
4,05 |
4,92 | |
9 |
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС |
17,21 |
4,19 |
4,23 |
4,17 |
4,62 | |
10 |
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС |
4 |
16,75 |
4,10 |
3,95 |
3,85 |
4,85 |
11 |
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) |
16,73 |
3,80 |
4,05 |
3,93 |
4,95 | |
12 |
МВА-центр (бизнес-школа) Уральского федерального университета (Екатеринбург) |
16,72 |
3,94 |
4,00 |
4,28 |
4,50 | |
13 |
Экономический факультет МГУ |
5 |
16,53 |
4,10 |
4,00 |
3,76 |
4,67 |
14 |
Плехановская школа бизнеса Intregral РЭУ им. Г.В. Плеханова |
16,50 |
4,06 |
4,17 |
3,83 |
4,44 | |
15 |
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) |
6 |
16,47 |
3,96 |
3,92 |
3,67 |
4,92 |
16 |
Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ |
16,46 |
3,94 |
3,98 |
3,67 |
4,87 | |
17 |
Международная школа бизнеса Финансового университета |
7 |
16,30 |
3,79 |
3,71 |
4,00 |
4,80 |
18 |
Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск) |
16,30 |
3,92 |
3,92 |
3,75 |
4,71 | |
19 |
Институт коммуникационного менеджмента ВШЭ |
8 |
16,12 |
3,81 |
4,06 |
3,75 |
4,50 |
20 |
Бизнес-школа Московского финансово-юридического университета |
16,11 |
3,74 |
3,74 |
3,76 |
4,87 | |
21 |
Высшая коммерческая школа ВАВТ |
16,09 |
3,18 |
3,73 |
4,18 |
5,00 | |
22 |
Международный институт менеджмента ЛИНК |
16,09 |
3,80 |
3,68 |
3,70 |
4,91 | |
23 |
Бизнес-школа ВАВТ |
9 |
16,00 |
3,60 |
3,70 |
4,00 |
4,70 |
24 |
Школа бизнеса EMAS (Нижний Новгород) |
10 |
15,80 |
3,40 |
3,20 |
4,40 |
4,80 |
25 |
Бизнес-школа «Синергия» |
11 |
15,40 |
3,70 |
3,75 |
3,30 |
4,65 |
26 |
Банковский институт ВШЭ |
12 |
15,07 |
3,77 |
3,15 |
3,69 |
4,46 |
27 |
Moscow Business School |
13 |
14,58 |
3,49 |
3,57 |
2,80 |
4,72 |
Источник: www.mba.su
Рисунок 4. Стоимость программ Executive МВА в российских бизнес-школах осенью 2016 г. (в тыс. руб.)
Источник: www.mba.su
Мы пойдем своим путем?
Так получилось, что отечественный рынок бизнес-образования оказался исторически оторванным от мирового рынка и вынужден двигаться собственным путем. Например, по мнению Андрея Шапенко, руководителя проектов Института исследования развивающихся рынков Московской школы управления СКОЛКОВО, «в стране нет ни одной полноценной full-time (стационарной) программы МВА, а сама степень МВА не может рассматриваться как «знак качества» управленца, как, например, в США. Образовательная экосистема в России не предлагает широкого спектра продуктов, а количество дипломных программ, проводимых совместно с международными школами, и вовсе ничтожно. Такая логика развития характерна для страны с быстрорастущей экономикой, где локальный опыт и связи ценятся больше, чем глобальное образование».
Андрей Шапенко считает, что прежние шаблоны уже не работают, и бизнес вынужденно ищет новые точки роста. Как это отразится на специфике делового образования, какие тренды существуют на этом рынке сегодня?
По его мнению, в периоды кризиса растет спрос на короткие образовательные программы — от четырех до восьми месяцев и меньше. «Выход» из работы на длительный срок для вечно занятого топ-менеджера грозит потерей контроля над ситуацией. Бизнес-образование здесь и должно стать краткой, хорошо продуманной, интенсивной встряской, открывающей новые концепции, позволяющей взглянуть на проблемы иначе и дать конкретный инструментарий для решения сложных вопросов.
Шапенко уверен, что управленцы и собственники бизнеса устали от тренингов, не дающих по факту ничего нового, но количество которых еще совсем недавно росло в геометрической прогрессии. Сегодня не хватает продуманной стратегии обучения и менторов, способных провести слушателя по персональной образовательной траектории. Конечно, тренинги не исчезнут, но аудитория, желающая большего, будет приходить в бизнес-школы.
Так, руководитель проектов Института исследования развивающихся рынков Московской школы управления СКОЛКОВО уверен, что спрос на получение более глубоких знаний будет постепенно расти среди компаний малого и среднего бизнеса. «Этот сегмент всё еще не охвачен обучением, во многом в силу сложившегося стереотипа, что «бизнес-образование — это для корпораций». В России не хватает программ для предпринимателей, но предпринимательская культура есть, как есть и успешные примеры выстраивания реальных бизнесов с нуля. Многие хотят создать эффективную финансовую или организационную модель, определить точки роста, найти новых партнеров».
Андрей Шапенко считает, что слушатели приходят на МВА в том числе «в поисках смыслов». В период кризиса топ-менеджеры остаются один на один с вызовами и проблемами, им не хватает советов единомышленников. А в бизнес-школах, помимо знаний, можно получить эмоциональную поддержку, разобраться в собственных мотивациях и устройстве этого несовершенного мира.
Набор дисциплин в мировых и российских программах МВА стандартный: стратегия, лидерство, маркетинг, финансы, управление… Таким же он был и десять, и двадцать лет назад. Именно консервативность моделей мировых бизнес-школ и университетов не дает возможности оперативно реагировать на запросы рынка. И здесь отечественные школы находятся в более предпочтительной ситуации. Надо только понять, что нужно рынку, и предложить продукт, который сможет принести бизнесу реальную пользу.
Ольга Владимирова, обозреватель журнала Business Excellence
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU