Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Бизнес в поисках смыслов

«Business Excellence» Май 2017

Рубрика: Проблемы и поиски
Автор(ы): Ольга Владимирова

В России в настоящее время действуют около 200 структур, называющих себя бизнес-школами. Интересно, что только 40–50 из них соответствуют общепринятому в мире понятию. Остальные — не что иное, как экономические факультеты известных вузов, только переименованные. Прикрываясь брендом, они ориентируются на повышение дохода, проводя обучение по устаревшей теории и в отрыве от практики. Куда же движется российское бизнес-образование?

Образование для амбициозных

Необходимость развития бизнес-образования в России с каждым годом становится всё очевидней. Прежде всего потому, что без его внедрения невозможно преодолеть низкую эффективность труда, а целый комплекс важнейших государственных программ, связанных с модернизацией экономики, также невыполним без расширения сети бизнес-школ и повышения качества знаний.

К слову сказать, популярность такого образования с каждым годом растет, и, как считает Наталья Щербакова, директор по продажам кадрового холдинга «Анкор», «прежде всего у молодых, поскольку им присущи амбициозность и стремление к расширению кругозора. Многие из них желают карьерного роста. Современные слушатели приходят на программу МВА, чтобы справиться с теми вызовами и проблемами, которые несет время, найти точки роста своего бизнеса и единомышленников».

Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), председатель экспертного совета по переподготовке управленческих кадров для народного хозяйства и проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), отмечает на рынке управленческого образования шесть знаковых тенденций: «Во-первых, растет доля бизнес-школ самого верхнего и нижнего ценовых сегментов, а доля «середняков» сокращается. Ведущие образовательные учреждения стремятся к расширению альянсов с бизнесом, центрами консалтинга и к повышению ориентации обучения на практику.

Во-вторых, всё популярнее становятся совместные программы с крупнейшими компаниями, где их представители ведут более 30% учебных часов.

В-третьих, при сокращении корпоративных образовательных бюджетов происходит рост масштабов обучения b2c (бизнес для потребителя), представленного руководителями инновационного среднего бизнеса.

В-четвертых, развивается дистанционное образование с применением современных информационных технологий.

В-пятых, появляются очно-дистанционные программы iМВА, сочетающие преимущества аудиторного интерактива и онлайн-формата.

И наконец, растет интерес государства к внедрению бизнес-образования в программы для госслужащих и создается новый сегмент этого рынка».

Вместе с кризисной ситуацией отмечается и небольшое падение спроса на обучение. Хотя количество российских бизнес-школ не изменилось, а самые лучшие из них сохранили свои позиции, премиальный сегмент программ обособляется.

«Наши школы прекрасно справляются с обучением управленцев, — считает Алла Канке, директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управления. — Соответствие их программ мировым стандартам качества подтверждается аккредитацией международными ассоциациями: Association of MBAs (АМВА), Ассоциацией по развитию уни­вер­си­тетс­ких бизнес-школ (Association to Advance Collegiate Schools of Business, AACSB) и EPAS, системой аккредитации программ Европейского фонда развития менеджмента».

Аккредитация АМВА — высокий критерий оценки международного соответствия обучающей программы многим параметрам, среди которых высокий уровень преподавательского состава, практическая ориентация курса, оптимальное соотношение активных форм обучения и соответствие ожиданиям слушателей.

Народный рейтинг

В начале этого года портал «МВА в Москве и России» (www.mba.su) сформировал седьмой «Народный рейтинг лучших российских школ МВА» (табл. 1). Участники представляют свыше 90% отечественного рынка бизнес-образования, что и позволило составить его обширную картину и сформировать интегральную оценку удовлетворенности выпускников бизнес-школ.

При проведении исследования учитывались следующие параметры: увеличение дохода, карьерный рост, деловые связи, личное и профессиональное развитие. Оценку проводили по пятибалльной шкале — от 1 («бесполезно») до 5 («максимальная польза»). Отличием методики рейтинга стал не искаженный наличием различных коэффициентов или экспертных оценок результат, а прямой учет мнений выпускников МВА. Итоговым баллом по каждому параметру было его среднеарифметическое значение.

Согласно результатам рейтинга, последние пять лет отечественные бизнес-школы ориентировались преимущественно на менеджеров 25–35-ти лет. На группу 36–40 лет приходится около трети учащихся, руководители возрастной группы 41+ численно немного уступают молодым (рис. 1).

Свыше 70% участников опроса отметили, что начали получать бизнес-образование, будучи менеджерами среднего и высшего звена; 10% — в статусе владельцев бизнеса. Через четыре года (два года обучения плюс два года после его окончания) доля управленцев среднего звена уменьшилась на 19%, но при этом почти вдвое увеличилась доля высшего руководства (до 52%) и владельцев бизнеса (до 21%).

Как показал опрос, большинство окончивших бизнес-школы составляют мужчины (до 89%), но в школах с более молодой аудиторией доля женщин выше.

Чаще всего выпускники МВА улучшают карьерную позицию, начиная получать бо́льший доход (рис. 2). По данным mba.su, оплата труда менеджеров среднего звена растет в среднем на 44%, высшего звена — на 57%, владельцев бизнеса — на 96%. При нулевом карьерном продвижении также зафиксировано увеличение дохода на 29–54%. В среднем рост заработной платы выпускников бизнес-школ через два года после окончания программы МВА составил 54%. Интересно, что 11% управленцев среднего и высшего звена по итогам обучения стали владельцами бизнеса.

Стимулы для роста дохода сводятся не к наличию диплома как такового, а к новым возможностям влияния на успех бизнеса. Новое образование дает шанс иначе организовать свою деятельность, повысив эффективность рабочих процессов. Всё бо́льшее значение приобретает развитие качеств soft skills — «гибких навыков», которые позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления работы.

Более 72% окончивших МВА отмечали, что полученные знания и навыки стали главным результатом их обучения, помогли улучшить понимание основных бизнес-процессов и расширить горизонт стратегического видения. Только 8% выпускников в качестве главного результата назвали налаживание деловых связей. Этот показатель увеличился вдвое по сравнению с 2012 г. Более молодые менеджеры активнее взаимодействуют друг с другом. И наконец, лишь 2% выпускников не были удовлетворены результатами обучения (рис. 3).

Рисунок 1. Возрастная структура выпускников МВА

Рисунок 3. Результаты обучения на МВА: мнения выпускников

Рисунок 2. Рост дохода после обучения на МВА в зависимости от карьерной траектории

Таблица 1. Рейтинг российских школ МВА–2016


Бизнес-школа

Место

2016 г.

Сумма баллов

Увеличение дохода

Карьерный рост

Деловые связи

Личностное и профессиональное развитие

1

Высшая школа менеджмента СПбГУ

1

17,52

4,08

4,08

4,36

5,00

2

Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС

17,52

4,33

4,12

4,13

4,94

3

Программа МВА&EMBA Кingston/РАНХиГС (Институт общественных наук РАНХиГС)

17,52

4,25

4,35

4,25

4,67

4

Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО

2

17,35

3,95

4,30

4,40

4,70

5

Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ

17,34

3,86

4,29

4,38

4,81

6

Высшая школа бизнеса ГУУ

17,33

3,98

4,14

4,31

4,90

7

Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС

3

17,23

4,32

4,24

3,81

4,86

8

Школа IT-менеджмента экономического факультета РАНХиГС

17,22

4,11

4,14

4,05

4,92

9

Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС

17,21

4,19

4,23

4,17

4,62

10

Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС

4

16,75

4,10

3,95

3,85

4,85

11

Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)

16,73

3,80

4,05

3,93

4,95

12

МВА-центр (бизнес-школа) Уральского федерального университета (Екатеринбург)

16,72

3,94

4,00

4,28

4,50

13

Экономический факультет МГУ

5

16,53

4,10

4,00

3,76

4,67

14

Плехановская школа бизнеса Intregral РЭУ им. Г.В. Плеханова

16,50

4,06

4,17

3,83

4,44

15

Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань)

6

16,47

3,96

3,92

3,67

4,92

16

Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ

16,46

3,94

3,98

3,67

4,87

17

Международная школа бизнеса Финансового университета

7

16,30

3,79

3,71

4,00

4,80

18

Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск)

16,30

3,92

3,92

3,75

4,71

19

Институт коммуникационного менеджмента ВШЭ

8

16,12

3,81

4,06

3,75

4,50

20

Бизнес-школа Московского финансово-юридического университета

16,11

3,74

3,74

3,76

4,87

21

Высшая коммерческая школа ВАВТ

16,09

3,18

3,73

4,18

5,00

22

Международный институт менеджмента ЛИНК

16,09

3,80

3,68

3,70

4,91

23

Бизнес-школа ВАВТ

9

16,00

3,60

3,70

4,00

4,70

24

Школа бизнеса EMAS (Нижний Новгород)

10

15,80

3,40

3,20

4,40

4,80

25

Бизнес-школа «Синергия»

11

15,40

3,70

3,75

3,30

4,65

26

Банковский институт ВШЭ

12

15,07

3,77

3,15

3,69

4,46

27

Moscow Business School

13

14,58

3,49

3,57

2,80

4,72

Источник: www.mba.su


Рисунок 4. Стоимость программ Executive МВА в российских бизнес-школах осенью 2016 г. (в тыс. руб.)


Источник: www.mba.su

Мы пойдем своим путем?

Так получилось, что отечественный рынок бизнес-образования оказался исторически оторванным от мирового рынка и вынужден двигаться собственным путем. Например, по мнению Андрея Шапенко, руководителя проектов Института исследования развивающихся рынков Московской школы управления СКОЛКОВО, «в стране нет ни одной полноценной full-time (стационарной) программы МВА, а сама степень МВА не может рассматриваться как «знак качества» управленца, как, например, в США. Образовательная экосистема в России не предлагает широкого спектра продуктов, а количество дипломных программ, проводимых совместно с международными школами, и вовсе ничтожно. Такая логика развития характерна для страны с быстрорастущей экономикой, где локальный опыт и связи ценятся больше, чем глобальное образование».

Андрей Шапенко считает, что прежние шаблоны уже не работают, и бизнес вынужденно ищет новые точки роста. Как это отразится на специфике делового образования, какие тренды существуют на этом рынке сегодня?

По его мнению, в периоды кризиса растет спрос на короткие образовательные программы — от четырех до восьми месяцев и меньше. «Выход» из работы на длительный срок для вечно занятого топ-менеджера грозит потерей контроля над ситуацией. Бизнес-образование здесь и должно стать краткой, хорошо продуманной, интенсивной встряской, открывающей новые концепции, позволяющей взглянуть на проблемы иначе и дать конкретный инструментарий для решения сложных вопросов.

Шапенко уверен, что управленцы и собственники бизнеса устали от тренингов, не дающих по факту ничего нового, но количество которых еще совсем недавно росло в геометрической прогрессии. Сегодня не хватает продуманной стратегии обучения и менторов, способных провести слушателя по персональной образовательной траектории. Конечно, тренинги не исчезнут, но аудитория, желающая большего, будет приходить в бизнес-школы.

Так, руководитель проектов Института исследования развивающихся рынков Московской школы управления СКОЛКОВО уверен, что спрос на получение более глубоких знаний будет постепенно расти среди компаний малого и среднего бизнеса. «Этот сегмент всё еще не охвачен обучением, во многом в силу сложившегося стереотипа, что «бизнес-образование — это для корпораций». В России не хватает программ для предпринимателей, но предпринимательская культура есть, как есть и успешные примеры выстраивания реальных бизнесов с нуля. Многие хотят создать эффективную финансовую или организационную модель, определить точки роста, найти новых партнеров».

Андрей Шапенко считает, что слушатели приходят на МВА в том числе «в поисках смыслов». В период кризиса топ-менеджеры остаются один на один с вызовами и проблемами, им не хватает советов единомышленников. А в бизнес-школах, помимо знаний, можно получить эмоциональную поддержку, разобраться в собственных мотивациях и устройстве этого несовершенного мира.

Набор дисциплин в мировых и российских программах МВА стандартный: стратегия, лидерство, маркетинг, финансы, управление… Таким же он был и десять, и двадцать лет назад. Именно консервативность моделей мировых бизнес-школ и университетов не дает возможности оперативно реагировать на запросы рынка. И здесь отечественные школы находятся в более предпочтительной ситуации. Надо только понять, что нужно рынку, и предложить продукт, который сможет принести бизнесу реальную пользу.

Ольга Владимирова, обозреватель журнала Business Excellence

01.05.2017

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU