Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Профессиональное долголетие: сохранить, укрепить, приумножить

«Business Excellence» Сентябрь 2017

Рубрика: Дело
Автор(ы): Е. Жидкова

Начальник Центральной дирекции здравоохранения — филиала ОАО «РЖД» Елена Жидкова не понаслышке знает, какое важное значение имеет хорошее здоровье работников не только для работодателей, но и для экономики в целом.

  • Железнодорожное здравоохранение — должно быть, крупнейшая в России система охраны здоровья, поэтому вы, как никто другой, сможете рассказать читателям, зачем работодателю заботиться в этом плане о своих работниках.
  • Сеть здравоохранения «РЖД–Медицина», работающая по принципам производственной медицины, является крупнейшей не только в нашей стране, но и в мире: она объединяет 172 медицинских учреждения в 75 регионах России. Что касается заботы о здоровье сотрудников — приведу несколько цифр, чтобы не быть голословной.

Собственная система здравоохранения только за последние три года позволила ОАО «РЖД» сэкономить почти восемь млрд руб. Подготовка одного работника железнодорожного транспорта обходится нам в сумму около 700 тыс. руб., поэтому заболевание каждого из них стоит компании значительных убытков. В этой связи почти 100% работников ОАО «РЖД» регулярно проходят диспансеризацию, причем с индивидуальным подходом к особенностям состояния их здоровья. Даже продолжительность жизни у работников нашей компании немного больше, чем общенациональная.

Безусловно, наша главная задача — сохранение профессионального долголетия работников компании, и мы постоянно совершенствуем пути ее решения. Так, в 2010 году в целях модернизации комплексной работы по улучшению условий труда на объектах РЖД, профилактики профессиональной заболеваемости и снижения уровня производственного травматизма была создана координационно-управленческая вертикаль. Она представлена Центральной комиссией по охране труда и здоровья работников РЖД, одноименными региональными комитетами, инженерно-врачебными бригадами (ИВБ) в структурных подразделениях филиалов.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что целью деятельности ИВБ является не только улучшение условий труда и отдыха работников, но и формирование у них культуры безопасности на рабочем месте и пропаганда здорового образа жизни. В настоящее время в структурных подразделениях филиалов компании функционируют более 1500 ИВБ, в которых занято более 700 цеховых терапевтов негосударственных учреждений здравоохранения «РЖД–Медицина». Основные функции цехового терапевта включают участие в проведении диспансеризаций, предрейсовых медицинских осмотров, работе врачебных комиссий, инженерно-врачебных бригад, школ здоровья, санитарно-просветительной работе и т.д.

К сожалению, в нашей стране отсутствует такая специализация как «производственная медицина». Цеховой врач-терапевт (а это ключевая фигура в данной сфере) получает специальные знания только в процессе своей непосредственной деятельности, в течение многих лет нарабатывая опыт по проведению предварительных, периодических, предрейсовых (или предсменных) медицинских осмотров, принимая участие в работе врачебных комиссий, психофизиологическом обеспечении, работая в составе инженерно-врачебных бригад.

Наконец, сохранение здоровья работников напрямую связано с обеспечением безопасности движения. Следует отметить, что проблемы безопасности движения на транспорте существуют во всем мире, значительная доля аварийных ситуаций связана с так называемым «человеческим фактором», т.е. с состоянием здоровья человека, управляющего транспортным средством. Результатом нашей работы в этом направлении является сохранение жизни людей, грузов, подвижного состава и обеспечение бесперебойности движения.

  • Какое место в системе охраны здоровья работающих должны занимать профилактика и реабилитация?
  • О профилактике я уже сказала. Что касается реабилитации, то в сети «РЖД–Медицина» ведется большая работа по созданию единой системы медицинской реабилитации на основе принципа преемственности лечебно-диагностического, реабилитационного процессов и санаторно-курортного оздоровления. Причем система санаторно-курортного обслуживания выведена в отдельную дочернюю структуру — акционерное общество «РЖД–ЗДОРОВЬЕ». Она располагает сетью собственных санаториев и пансионатов, расположенных в лучших курортных регионах России.

Работе на железнодорожном транспорте сопутствуют большие физические нагрузки, неблагоприятные условия труда и эмоциональное напряжение. Влияние негативных факторов испытывают на себе в первую очередь локомотивные и поездные бригады, движенцы, путейцы. Чаще всего работники этой сферы страдают от заболеваний костно-мышечной системы, нервной системы и системы кровообращения. Большинство отраслевых санаториев нацелено на лечение именно этих заболеваний.

  • Когда речь идет о системе здравоохранения ОАО «РЖД», предполагается, что она занимается лишь здоровьем работников данного ведомства?
  • Здравоохранение является неотъемлемой частью работы железных дорог. Безусловно, приоритетными задачами учреждений «РЖД–Медицина» наряду с медицинским обеспечением безопасности процесса перевозок являются экспертиза профессиональной пригодности, предупреждение профессиональных заболеваний и производственного травматизма работников компании, оказание первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи им и членам их семей, а также неработающим пенсионерам железнодорожного транспорта.

Однако более 60% пациентов учреждений «РЖД–Медицина» на сегодняшний день не являются сотрудниками или ветеранами холдинга, растет число граждан, прикрепленных в рамках системы обязательного медицинского страхования. К слову, основной доход (более 65%) приносят не работники компании, а внешний рынок. Для того, чтобы наша работа стала еще более эффективной, надо увеличить этот показатель до 72%, и этой цифры мы планируем достичь в ближайшее время.

Вообще, в некоторых регионах учреждения «РЖД–Медицина» являются единственными лечебными базами, где могут обслуживаться жители отдельных населенных пунктов. Кроме того, в настоящее время действуют пять передвижных консультативно-диагностических центров (ПКДЦ), созданных на базе железнодорожных вагонов, которые оказывают медицинскую помощь жителям отдаленных регионов: «Хирург Николай Пирогов» (Северная железная дорога), «Здоровье» (Западно-Сибирская железная дорога), «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)» (Красноярская железная дорога), «Академик Фёдор Углов» (Восточно-Сибирская железная дорога), «Терапевт Матвей Мудров» (Дальневосточная железная дорога).

В ПКДЦ работают не только терапевты, но и врачи-специалисты: невролог, эндокринолог, офтальмолог, кардиолог, гинеколог, стоматолог, хирург, оториноларинголог, дерматовенеролог, выполняются рентгеновская, ультразвуковая, функциональная диагностика, эндоскопические исследования, клиническая лабораторная диагностика. В зонах обслуживания ПКДЦ проживают около миллиона железнодорожников и пенсионеров железнодорожного транспорта и более двух миллионов населения муниципальных образований. Например, в 2015 году число обращений к врачам-специалистам составило более 154 тысяч, из которых на жителей муниципальных образований приходится 82 %. Сейчас, понимая острую необходимость оказания помощи в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах России, мы приняли решение модернизировать ПКДЦ.

  • В целом, на ваш взгляд, насколько продуктивным является взаимодействие с регионами?
  • Мы рассчитываем на еще более тесное взаимодействие. Неслучайно в мае этого года местом проведения Медицинского совета Центральной дирекции здравоохранения — филиала ОАО «РЖД», посвященного вопросам интеграции наших медицинских учреждений в национальную систему здравоохранения России, стала Владимирская область.

Мы договорились с руководством области совместно развивать приоритетные для региона направления здравоохранения: реабилитацию, терапию, неврологию, хирургию, в том числе высокотехнологичную. В рамках этого соглашения лечебные учреждения «РЖД–Медицина» перепрофилируются на актуальные для Владимирского региона направления и оснащаются дополнительно. Область, таким образом, получает хорошую лечебную базу и, в свою очередь, обеспечивает полную загрузку учреждений «РЖД–Медицина». Есть интересные проекты и в других регионах страны. Самое важное — донести до населения территорий, что учреждения «РЖД–Медицина» — это полноправные участники системы обязательного медицинского страхования и национальной системы здравоохранения, поэтому в них могут лечиться не только железнодорожники.

  • Учреждения сети «РЖД–Медицина» с каждым годом все активнее участвуют в системе государственных гарантий. Однако, вероятно, еще есть потенциал для дальнейшей интеграции в национальную систему здравоохранения?
  • По нашему мнению, в сложных социально-экономических условиях особенно важным является создание такой системы здравоохранения в общенациональном масштабе, которая позволила бы консолидировать усилия всех министерств, ведомств, органов управления государственными фондами и организациями, а также медицинских организаций: государственных, ведомственных, частных. Это позволит снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, будет способствовать более рациональному использованию финансовых ресурсов, приведет к увеличению доступности медицинской помощи, повысит ее качество.

Летом этого года ОАО «РЖД» и Минздрав России подписали соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения, основная цель которого — обеспечить эффективное взаимодействие в решении вопросов обеспечения населения медицинской помощью. Сотрудничество с Минздравом России позволит нам осуществлять совместные программы по использованию наших лечебно-профилактических учреждений для улучшения здоровья населения, повысит эффективность взаимодействия с государственной системой здравоохранения.

Совместная работа позволит обеспечить равноправное участие сети «РЖД–Медицина» в реализации территориальных программ оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.

  • Расскажите о возможностях, которые открывает перед вашими пациентами использование высоких технологий.
  • Развитие высокотехнологичной медицинской помощи — одно из приоритетных направлений нашей работы. Наши учреждения имеют лицензии на право оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь по 14 профилям. На базах учреждений функционируют специализированные центры по кардиологии, нейрохирургии, травматологии, онкологии и другим направлениям.

Продолжая тему оказания медицинских помощи в отдаленных и труднодоступных регионах России, хочу сказать несколько слов о наших телемедицинских технологиях.

За последние несколько лет технический прогресс сделал существенный шаг вперед. Сегодня пациент может мгновенно получить медицинскую услугу при помощи сервисных мобильных приложений. Телемедицинские технологии делают медицину доступной даже в самых дальних регионах. Учитывая географическую специфику нашей страны, такие технологии являются крайне востребованными.

Сеть здравоохранения «РЖД–Медицина» располагает самой масштабной телемедицинской системой в России, которая имеет более 50 точек доступа. Мы можем смело сказать, что в этом направлении у нас нет равных.

Наша телемедицинская сеть позволяет осуществлять дистанционные консультации пациентов с ведущими специалистами российских и зарубежных клиник, а также проводить дистанционный контроль состояния здоровья сотрудников с использованием телемедицинских технологий, что очень важно для крупных предприятий с широкой филиальной сетью.

Также хочу отметить, что около 90 % предрейсовых осмотров работников локомотивных бригад проводятся с использованием автоматизированной системы, что позволяет осуществлять динамический контроль их здоровья и функционального состояния. Система объединяет в едином информационном пространстве работников кабинетов предрейсовых осмотров, цеховых терапевтов, психологов, а также специалистов дирекций здравоохранения на железных дорогах и в Центральной дирекции здравоохранения. В рамках единой информационной сети работают 859 терминалов кабинетов ПРМО, 565 терминалов цеховых терапевтов и психологов, 62 административных терминала.

Наконец, широкие возможности открываются перед нашими специалистами в области повышения их профессиональной квалификации: в рамках системы непрерывного образования медицинского персонала активно внедряется дистанционное обучение. Центр постдипломного образования постоянно обновляет состав курсов и программ обучения, доступных в дистанционном режиме.

  • Системе здравоохранения ОАО «РЖД» свыше 170 лет. Это налагает большую ответственность за ее дальнейшее развитие…
  • История железнодорожной медицины в России началась в 1844 году, когда стартовало строительство железной дороги Москва – Санкт-Петербург, при которой были организованы десять временных лазаретов для оказания медицинской помощи строителям. Первое полномасштабное железнодорожное лечебное учреждение возникло в 1854 году на Николаевской дороге. Там появились врачебная служба и фельдшерские пункты, а на станции Бологое открылась больница на 10 коек с врачом, двумя фельдшерами и вспомогательным персоналом.

Почти 30 лет спустя начали разрабатываться научно-практические основы врачебной службы железных дорог. Это произошло по инициативе врача Николаевской железной дороги Эдуарда Ландезена: он выступил с идеей организовать секцию железнодорожных врачей в рамках VI Съезда русских естествоиспытателей и врачей. А в 1898 году железнодорожной медицине впервые было полностью посвящено отраслевое мероприятие — I Совещательный съезд железнодорожных врачей русских железных дорог.

Так что, действительно, наша богатая история обязывает нас не уронить честь мундира. И мы всеми силами стараемся держать марку. Надо сказать, что учреждения здравоохранения »РЖД–Медицина» обладают значительным авторитетом в медицинском сообществе, а их услуги пользуются огромным спросом у пациентов. Неоднократно номинантами в конкурсе «Лучшее лечебно-профилактическое учреждение» становились наши центральные и дорожные больницы различных регионов (Москва, Челябинск, Ростов-на-Дону, Чита и др.).

Например, согласно исследованиям рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2010, 2012 и 2013 годах в номинации «Цена — качество» НУЗ «Центральная поликлиника ОАО «РЖД» трижды занимала первое место среди всех амбулаторно-поликлинических учреждений города Москвы. Это старейшее учреждение отрасли, основанное в 1922 году, в настоящее время является современным многопрофильным амбулаторно-поликлиническим центром.

Сегодня в условиях растущей конкуренции среди учреждений здравоохранения большое значение приобретает формирование положительной репутации. Основой позитивного имиджа учреждений здравоохранения »РЖД–Медицина» является высокое качество оказываемой медицинской помощи. Работа в этом направлении — наша приоритетная задача.

Досье

Елена Жидкова, начальник Центральной дирекции здравоохранения — филиала ОАО «РЖД».

С 2011 г. — заместитель начальника отдела реализации медицинских услуг Московской детской городской клинической больницы, с 2013 г. — руководитель консультативно-диагностического центра. В 2014 г. возглавила амбулаторно-поликлиническую службу данного учреждения. В 2016 г. назначена на должность начальника Департамента здравоохранения ОАО «РЖД». Начальником Центральной дирекции здравоохранения — филиала ОАО "РЖД" является с мая 2016 г. С января 2017 г. — председатель Совета директоров АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ».

12.09.2017

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU