Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Здоровый сотрудник — залог успешного бизнеса компании: опыт «РЖД–Медицина»

«Business Excellence» Сентябрь 2017

Рубрика: Главная тема

Сеть здравоохранения ОАО «РЖД»«РЖД–Медицина» — самая крупная в России сеть негосударственных учреждений в индустрии здоровья. Учреждения сети здравоохранения «РЖД–Медицина» имеют передовой опыт производственной и транспортной медицины. Одна из приоритетных задач сети «РЖД–Медицина» — использование этого опыта в партнерстве с организациями и предприятиями в сферах, выходящих за рамки железных дорог.

Деятельность в области производственной медицины — важнейшее направление развития сети здравоохранения «РЖД–Медицина». Накопленный за многие десятилетия успешный опыт, а также уникальные подходы к сохранению профессионального долголетия работников сегодня могут использоваться не только в сфере железнодорожного транспорта, но и при сотрудничестве с организациями, задействованными в самых разных профессиональных отраслях. Для каждой организации-клиента в соответствии с ее потребностями формируется индивидуальный комплекс мероприятий, включающий полное медицинское сопровождение, профилактическую и просветительскую работу с коллективом, консультационные услуги для руководящего звена. Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить стойкий экономический эффект для работодателей, который достигается снижением затрат на временную нетрудоспособность и повышением производительности труда через создание комфортных условий для сотрудников.

Система экспертизы профпригодности

Экспертиза профессиональной пригодности в сети здравоохранения «РЖД–Медицина» организована по иерархическому принципу. Функционирует трехуровневая система врачебно-экспертных комиссий, которые проводят обязательные медосмотры и определяют профессиональную пригодность работников, чья производственная деятельность связана с движением поездов и маневровой работой, тяжелыми работами, протекает во вредных и (или) опасных условиях.

На базах учреждений «РЖД–Медицина» действует 161 врачебная комиссия, открыто более 1500 кабинетов предрейсовых медицинских осмотров, в задачу которых входит медико-психологическое обеспечение безопасности движения поездов в условиях высокой интенсивности труда работников локомотивных бригад. В 2016 г. проведено 1,5 млн. экспертных медицинских освидетельствований. Кроме медицинского обеспечения безопасности движения поездов, работа комиссий имеет профилактическую направленность. Она нацелена на своевременное выявление заболеваний, проведение адекватного лечения, сохранение здоровья и профессионального долголетия работников железной дороги.

В случае признания профнепригодности и в сложных экспертных случаях работник направляется на региональную комиссию. При необходимости проводится очное освидетельствование или заочное консультирование в Центральной врачебно-экспертной комиссии в Москве, в том числе — в режиме видеоконференцсвязи, что позволяет сократить временные затраты и уменьшить финансовые расходы компании.

С 2014 г. ежегодно увеличивается количество работников, которые получают заочные консультации в региональных и центральных комиссиях; уменьшается число вызываемых на очное освидетельствование. При этом существенно снижается количество работников, признанных профессионально непригодными, от общего числа осмотренных региональными комиссиями (2014 г.— 34,4%, 2015 — 15,9%, 2016 — 18,4%) и ЦВЭК (2016 г. — 22,4%).

При наличии медицинских противопоказаний, поддающихся коррекции, региональная или центральная комиссия выносит заключение «временно не годен». Определяются индивидуальные сроки переосвидетельствования. Решение изменяется по результатам лечения, с учетом трудового прогноза, что позволяет сохранить в профессии квалифицированных работников.

Таким образом, благодаря трехуровневой системе врачебно-экспертных комиссий 70–80% работников с выявленными медицинскими противопоказаниями к работе, связанной с обеспечением безопасности движения поездов, после проведенного обследования и лечения возвращаются в профессию.

Медико-психологическая служба

Становление и развитие психологической службы на железнодорожном транспорте России берет начало с 1924 г., когда была организована первая психофизиологическая лаборатория. Разработки ее сотрудников позволили уже к 1929 г. создать общую схему профотбора, составить психограмму 20 транспортных профессий, сформировать требования и противопоказания к приему в профтехшколы транспорта.

Новый подъем в развитии психологической службы произошел в начале 1980 гг., когда внедрение профессионального психофизиологического отбора работников локомотивных бригад позволило заметно повысить уровень безопасности движения поездов и снизить количество браков по вине человека.

Уже с 1998 г. психофизиологическая служба наряду с проведением профотбора осуществляет и другие задачи, направленные на поддержание высокого уровня работоспособности, профессиональной надежности и сохранение здоровья работников. В настоящее время это важная составляющая системы обеспечения безопасности движения поездов.

На сегодняшний день психофизиологическая служба — это:

  • 237 подразделений;
  • свыше 570 специалистов;
  • свыше 96 тыс. обследований по профотбору (в том числе работающих сотрудников);
  • свыше 510 тыс. обследований по диагностике функционального состояния работников локомотивных бригад;
  • свыше 361 тыс. работников, прошедших курсы восстановления и коррекции функционального состояния.

С 2009 по 2016 г. проведен ряд научных работ, по результатам которых разработан перечень методической документации для специалистов психофизиологических подразделений.

Необходимость совершенствования системы мониторинга и коррекции функционального состояния сотрудников локомотивных бригад обусловлена усложнением характера и условий работы, повышенными требованиями к надежности деятельности сотрудников.

Несмотря на модернизацию технической базы (появление систем автоведения, контроля бодрствования машиниста и др. разработки), ключевым звеном в системе управления локомотивом по-прежнему остается машинист, и от точности его работы во многом зависит безопасность железнодорожного движения. Продолжающееся усложнение техники только усиливает значимость человека-оператора и вместе с тем предъявляет повышенные требования к уровню его интеллектуальной, эмоциональной и психофизиологической подготовленности.

Высокая цена ошибочных действий и специфические условия труда локомотивных бригад обусловливают необходимость разработки методов по повышению качества психофизиологического обеспечения сотрудников, а именно: совершенствование научных подходов к оценке влияния факторов профессиональной деятельности на надежность работников; исследование закономерностей изменения функционального состояния организма в процессе труда; разработки психофизиологических методов сохранения и восстановления профессиональной работоспособности; оптимизации режимов труда, отдыха и условий деятельности.

Возможности цифровой производственной медицины

Эффективность процессов контроля здоровья работников обеспечивает цифровая производственная медицина. В медицинских учреждениях РЖД функционируют системы электронных врачебно-экспертных комиссий. Из 20 млн. осмотров работников локомотивных бригад, в среднем проводимых за год, до 90% осуществляется с использованием автоматизированных систем предрейсовых медицинских осмотров. Возрастает количество работников, получающих возможность дистанционного контроля состояния здоровья.

Качественное улучшение системы управления здравоохранением в сети учреждений «РЖД–Медицина» реализовано за счет сокращения времени реагирования управляющих звеньев, организации более четкого и оперативного взаимодействия структур различного уровня (фельдшеры, цеховые терапевты, психологи депо, специалисты дирекций здравоохранения) на базе единого информационного пространства.

Система автоматизации проведения предрейсовых медицинских осмотров внедрена с 2005 г. С использованием АСПО проводится мониторинг функционального состояния и состояния здоровья работников локомотивных бригад с симптомами недосыпания, стрессовых состояний и заболеваний широкого профиля на ранней стадии развития (выделение группы повышенного риска). Это дает возможность заблаговременно и эффективно воздействовать непосредственно на ядро проблем, составить план профилактических мероприятий по снижению рисков, связанных с человеческим фактором, а затем контролировать и корректировать ход их выполнения.

Применение предупредительных мер позволяет цеховым терапевтам с помощью мониторинга заблаговременно выявлять работников с симптомами стрессовых состояний или на стадии предболезни и за счет превентивных лечебных мер предупреждать развитие опасных болезней. Также удается определить скрытый контингент работников, у которых во время поездки может произойти обострение имеющегося заболевания, и как результат — неадекватное реагирование на текущую ситуацию.

Применение запретительных мер позволяет по результатам проведения предрейсовых осмотров отстранять от рейса работников, как не укладывающихся в установленные цеховым врачом индивидуальные нормы по показателям давления и частоте сердечных сокращений, так и при обнаружении признаков заболевания, либо обнаружения алкоголя в парах выдыхаемого воздуха.

В результате удалось не только качественно улучшить состояние здоровья большой социальной группы, но и изменить отношение работников к своему собственному здоровью, сформировать мотивацию к здоровому образу жизни.

Стандартизация медицинской помощи внутри сети «РЖД–Медицина»

Перед системой здравоохранения ОАО «РЖД» сегодня стоит задача интеграции в государственную систему здравоохранения. В этом году все железнодорожные больницы и поликлиники стали работать под единым брендом «РЖД–Медицина», но впереди следующий, более важный шаг — построение унифицированной системы менеджмента качества медицинской помощи.

«РЖД–Медицина» — самая разветвленная сеть медицинских учреждений в России, обслуживающая пациентов не только из различных регионов России, но и из других стран. После объединения в одну структуру организационные процессы всех подразделений компании управляются централизованно — через Центральную дирекцию здравоохранения ОАО «РЖД».

В настоящее время проводится серьезная и длительная работа по стандартизации деятельности поликлиник и больниц, в рамках которой будут приняты единые требования к качеству обслуживания пациентов и управлению медицинскими учреждениями. Согласно долгосрочной национальной стратегии развития здравоохранения, до 2020 г. 95% лечебно-профилактических организаций должны внедрить у себя систему контроля качества медицинской помощи. И «РЖД–Медицина» может стать первопроходцем в этом направлении: на первом этапе разработать собственный стандарт управления качеством, а затем поделиться положительным опытом с другими лечебными организациями.

Итогом стандартизации должно стать обеспечение населения нашей страны квалифицированными и безопасными медицинскими услугами вне зависимости от территории проживания и уровня учреждения. Кроме того, внедрение единых сетевых подходов к оказанию медицинской помощи в рамках всей сети «РЖД–Медицина» позволит создать пул учреждений более чем в 70 регионах нашей страны, которые могли бы стать надежными партнерами для местного бизнеса в рамках реализации программ производственной медицины.

СТАТИСТИКА

Сеть здравоохранения ОАО «РЖД» — «РЖД–Медицина» включает в себя 172 учреждения здравоохранения в 75 субъектах Российской Федерации, где трудится более 60 тыс. медицинских работников и насчитывается более 30 млн посещений ежегодно.

На базе лечебных учреждений созданы и функционируют научный клинический центр ОАО «РЖД», более 250 кафедр медицинских вузов и научно-исследовательских институтов, 89 центров специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи. Общая кадровая численность составляет 62836 чел., из них врачей — 11904 чел., среднего медицинского персонала — 26900, младшего медицинского персонала — 10104.

12.09.2017

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU