Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии? Призвание — это встреча способностей и страсти, когда дело, которое очень нравится, и дело, которое отлично получается, совпадают. Об этом и многом другом рассказывает читателям нашего журнала сэр Кен Робинсон.
— Сэр Робинсон, говорят, что вы любите рассказывать историю, с которой начинается ваша книга «Призвание». Не могли бы вы поделиться ею и с нашими читателями?
— Да, есть такая история — об уроке рисования у шестилетних детей. На последней парте сидела девочка, которая редко радовала преподавателей внимательностью и прилежанием, но очень любила рисовать. Так было и на этот раз — ученица самозабвенно трудилась над очередным шедевром. Когда заинтригованная учительница спросила, что же она изображает, то девочка, не смутившись, ответила, что рисует Бога. Удивленная учительница возразила: «Но ведь никто не знает, как он выглядит». На это девочка сказала: «Ничего страшного. Зато я знаю, а через минуту это узнают все!».
Эта прекрасная история говорит о том, что маленькие дети обладают поразительной уверенностью в реальности своих представлений. Но, становясь взрослыми, взаимодействуя с несовершенным окружающим миром, мы эту уверенность утрачиваем и перестаем верить в свои творческие способности.
— Почему же так происходит?
— Вам мое утверждение может показаться неправильным, но я считаю, что одной из основных причин является образование. К сожалению, большинство из нас не догадывается о своих истинных талантах и возможностях, не представляет, каких высот может достичь и не предпринимает никаких усилий в этом направлении. Грустно констатировать, что люди не знают, кто они такие на самом деле.
— И такую картину вы наблюдаете на всех континентах?
— Да. Я много путешествую и работаю с людьми из разных стран, сотрудничаю с образовательными учреждениями, корпорациями и некоммерческими организациями. И везде встречаю молодых людей, которые желают понять, в каком направлении им развиваться, но даже не представляют, с чего начинать.
Многие не могут обнаружить своих индивидуальных склонностей, а то, чем они занимаются, не доставляет им никакого удовольствия. Они понятия не имеют о том, что может сделать их счастливыми. Но есть и такие (их меньшинство), которые успешны во всех сферах жизни и страстно увлечены своим делом. Их истории подтверждают: большинству необходимо изменить мнение о себе, о том, как строить жизнь, воспитывать детей, управлять организацией.
Большинство не понимает, к чему лежит душа. Многие уверены, что у них вообще нет способностей. Их талант погребен, как доисторическое ископаемое. Как его открыть? Нужно вести себя по-другому — дать дорогу воображению и креативности.
— Десять лет назад вы опубликовали книгу «Как научиться быть креативным». Хочу вам сказать, что она потрясает до глубины души.
— Три года назад мне предложили ее переиздать: сделать новую обложку, иллюстрации. Спросили, не хочу ли я внести изменения в текст. Я не сразу дал ответ, поскольку сначала решил перечитать эту книгу. И знаете, что произошло? Мне пришлось переписать ее от начала до конца! Одна из причин в том, что за десять лет многое изменилось.
— Например?
— Например, появились новые технологии. Десять лет назад не было смартфонов, айфонов, айпадов, не существовало соцсетей. Воображение и креативность человека прогрессируют, развиваясь вместе с технологиями, а наша способность производить инструменты находится в самом сердце культурной революции и эволюции. Технологии расширяют наши способности и воображение. Мы понимаем, для чего нужна та или иная из них, только когда сами с ней сталкиваемся.
Невысокое мнение о своих природных способностях проявляется в трех ограничениях. Первое из них обусловлено нашими представлениями о наборе личных качеств. Все мы в детстве обладаем огромной силой восприятия, воображения, интеллекта, чувств, интуиции, духовности, но используем лишь малую толику таких щедрых даров или не используем их вовсе.
Второе ограничение вызвано представлениями о том, как данные возможности связаны между собой. Чаще всего мы считаем, что наши разум, тело, чувства и отношения с людьми не зависят друг от друга. И в этом кроется ошибка.
Третье ограничение таится в мыслях о том, до какой степени мы используем личный потенциал для своего роста и развития. И оно только усугубляется.
— Говорят, вы каким-то образом связаны с сэром Полом Маккартни?
— Я родился в Англии и учился в Ливерпульском колледже. На другом конце города находился Ливерпульский институт, одним из студентов которого был Пол Маккартни. Во время учебы он почти всегда слонялся без дела, но вовремя смог найти себя и заменить скучные занятия в институте уроками игры на гитаре. Позже он встретил Джона Леннона, и это определило его судьбу. Вскоре к ним присоединились Джордж Харрисон и Ринго Стар, а мир узнал группу Тhe Beatles.
Затем и колледж, и институт закрылись, их здания пустовали, но впоследствии были восстановлены. Моя бывшая школа превратилась в институт исполнительского искусства, главным спонсором которого является сэр Пол Маккартни. Здесь сочиняют музыку, мечтают о сцене.
Когда мне присвоили звание кавалера Ордена школы, награду на школьной сцене мне вручал сэр Пол. В ответной речи я говорил о необходимости искать свои таланты и предпочтения. А сэр Пол отметил, что всегда любил музыку — но не уроки музыки в школе, где его талант не замечали.
А Элвиса Пресли не приняли в школьный хоровой кружок, сказав, что его голос нарушит звучание всего хора. Известно немало случаев, когда двоечники становились звездами мирового уровня. И напротив, сколько детей покидают школьные стены, разочаровавшись в себе, убежденные в своей никчемности! Причина — в неправильной системе образования.
— Могут ли технологии помочь исправить ошибки системы образования?
— Это должно быть двустороннее движение. Когда я был студентом, посещал библиотеку, где работал по несколько часов. Сейчас каждый может, не выходя из дома, пролистать миллиард страниц в интернете со своего телефона.
Наши отношения с технологиями влияют на чувства, усиливают интеллектуальные способности, меняют ощущение времени. Но и эти технологии очень скоро устареют. Мы идем к сингулярности, когда информацию будет возможно передавать напрямую в мозг.
Может быть, нас ожидает будущее, описанное в фильме «Терминатор»? Вполне возможно, что киборги с искусственным сознанием заменят полицейских и т.п. Недавно, встречаясь с адвокатом по правам человека, я спросил его, будут ли такие киборги нести ответственность. Он ответил: «Да, поскольку они получат возможность принимать решения». — «А будут ли они иметь права?» — продолжил я, и адвокат ответил утвердительно, пояснив: «Если давать права только биологическим людям, это будет расизм плоти». Мнение весьма спорное, но оно имеет место быть.
— В своих выступлениях вы часто говорите о необходимости переосмысления нашей жизни.
— Это важнейшее условие перемен. Сегодня на Земле проживает самое многочисленное поколение в истории человечества — 7,2 млрд чел., а к середине столетия будет девять млрд. Ученые подсчитали, что на планете могут одновременно жить, потреблять топливо, еду и воду 15 млрд чел., — но это если пользоваться ресурсами с такой же интенсивностью, как среднестатистический житель Индии. А если так, как среднестатистический житель Северной Америки, то на Земле смогут одновременно проживать только полтора млрд чел. А нас уже более семи!
Это говорит о необходимости переосмысления того, как мы живем. И вот ирония, к которой я вас подвожу: все проблемы, с которыми сталкивается население Земли, являются результатами человеческой деятельности, его творческого мышления.
Мы всего лишь один из видов животного мира, но нас отличает мощное воображение. Это очень большая сила. Мы способны вспоминать о прошлом, представлять будущее, можем понять точку зрения собеседника. Воображение провоцирует не только проблемы, но и все человеческие достижения, оно приводит к развитию культуры. Но для того, чтобы заставить его работать, необходимо подключить творческое мышление. Именно образование способствует созданию благополучных условий для жизни. Если мы не задумаемся об этом, то будем вынуждены жить в условиях, которые для нас неприемлемы. Я трачу много времени на то, чтобы внедрить мысль: образование должно опираться на креативность. Только в этом случае нас ожидает эпоха процветания.
— Мы начинали разговор с вашей книги «Призвание». Ею бы хотелось и закончить. Какое определение призванию вы могли бы дать?
— Призвание — это точка соприкосновения природных способностей и личных предпочтений. Точка гармонии интеллекта и таланта. Людей, которые смогли найти свое призвание, объединяет одно: они занимаются тем, что им нравится, будучи в полной гармонии с собой. Для них и время течет по-иному.
Обретение призвания позволяет выйти за рамки банальных представлений о наслаждении и счастье. Мы говорим не просто о приятном времяпрепровождении, закатах солнца или вечеринках. Когда человек находится в своей стихии, он осознает себя гармоничной личностью, имеет фундаментальные ценности и цели, удивительно ясно понимает, кем является на самом деле и каково его истинное предназначение в жизни. Вот почему многие из тех, о ком рассказывается в этой книге, описывают обретение своей стихии как прозрение.
— Как обнаружить свое призвание?
— Четкой формулы не существует. Необходимо учитывать, что человек не ограничен лишь одной способностью. Некоторые по-настоящему талантливы в разных сферах и чувствуют одинаковую страсть к нескольким делам одновременно. А кто-то полностью поглощен единственной идеей, которая приносит ему колоссальное удовлетворение.
Нет и не может быть никаких правил на этот счет, но возможно сформулировать основные элементы призвания, чтобы видеть, с чего начинать его поиск. Это способность и страсть к какому-либо делу. Когда они имеются, можно рассуждать по следующей схеме: у меня это есть — я это люблю — я этого хочу — где это найти.
Высказывания Кена Робинсона
***
Очень многие люди неспособны обнаружить свои таланты: система расставляет свои приоритеты, она поощряет одни способности и маргинализирует большинство других.
***
Быть на своем месте — не значит быть успешным с коммерческой точки зрения. Но это гарантирует духовное удовлетворение.
***
Большинство людей не представляют себе, на что они способны, не знают, в чем на самом деле состоят их таланты, каковы их возможности. И многие потому заключают, что у них вообще нет никаких талантов.
***
Я убежден, что наиболее важное отличие человеческого существа от всех прочих — это сила воображения.
***
Если вы не будете готовы ошибаться, вы никогда не сможете придумать что-нибудь оригинальное.
ДОСЬЕ
Сэр Кен Робинсон
Автор книг, спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях. Работал директором Школы художественных проектов (The Arts in Schools Project, 1985—1989 гг.), профессором кафедры художественного образования в Уоркском университете (1989—2001 гг.). В 1998 г. возглавлял комиссию по креативности, образованию и экономике в правительстве Великобритании, где подготовил получивший широкий резонанс доклад «Наше будущее: креативность, культура и образование» (The Robinson Report). Речь на ТЭД-конференции «Как школы убивают способность творчески мыслить» была скачана более четырех млн раз. Являлся одним из четырех международных советников правительства Сингапура в период реформ с целью превратить Сингапур в креативный центр Юго-Восточной Азии. В 2003 г. посвящен королевой Великобритании Елизаветой II в рыцари за служение искусствам.
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU