Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиЖурнал Business Excellence выступил одним из информационных партнеров семинара «Дао Toyota. Секрет бережливого производства», организованного компанией BBI — Best Business Idea. Спикер семинара — Джеффри Лайкер, профессор промышленного и операционного производства университета Мичигана, член Зала славы Ассоциации промышленного совершенства. Один из тех людей, кто способен изменить мир к лучшему.
С философии, ведь успех — это всегда изменение сознания.
Система бережливого производства сформировалась в послевоенные годы в Японии как определенная философия, когда компания «Тойота» вместе со всей страной пыталась выжить в условиях жесточайшего экономического кризиса. В результате предприятие создало свою собственную производственную систему — TPS (производственная система «Тойоты»).
В 1970–80-х гг. американцы, которые начали резко терять лидирующие позиции даже на внутреннем автомобильном рынке, воодушевились успехами японских производителей и ринулись активно изучать феномен «Тойоты». У других компаний, конечно же, имелись свои системы, но в основном это были менее удачные копии. В результате TPS пришла в США и трансформировалась, преломившись через призму западной ментальности. Так появился термин «лин» — иной подход к производству, иной подход к проблеме, иной подход к бизнесу в целом. Но, к сожалению, он всё же сильно отличался от японского, главным образом — стремлением достичь быстрых результатов и отсутствием собственной философии, потому что лин — это, прежде всего, система ценностей: если она есть, компания растет, нет — всё разваливается. Как известно, в основе философии «Тойоты» — три составляющие: высочайшее качество для клиента на каждом этапе процесса, точно в срок и по минимальной стоимости плюс непрерывное совершенствование. Система «Тойоты» — это видение компании, которое поддерживается каждым подразделением.
В большинстве же западных вариантов основной акцент делается на инструментарии. В то время как «Тойота» оптимизировала поток, в Америке при массовом производстве оптимизировали элементы. Да, они получают быстрый, практически 100-процентный результат. Но есть еще одна статистика: 90% всех компаний избавляются от консультантов и приостанавливают программы лин. Такие вот противоречивые данные. Дж. Лайкер их легко объясняет: «Дело в том, что 100-процентный результат — это успех на отдельных программах, и дается он легко. Но со временем, без непрерывного совершенствования, без ежедневной работы на результат все достижения нивелируются». Успех — величина не статическая, успех — это постоянная динамика. Именно поэтому «Тойота» уже более 60-ти лет остается рентабельной вопреки рецессиям, обвалам рынка и любым кризисам. «Тойота» — гибкая организация, ее политика базируется на долгосрочном стратегическом видении, способности адаптироваться, внедрять инновации и вводить изменения. Но базовая философия компании не меняется — она абсолютно универсальна.
Когда пытаешься найти корреляцию между факторами, которые приводят к успеху или поражению, на первый план, по мнению Дж. Лайкера, выходит только один — лидерство. Лучшие предприятия обязательно имеют талантливое руководство. Новое глобальное движение (лин) породило и новый тип управленцев, которые способны принять и эффективно применять на практике его методы, — это так называемые лин-лидеры.
Лидерство неоднородно. Во многих компаниях, например, активно применяется командно-контрольная модель управления, где руководитель — главный: только он принимает решения, формирует стратегию, видение, и делает это, отдавая приказы. Командно-контрольная система всегда идет сверху вниз, но это не лучший вариант. Управление в духе лин антагонистично такой модели, поскольку в бережливом производстве много разных вариантов лидерства (рис. 1). Поэтому лин-преобразования следует начинать с главного — смены стиля управления в компании.
Итак, резюмирует Дж. Лайкер, у нас есть философия, есть лидеры. С чего же начинается внедрение системы лин на предприятии?
На первом этапе — с выбора конкретного проекта (необходимо сконцентрировать усилия на деятельности, являющейся ключевой для компании, т.е. приносящей максимальную прибыль) и определения вызова, который направит энергию сотрудников на реализацию того, что они никогда не делали. Задача должна быть труднодостижимой, но, тем не менее, осуществимой и обязательно превышающей текущий потенциал компании. Только тогда коллектив начнет учиться: люди будут вынуждены заниматься инновациями. Большинство креативных решений рождается в ситуациях ограничений. Если всё дается легко, в чем смысл инноваций?
Определив основную идею, многие компании сразу начинают работать над ее достижением, но это системная ошибка: нельзя добиться всего и сразу. К решению главной задачи следует идти постепенно, разбив свою деятельность на подэтапы, ставя себе краткосрочные цели (рис. 2). И так, маленькими шажками, в полном соответствии с философией «Тойоты», двигаться к реализации амбициозной цели. Программа — это не готовый набор инструментов (что очень важно), поэтому всегда надо начинать с малого: конкретная область, конкретная проблема…
Очень часто мы запускаем какую-то программу, достигаем определенного уровня, а потом откатываемся назад. К сожалению, многим хочется верить, что после внедрения практики лин в компании всё будет работать само собой. Однако в большинстве случаев проходит какое-то время, и система начинает давать сбои. В действие вступает энтропия навыков — закон необратимого рассеивания энергии, согласно которому любая система старается вернуться в свое стабильное состояние (рис. 3). И если для ваших сотрудников было нормально собирать столько-то деталей за час, то выполнять тот же объем работ в разы быстрее для них абсолютно неестественно, поэтому, согласно закону энтропии, все достигнутые показатели будут стремиться к исходной точке.
Всякий раз, внедряя изменения, мы допускаем, что существует сила, которая будет противостоять, стараясь нивелировать прогресс. Как только начинаются попытки игнорировать проблему, она вкрадывается в процессы. Пока команда лин на предприятии, всё работает, как только она ушла, положение ухудшается. И так — на любом производстве, где лин насаждают принудительно или он является временным проектом.
Материал подготовила
Наталья Быкова
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU