Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Квалификация имеет прямое отношение к компетентности, но это разные понятия.
На мой взгляд, компетентность определяется наличием результатов, которые можно измерить, посчитать или сравнить. Есть успешные итоги деятельности — есть компетентность, а если нет — то и компетентности нет, несмотря на наличие знаний, дипломов, высоких должностей и ученых степеней.
Квалификация, согласно словарю, — это уровень развития специальных способностей работника, позволяющий ему выполнить трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде. Однако наличие квалификации не всегда подразумевает компетентность.
Пример: у вас потек кран, приходит сантехник — квалифицированный сотрудник, знающий, как починить такое оборудование, делает свою работу и уходит. Через два дня кран снова течет. Вопрос: компетентен этот специалист или нет? Ответ очевиден.
Мотивация
И здесь возникает вопрос мотивации, т.е. желания и внутренней готовности работника действовать для решения проблемы и достижения результата. В примере с сантехником хорошо видно отличие мотивации от стимулирования: если бы вы предложили ему дополнительные деньги, то он бы, возможно, больше старался.
Итак, мы можем определить стимулирование как действия, которые вынуждены предпринимать другие люди для того, чтобы работник, имеющий низкий уровень мотивации, проявил свою компетентность.
Получаются две формулы:
Компетентность = мотивация + квалификация + 0 стимулирования |
Компетентность = квалификация + низкая мотивация + дополнительное стимулирование |
Если сотрудник мотивирован, т.е. готов сделать всё, что от него зависит, для получения результатов, у него нет потребности в постоянном стимулировании. Если дать такому человеку знания, он с удовольствием их возьмет и будет использовать, при этом не возникнет необходимости заставлять его применять эти знания. Обучать такого сотрудника проще, чем того, кто в этом не заинтересован и имеет низкий уровень мотивации.
Иногда можно наблюдать проявление компетентности при отсутствии квалификации: человек ничему в данной области не учился и специальных знаний не имеет, но работает и получает результаты.
Уровни компетентности
УРОВЕНЬ 1
НЕКОМПЕТЕНТЕН И НЕ ЗНАЕТ ОБ ЭТОМ
На данном этапе человек не видит своих ошибок и считает себя эффективным специалистом. А происходит это потому, что ему либо непонятно, каким должен быть результат его работы, либо работу за него выполняют другие. Таким образом, создается видимость, что это он компетентен.
Что можно сделать?
На данном этапе обучение невозможно. Человек уверен, что меняться должно окружение: клиенты, знакомые, родственники, руководители — кто угодно, только не он. Обучение — это поиск решения практических проблем, пути выхода из которых пока не найдены. А если у человека «нет проблем», то зачем ему учиться?
Важнейшей частью успеха является способность увидеть собственные ошибки и понять, что ты некомпетентен, а затем разобраться, в чем именно.
УРОВЕНЬ 2
НЕКОМПЕТЕНТЕН И ЗНАЕТ ОБ ЭТОМ
«Готов меняться. Хочу научиться. Есть то, что я могу делать лучше. Ищу ответы на вопрос, как справиться с проблемами в такой-то области».
Что можно сделать?
Вот тут просто необходимо обучение. Упражнения и система тренировок по этим упражнениям — это основа успеха. Без систематических занятий материал теряет 80% своей эффективности, а учащийся — результаты, время и деньги.
УРОВЕНЬ 3
КОМПЕТЕНТЕН НАПРЯЖЕННО
Результаты от обучения есть, но во время работы человек сосредоточен на том, как выполнять ее правильно. Нуждается в руководстве, в том, чтобы сверяться с инструкцией. Не совсем естественно ведет себя при практическом использовании навыков. Пример — ученик за рулем.
Что можно сделать?
В это время очень важна правильная практика — т.е. основанная на тех правилах, которые человек изучил. Важно регулярно возвращаться к описаниям техник и внимательно следить за тем, чтобы все действия им соответствовали. Без этого на данном этапе легко отклониться от образцов, незаметно растерять новые навыки и вернуться к прежним.
УРОВЕНЬ 4
КОМПЕТЕНТЕН ЕСТЕСТВЕННО
Работник получает результаты комфортно.
Это то, к чему надо стремиться. При переходе со второго уровня на третий и с третьего на четвертый начинает работать так называемая «зона комфорта».
Теперь вы можете четко оценивать компетентность своих сотрудников, понимать, на каком уровне они находятся, и помогать им переходить с одного на другой.
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU