Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиСуществует статистика, которая говорит, что заниматься бизнесом в России готовы только 2% населения. Люди не хотят открывать собственное дело ни
в каком виде, даже по франшизе. Самая большая российская проблема — отсутствие юридической грамотности и банальное нежелание читать договор. И франчайзеры этим пользуются. В соглашении всегда должно быть прописано, на каких условиях произойдет расторжение договора, если вдруг франчайзи захочет прекратить деловые отношения. Ведь в этом случае именно франчайзи грозят высокие штрафы за выход из системы. Все нюансы должны быть прописаны в договоре. Его нужно очень внимательно изучить, по возможности привлечь грамотного юриста.
О том, как избежать типичных ошибок и где взять деньги
Существует статистика, которая говорит, что заниматься бизнесом в России готовы только 2% населения. Люди не хотят открывать собственное дело ни
в каком виде, даже по франшизе. Самая большая российская проблема — отсутствие юридической грамотности и банальное нежелание читать договор. И франчайзеры этим пользуются. В соглашении всегда должно быть прописано, на каких условиях произойдет расторжение договора, если вдруг франчайзи захочет прекратить деловые отношения. Ведь в этом случае именно франчайзи грозят высокие штрафы за выход из системы. Все нюансы должны быть прописаны в договоре. Его нужно очень внимательно изучить, по возможности привлечь грамотного юриста.
Очень важно, чтобы будущий франчайзи активно интересовался темой франчайзинга, внимательно изучал документы, узнавал всю информацию о сети, с которой планирует сотрудничать: узнал, кто первые лица, были ли судебные разбирательства и многое другое. Очень важно до заключения договора понять саму действующую систему, пообщаться с другими франчайзи, которые в ней работают. Если франчайзер не предоставляет список действующих франчайзи, этот момент должен насторожить: вероятно, ему есть, что скрывать.
На сегодняшний день юридические отношения между франчайзером и франчайзи регулируются главой 54 Гражданского кодекса РФ (часть 2) «Коммерческая концессия». Помимо договора коммерческой концессии (ДКК), отношения сторон также могут регулироваться лицензионным договором, договором поставки или оказания услуг, или их различными комбинациями.
При общении с действующими франчайзи нужно помнить, что они делятся на две категории: первая — те, кто недавно вошел в сеть (от года до двух лет), вторая — те, кто уже работает от двух до пяти лет. На первую категорию франчайзи нужно обратить особое внимание. Они расскажут, через что прошли, что франчайзер обещал, а что реально выполнил или не выполнил. Для полной уверенности можно попытаться найти франчайзи, которые закрылись, и выяснить, почему. Это очень полезная информация, которая поможет избежать в будущем многих проблем.
Франчайзи, купив франшизу, должен помнить: необходимо соблюдать корпоративную культуру. Она важна в любом бизнесе, в том числе и во франчайзинге. Качество сервиса, товара, услуги для потребителя должно быть таким же, как и у франчайзера. Безусловно, случается, что у франчайзи возникает яркая идея, и при грамотном выстраивании формата отношений между франчайзером и франчайзи эта идея может найти свое воплощение. Классический пример — Биг Мак, который был придуман франчайзи. Тем не менее, в корне неверным будет предлагать известному бренду свои идеи, не отработав и полугода. Особенно если вы начинающий предприниматель, и это ваш первый бизнес.
Нередко, собираясь приобрести франшизу, за средствами предприниматели обращаются в банки. К сожалению, до сих пор банки приравнивают запуск бизнеса по франшизе к обычному стартапу, и напрямую на франчайзинговый бизнес российские банки кредиты практически не дают. Большинство людей приходят во франчайзинг с собственными накоплениями — многие занимают средства на открытие точки у друзей, родственников, достают из-под матраса. Конечно, часть предпринимателей идут на хитрость: берут обычный потребительский кредит и используют его для покупки франшизы.
Мы как организаторы выставки BUYBRAND Expo на протяжении многих лет пытались работать с банками в плане кредитования франчайзи, но эти попытки пока не привели к успеху.
О результатах и перспективах
Развитие бизнеса по франчайзингу — это российский тренд последних лет, несмотря на экономически нестабильную ситуацию. Всё больше региональных концепций выбирают этот вариант развития бизнеса, потому что самостоятельно пережить кризис довольно сложно. Сейчас на рынке франчайзинга ежегодно фиксируется 15-20% прироста.
Отечественные предприниматели, в том числе и из регионов, выводят на рынок уникальные концепции, ориентированные на российского потребителя и адаптированные под наши реалии. Эти проекты сейчас довольно востребованы, в том числе и в столичном регионе.
Если говорить о популярных сферах во франчайзинге, то по итогам опроса на прошедшей в этом году выставке BUYBRAND Expo, среди экспонентов разделение франчайзинговых концепций по секторам в этом году выглядело следующим образом: 33% — компании из сферы услуг, 32% — компании розничной торговли, 27% — HoReCa, 8% — b2b-сектор.
Если же анализировать сферу интересов посетителей выставки, то первое место по популярности заняли розничные сети (51%)/ Сектор HoReCa занял второе место (47%). Третье место занимает сфера услуг (46%), четвертое — производственный франчайзинг (6%).*
(*общее количество превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько ответов).
Продолжение читайте в №01/2018
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU