Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Предложение

«Business Excellence» Декабрь 2017

Рубрика: Экономический ликбез
Автор(ы): Н. Говорова

В нашей новой рубрике «Экономический ликбез» мы предлагаем с помощью краткого теоретического курса, включающего изучение таких основных экономических категорий, как ресурс, спрос, предложение, затраты, капитал, ВВП, инфляция, деньги, конкуренция, важнейших законов экономического развития, а также практических заданий освоить необходимый каждому современному человеку инструментарий микро- и макроэкономики.

Наталья Говорова, ведущий научный сотрудник Института Европы Российской академии наук, тьютор Moscow Business School

Тема 5

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Экономические термины: предложение, величина предложения, кривая предложения, закон предложения, цена, эластичность предложения, коэффициент эластичности предложения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Предложение (англ. Supply) в пределах микроэкономики, или индивидуальное предложение — это желание и возможность производителя продать (реализовать) потребителю различные блага. Иными словами, предложение — обобщающий термин, характеризующий поведение фактических и потенциальных производителей товаров и услуг при определенных условиях. Эти условия называются факторами, или детерминантами предложения.

Основная детерминанта предложения — цена товара или услуги. На предложение также оказывают влияние неценовые факторы:

— прибыльность товаров-заменителей;

— прибыльность дополняющих товаров;

— затраты производителей на ресурсы и технологии;

— государственные инструменты регулирования экономики (налоги, сборы, дотации, субсидии и т.п.);

— количество, цели и ожидания производителей;

— уровень технологий;

— размеры рынка;

— природные условия.

Представим, что все факторы предложения, кроме цены, являются неизменными. Это позволяет показать, как изменение именно цены товара воздействует на величину его предложения.

В соответствии с гипотезой о рациональном поведении людей закон предложения (англ. Law of supply) гласит: чем выше цена данного товара (Р), тем бо́льшее его количество (q) производители хотят продать в течение данного времени и при прочих неизменных условиях. Эту зависимость (прямую), отражающую сущность закона предложения, в экономической теории принято отображать тремя методами: табличным, алгебраическим и графическим.

Как и закон спроса (см. тему 3 «Спрос», № 10/2017), данный закон можно проиллюстрировать с помощью графика (рис. 1). На графике по оси X будем откладывать количество блага (товара) — q, по оси Y — цену на него — Р. Таким образом, получаем так называемую кривую предложения (рис. 1), при рассмотрении которой становится очевидно, что при увеличении цены на товар растет его предложение, т.е. количество производимого и предлагаемого к продаже продукта.

Рисунок 1. Закон предложения

Для каждого товара имеет место своя кривая предложения, при этом под воздействием ряда факторов кривая спроса может смещаться. В связи с этим в экономической науке различают величину предложения и само предложение (как и в случае со спросом — см. тему 3).

Величина (объем) предложения — это определенное количество товара, которое производители желают и готовы предложить к продаже на рынке по установленной цене, в определенном месте и в конкретный период времени. Величина предложения вместе с величиной спроса является главным фактором, определяющим уровень цен. При повышении цены увеличивается именно величина предложения, само предложение товара остается неизменным.

Компании, действующие в отрасли, при увеличении цены на выпускаемую продукцию задействуют дополнительные резервы (мощности) производства; это приводит к росту предложения. В случае длительного и стабильного повышения цен на продукцию отрасли последняя станет привлекательной для других фирм, и в нее будут стремиться войти новые производители. Это станет способствовать росту производства и предложения.

Трансформация величины предложения — перемещение по кривой предложения при изменении цены. Об увеличении предложения говорят в случае, если при любой цене (и высокой, и низкой) производители будут выпускать бо́льшее количество данного товара. Так, в зависимости от сезона к осени увеличивается предложение зонтиков и резиновых сапог, а весной — легких ветровок и шарфиков. В этом случае будем двигаться не по кривой S0: произойдут сдвиги кривой в новое положение S1 при увеличении предложения и S2 — при его уменьшении (рис. 2).

Рисунок 2. Сдвиги кривой предложения

Эластичность предложения

Как указано выше, на сдвиг кривой предложения влияют: цены ресурсов, новые технологии, изменения в финансовых взаимоотношениях «государство — производитель», уровень цен на товары-субституты и комплементарные товары, ожидания производителей, количество компаний на рынке.

Влияние фактора производства на объем данного предложения выражает категория эластичности предложения. Эластичность предложения по цене характеризует увеличение (уменьшение) предложения при росте (снижении) цены на 1%. Формулы используются те же, что и для эластичности спроса (см. тему 4 «Эластичность спроса», № 11/2017). Коэффициент эластичности предложения всегда положителен.

Формула коэффициента эластичности предложения по цене:

Кэ= Изменение величины предложения (%) / Изменение цены (%)

Кэ = ∆Q % ∕∆P %

Эластичным считается предложение, если его величина изменяется на бо́льший процент, чем цена. Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде — низкая эластичность характерна, например, для скоропортящихся продуктов (изделия из молока, свежие цветы, фрукты и овощи).

Главный фактор, влияющий на ценовую эластичность предложения, — мобильность экономических ресурсов: чем быстрее может производитель организовать дополнительные поставки товара, тем эластичнее его предложение.

На эластичность предложения влияют также следующие аспекты:

1. Период времени: изменение предложения зависит от промежутка времени в бо́льшей степени, чем спрос, поскольку оно более инертно в силу сложностей с переключением производства на выпуск новых товаров и перераспределением ресурсов (людских, материальных и финансовых). В мгновенный период все факторы производства постоянны. В течение краткосрочного периода хотя бы один из них остается неизменным. В долгосрочный период все факторы рассматриваются как переменные.

2. Структура издержек на разных предприятиях.

3. Степень загрузки производственных мощностей.

4. Наличие свободной рабочей силы.

5. Скорость перелива капитала из одной отрасли в другую.

Эластичность предложения по цене имеет немаловажное значение при формировании налоговой политики государства. С помощью этого показателя можно определить, какую часть налога от продажи выплачивает из своей прибыли предприниматель, а какую — из своего кошелька потребитель. Если предложение эластичное, бо́льшая часть налога приходится на потребителей, неэластичное — на производителей.

Пример 1

Рассмотрим взаимодействие рынков различных товаров в контексте их предложения. В случае, если это условные товары-заменители (малина и клубника), то при росте прибыльности (за счет роста цены на нее с p1 до p2) и, соответственно, производства малины (с q2 до q1) (рис. 3), возделывание клубники будет сокращено даже при той же цене на нее (посевные площади ограничены, и фермерам приходится выбирать, что производить). В результате производство клубники снизится, и линия ее предложения сместится влево вверх (рис. 4).

Описание: Рис


Рисунок 3. Рынок малины

Описание: Рис

Рисунок 4. Рынок клубники

В случае комплементарных (дополняющих) товаров одновременно обязательно вырастет предложение обоих при росте прибыльности только одного из них.

Пример 2

Нулевая эластичность предложения блага (кривая предложения вертикальна), т.е. предложение никогда не изменится, как бы ни менялась цена. К данной категории товаров относятся все подлинные произведения искусства (уникальные и единичные), цена на которые абсолютно неэластична.

Кривая предложения картины Ивана Айвазовского «Девятый вал», к примеру, останется неизменной всегда, как бы ни росла цена на нее. Низкой эластичностью предложения обладает и недвижимость в непосредственной близости и с видом, скажем, на Кремль в Москве или Собор Святого Семейства в Барселоне.

Пример 3

Эластично ли предложение блага, если цена за единицу товара увеличилась с первоначального уровня в пять евро на 20 центов, а объем продаж при этом вырос с 10 тыс. до 12 тыс. экземпляров?

Решение

Изменение величины предложения:

∆Q = (12 000 – 10 000)/10 000 х 100% = 20%

Изменение цены:

∆P% = (5,2 – 5,0)/5,0 х 100% = 5%

Kэ = 20%/5% = 4

Полученный коэффициент больше единицы — это означает, что величина предложения в процентном выражении изменилось существенно больше, чем цена. Предложение эластично.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

В микроэкономической модели «спрос — предложение» предложение увеличивается, если:

а) доходы потребителей снижаются;

б) производственные ресурсы дорожают;

в) производственные ресурсы дешевеют;

г) правительство увеличивает налоги;

д) товары дешевеют.

Задание 2

Правительство России повышает пошлину на ввоз иномарок. В результате:

а) кривая предложения флагмана отечественного автопрома Хэтчбек Lada XRAY сдвигается вправо;

б) кривая предложения Lada XRAY сдвигается влево;

в) кривая спроса на Lada XRAY сдвигается влево;

г) кривая спроса на Lada XRAY сдвигается вправо;

д) кривая спроса на иномарки сдвигается влево.

Ответы смотрите в следующем номере

ГЛОССАРИЙ

Дотации

Государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

Налог

Обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.

Сбор

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий (предоставление определенных прав или выдачу разрешений и лицензий).

Субсидии

Адресные выплаты или натуральные взносы производителям и потребителям. Могут сдвигать кривую предложения влево или вправо.

Факторы производства

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства: земля, труд, капитал и предпринимательские способности.

ОТВЕТЫ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

из публикации «Тема 4. Эластичность спроса», № 11/2017

Ответы на задание №1

Прямая эластичность спроса по цене равна –2,5. Отсюда вытекает, что правильные ответы:

а) для максимизации выручки цену надо снижать;

г) при повышении цены спрос падает в бо́льшей степени, чем выросла цена.

Ответ на задание №2

Цена плитки шоколада выросла на 10 руб., или на 20%. Поскольку эластичность равна –2, спрос на товар при этом упал на 40%. Теперь спрос составляет 0,6 от первоначальной величины.

2 = −∆Q ∕ 20%

∆Q = −40%

Следовательно, первоначальный спрос был 4000 = 2400 х 100 : 60.

01.12.2017

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU