Архив номеров

Недобросовестность в гражданском праве: критерии и последствия

Добросовестность — понятие не только этическое, но и юридическое. Недобросовестность предпринимателя может привести к вполне конкретным негативным правовым последствиям.

Согласно общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Презумпция добросовестности подразумевает, что при возникновении спора никто не должен доказывать свою честность — она может быть поставлена под сомнение другой стороной или оценена судом по своей инициативе.
Участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, и никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. Об этом говорится в ст. 1 ГК РФ.
Согласно абз. 3 ч. 1 Постановления пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Поведение может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение от добросовестных действий. Очевидность при этом будет определять суд. Таким образом, критерии оценки весьма субъективны.

Регулирование переговоров

В отдельных случаях законодателю удается быть более конкретным — например, при регулировании переговоров. Недобросовестными действиями в данном случае предполагаются (п. 2 ст. 434.1 ГК РФ):

  1. предоставление другой стороне неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения партнера;
  2. внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора в такой ситуации, когда другая сторона не могла разумно этого ожидать.

Классическим примером здесь является вступление в переговоры не для заключения сделки, а для получения информации. Так, при продаже бизнеса продавец вынужден раскрывать потенциальному покупателю сведения о клиентах, структуре компании, издержках. В ходе продажи оборудования может быть передана соответствующая техническая документация. Продавец понимает, что под видом заключения сделки у него выманили информацию, только когда покупатель прекращает переговоры без очевидных причин.
Не менее важна полнота и достоверность сведений, которые участники доводят друг до друга. Если продавец здания знает, что часть объекта подлежит сносу по решению суда как самовольно возведенная пристройка, но не говорит об этом покупателю, который приобретает все здание, вместе с самостроем, то это недобросовестно. Нарушением также будет утаить от покупателя бизнеса отзыв лицензии, без которой приобретение компании утрачивает коммерческий смысл.
Само по себе прекращение переговоров без указания мотивов отказа не свидетельствует о недобросовестности — это предусматривает п. 19 Постановления пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств». На истце лежит бремя доказать, что ответчик действовал с целью причинения вреда — например, пытался получить коммерческую информацию либо воспрепятствовать заключению договора между заявителем и третьим лицом.
Вместе с тем недобросовестность действий ответчика предполагается, если имеются обстоятельства, предусмотренные в п. 2 ст. 434.1 ­ГК РФ. В этих случаях ответчик должен доказать добросовестность своих действий.

Возмещение убытков

ГЛОССАРИЙ

Due Diligence,
дью-дилидженс
(англ. due diligence —
должная добросовестность)
Процедура составления объективного представления об объекте инвестирования. Включает в себя оценку инвестиционных рисков, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку ее финансового состояния и положения на рынке. Проводится обычно перед началом покупки бизнеса, осуществлением сделки по слиянию (присоединению), подписанием контракта или сотрудничеством с этой компанией.

Недобросовестность одного участника правоотношений приводит к ущемлению прав и законных интересов других лиц.
Если недобросовестное поведение одной стороны будет установлено, то суд, в зависимости от обстоятельств дела, отказывает в защите принадлежащего ей права, а также применяет меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц (п. 2 ст. 10 ГК РФ). Так, суд может признать условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона, наступившим или ненаступившим (п. 3 ст. 157 ГК РФ); указать, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения (п. 5 ст. 166 ГК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 434.1 ГК РФ, сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить причиненные убытки. Убытками признаются расходы, понесенные в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также с утратой возможности заключить сделку с третьим лицом. В частности, это могут быть затраты на проведение аудита или Due Diligence. Когда предметом переговоров является крупный объект инвестирования, эти расходы могут быть значительными.
Чрезвычайно сложно доказать утрату возможности заключить договор с третьим лицом, поскольку истцу придется доказывать не гипотетическую, а реальную возможность сделки с иным контрагентом, а также то, что именно переговоры с ответчиком, а не иные причины помешали ее совершению.
Когда законодатель устанавливает требование о добросовестности, он не настаивает на альтруизме участников правоотношений, однако действовать только в своих интересах, игнорируя законные интересы другой стороны, недопустимо.
Приведенные примеры ясно показывают, что законодатель и судебная система идут по пути наказания недобросовестных субъектов правоотношений и защиты прав добросовестных.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.02.2018

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Business Excellence".
Подписаться >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU