Архив номеров

Франчайзинг в России: большой потенциал и масса возможностей

Заметным событием осени стала I Всероссийская конференция «Франчайзинг в России: драйвер развития экономики территорий», которую проводила Торгово-промышленная палата РФ совместно с АО «Экспоцентр» и компанией EMTG при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и Российской ассоциации франчайзинга.

Покоряя регионы

Свою работу конференция начала одновременно с 16-й международной выставкой франшиз BUYBRAND EXPO 2018, на которой было представлено свыше 200 мировых брендов и которая стала необходимым элементом важного отраслевого профессионального события.
Вице-президент ТПП России Максим Фатеев, обращаясь к участникам конференции, представляющим более половины российских субъектов РФ, отметил, что сегодня «фокус большинства крупных франчайзинговых сетей смещается в регионы», перенимающие опыт столицы. А поучиться у Москвы есть чему, ведь здесь работают почти 750 тыс. предпринимателей, и 40% из них — по франшизе, представляя 500 известных не только зарубежных, но и российских брендов.
«Сегодня конкуренция в таких сегментах, как общественное питание, услуги и частично розничная торговля, в Москве и Санкт-Петербурге достигла если не пика, то находится на пути к нему. Конечно, по-прежнему есть относительно незаполненные ниши и в столицах, но всё же фокус большинства крупных франчайзинговых сетей смещается именно в регионы. Причем сфера их деятельности достаточно широка», — отметил Максим Фатеев.
По его словам, российские франшизы, такие как «МясоROOB» (Новосибирск), «DO-DO Пицца» (Сыктывкар), «Хлеб из тандыра» (Анапа) и другие, не просто стали конкурентоспособны в борьбе с иностранными игроками за позиции на рынке, но и «приобрели свой инструментарий, который ничем не уступает западным аналогам, а в чем-то и превосходит их за счет более глубокого учета специфики российского рынка и потребителя».
Вице-президент ТПП РФ выразил уверенность, что импортозамещение становится реально ощутимым, если присмотреться к рынку ритейла: франчайзинговые модели активно вытесняют импортную продукцию в магазинах и ресторанах, находя новые каналы сбыта и обретая новых партнеров в регионах. Как показывает статистика, развитие рынка франчайзинга привело к росту конкуренции отечественных франшиз и, как следствие, к повышению качества продукции и услуг.
Основным трендом развития франчайзинга в регионах РФ, по прогнозам Торгово-промышленной палаты, в ближайшие годы станет активное расширение сегментов общественного питания и производства товаров легкой промышленности, изделий для медицинской диагностики, пособий для образования (особенно дошкольного), а также других необходимых населению услуг повседневного спроса.
Сегодня франчайзинг активно развивается в России, возникают интересные тенденции, подчеркивающие роль и перспективы этого движения. По словам вице-президента ТПП РФ, «в настоящее время востребованы стрессоустойчивые бизнес-модели, способные даже в сложный период если не генерировать сверхприбыль, то по крайней мере сохранять накопления и приносить стабильный доход».

Выйти на международные рынки

Российские компании уверенно выходят на зарубежные рынки, используя для этого не только прямой франчайзинг, но и более гибкие схемы сотрудничества. Одним из примеров успешной деятельности в этом направлении является компания «Росинтер Ресторантс Холдинг» — оператор сети семейных ресторанов, работающих под собственными товарными знаками «IL Патио», «Шикари», «Планета Суши» и др. и двумя международными по системе франчайзинга — Friday’s и Costa Coffee. У компании более 400 предприятий, треть которых работает по договорам франчайзинга. При выходе на зарубежные рынки «Росинтер» не ограничивается прямым франчайзингом и успешно применяет различные варианты интеграции, со всеми их плюсами и минусами.
По словам старшего вице-президента ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» Эрнесто Гонсалеса, известны несколько способов выхода компаний на международные рынки и их развития за границей. Одним из вариантов является прямой франчайзинг. Можно выйти на рынок и через открытие совместного предприятия с местным партнером. Возможно также выкупить существующую компанию, уже работающую на рынке, или создать свою дочернюю организацию. Гонсалес попробовал все три способа.
«В Чехии и Венгрии мы начинали свой бизнес с приобретения местного предприятия. У такой системы выявились свои преимущества. Прежде всего они заключаются в минимизации рисков, связанных с адаптацией бизнеса к региональным условиям и менталитету. Во-вторых, меньше стартап-вложения, ну и наконец, можно использовать знания и опыт местных менеджеров. Кроме того, такой бизнес уже получает прибыль, и прекрасно известны реальные доходы и расходы», — поясняет Эрнесто Гонсалес.
Он отмечает и существующие недостатки: компанию, которую вы покупаете, необходимо очень хорошо проверять и перепроверять. Сложно проходит интеграция различных корпоративных культур, в силу чего вероятен отток персонала. Но, пройдя этот путь, возможно будет получить успешный опыт, а затем продавать франшизу или передавать рестораны во франчайзинг, что и сделала компания «Росинтер».
В Польше она сразу начала с создания дочернего предприятия. В такой схеме есть свое достоинство: новая компания изначально строится в соответствии с корпоративной культурой и стандартами, правильно использует все ноу-хау и перераспределяет прибыль на корпоративные нужды. Здесь намного легче будут проходить организационные процедуры. Существенными недостатками данного способа являются высокие первоначальные расходы, большие риски и сложность прогнозирования выручки и затрат на стартовом этапе.
Есть и третий путь. По нему компания «Росинтер» пошла в Латвии, создав совместное предприятие с региональным партнером. Преимуществами такого решения задачи стали получение доступа к компетенциям и ресурсам партнера, совместное несение затрат и разделение рисков, быстрый вход на рынок и определенный административный ресурс. Среди недостатков здесь можно отметить сложности в установлении контроля над компанией, а также в принятии решений и возможные разногласия по методам управления и распределению прибыли. Тем не менее в Латвии сложился успешный проект. Оттуда прямой франчайзинг был продан в Эстонию.
При выходе на зарубежные рынки Эрнесто Гонсалес советует обращать внимание на культурные традиции ведения бизнеса в каждой конкретной стране и своеобразность мышления потребителей, что очень сильно влияет на позиционирование бренда.
Старший вице-президент ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» считает, что обязательно необходимо адаптировать корпоративные стандарты к внешним условиям, тщательно анализировать конкурентов, изучить местное законодательство и зарегистрировать свой бренд на тех рынках, куда планируется выход. И, конечно же, необходимы бизнес-план, прогноз доходов и расходов, чтобы бизнес-модель, продаваемая во франчайзинг, не отличалась превышением вложений или меньшей прибылью.

Риски и возможности

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров считает, что франчайзинг — это одна из форм, дающая предпринимателю уверенность в реализации проекта. Задача одна — правильно применить полученный опыт для достижения успеха предприятия.
По мнению Дмитрия Сазонова, заместителя председателя Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, одной из сильных сторон начала бизнеса по франшизе в малых территориях страны является невысокий стартовый капитал, а также отсутствие проблем правового и технического характера.
По словам представителя Российской ассоциации франчайзинга, генерального директора ООО «Академия франчайзинга» Михаила Файнберга, важнейшими аспектами развития франчайзинга в России являются обучение масштабированию бизнеса, разработка франшизы и формирование франчайзингового пакета.
На конференции выступили основатель компании «Гемотест» Рудем Газиев, сооснователь «Кухни Мария» Ефим Кац и другие эксперты, которые поделились опытом создания собственных брендов и дальнейшего их продвижения, в том числе с использованием механизма франчайзинга.
Сегодня многие предприниматели хотят создать свою франшизу, но не все понимают, нужна она им или нет, что их может ждать на пути франчайзинга. Василь Газизулин, основатель и руководитель проекта TopFranchise, говоря о рисках, которые могут возникнуть при управлении сетью, отмечает, что первый и самый главный из них — риск нового направления, зачастую абсолютно не связанного с тем, которым предприниматель занимается сегодня. Это может не понравиться, но это так.
«Придется вести за собой последователей, развивать харизму, чтобы вам поверили, доверили свои деньги. Вы должны заряжать своей энергией партнеров, быть готовым стать основоположником системы управления, поскольку установленные вами стандарты передадутся всей сети», — говорит Газизулин.
Он советует тем, кто желает создать свою фpаншизу, стать хорошими психологами и помогать своим франчайзи с решением всех задач — а это HR-вопросы, система управления и т.д. — и рекомендует переходить к отделу сопровождения партнеров после самостоятельного открытия пятой точки (а иногда и десятой), чтобы полностью понимать пул работ. Стандарты и договоры не всегда могут удержать франчайзи. Важнее заслужить лояльное отношение партнеров.
«Ставьте перед собой большие цели, — советует Василь Газизулин, — мечтайте не о локальном рынке, а о международном. Верьте, что всё получится. В России сложно сделать так, чтобы не получилось. Это страна с огромным потенциалом. Здесь масса возможностей».

Ольга Тюшевская,
обозреватель журнала

Business Excellence

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.10.2018

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Business Excellence".
Подписаться >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU