Архив номеров

Управление без давления. Другие мысли о другом менеджменте

Есть только один способ заставить свободных людей сделать то, что выгодно тебе, — показать, что это выгодно им.
Почему в одной ­сфере и в одном городе какие-то организации успешны, а какие-то нет? Почему даже в одной и той же компании один менеджер эффективен, а другой нет? В чем различия и, главное, в чем причины?

Мы уже разобрались, что различия и причины — в трех отношениях:

  1. к тому, что делаешь, — к своей работе, бизнесу;
  2. к тем, с кем вместе это делаешь, — к коллегам и партнерам;
  3. к тем, для кого это делаешь, — к заказчикам-потребителям (включая внутренних заказчиков).

Но почему у одних — такие отношения, а у других — другие?
Вернемся к теме «Т.И.Пологии» организаций.
Раньше, когда я проводил корпоративные бизнес-тренинги для решения конкретных проблем в продажах, менеджменте, личной эффективности, меня удивляла разница в результатах: у кого-то — «попробуем применить», а у кого-то — «плюс 200–250% объемов продаж». Почему так? Ведь и я как тренер, и мои технологии одинаковы и там и там.
И только когда после тренингов я стал организовывать проекты внедрения изменений, то понял, в чем кроется причина. У разных организаций — неодинаковые цели, правила, ценности и, главное, отношения. Всё это в целом называется «идеология», с греческого — «мировоззрение». Мировоззрение — это отношение: к миру, к жизни, к себе в этой жизни, к людям, к своему делу. Именно это определяет эффективность или неэффективность технологий, применяемых в организации.
Опыт и практика бизнес-психотерапевта показали, что технологии — на поверхности, а их основа — идеология, культура и традиции, неписаные правила.

Технологии зависят от идеологии

Но почему в разных организациях — разные идеология, культура, отношения? В чем причина? Что определяет идеологию? Наблюдения и практика убеждают, что это — психология (от греч. «психе» — дух, душа, сознание, характер).
А что такое душа в управленческом смысле и организационном контексте? Для менеджмента это то, ради чего человек живет и работает. Душа в контексте этой статьи — это ценности. Не то, чего хочешь, а то, без чего не можешь; то, что дает тебе смысл и силу.
Напомню, что еще в 2009 г. агентство McKinsey по заказу Правительства РФ провело исследование производительности труда в России и опубликовало печальный итог: четыре работника в России давали за одинаковый период такой же объем продукции, как один работник в США («Эффективная Россия: производительность как фундамент роста», 21 апреля 2009 г., McKinsey & Company и McKinsey Global Institute). Сейчас этот показатель не менее тревожен, и правительство в очередной раз обсуждает, как повысить падающую производительность труда. Но если они снова не поймут, что производительность определяется мотивацией, а главная мотивация — всегда не материальная, а моральная, и если в управлении людьми не изменится главное — отношение к людям, то не изменится и отношение людей к труду.
А что должно ­измениться? Прежде всего понимание, что главная ценность, номер один — не государство, не страна, а люди, каждый человек. А потому ценность номер два — то, что люди делают для людей, и ценность номер три — делать это по-человечески, т.е. хорошо. Работать не «для других», не «для народа», не «для страны», не «для государства», а для людей.
Если изменится это отношение, изменится и производительность, поскольку я убежден:
№ 1 — психология,
№ 2 — идеология,
№ 3 — технология.
Не верьте мне — проверьте эту гипотезу.

ГЛОССАРИЙ

Технология
(с др.-греч. — искусство, мастерство, умение)
Совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Включает в себя способы работы, ее режим, последовательность действий.

Если ценность, т.е. то, без чего человек не может, — это делать свое дело хорошо, доставлять удовольствие, радовать, приносить пользу, добро, развиваться и совершенствоваться, — если такова психология, то какова будет идеология — отношение к делу, друг к другу, к клиентам?
А если ценность — не напрягаться, не подчиняться, если ценность — не порядок, а произвол, подавление других, доминирование, безответственность, боязнь ошибиться, — какими тогда будут мировоззрение, культура, отношение?
И какие технологии выберут те, кто имеет такую психологию и идеологию? Насколько успешно будут их внедрять? Насколько эффективно использовать? Какие результаты дадут эти технологии?

Формула успеха

Чтобы объяснить себе и своим клиентам, что основа технологий — идеология, а основа идеологии — психология, я сформулировал простую концепцию:
Психология = Идеология = Технология.
Но поскольку менеджеры мало думают о психологии, я показываю им это наоборот.
Технология — если нет желаемой эффективности, значит, не та
Идеология — потому что не те отношения, потому что не та.
Психология — потому что не те ценности у тех, кто здесь работает.
У кого в первую очередь? У того, кто решает, кому тут работать, а кому — нет, т.е. у собственника, у топ-менеджмента и далее — до непосредственных исполнителей.
Значит, нужно менять исполнителей? Нет, начинать надо не с них.
В Греции я ел сладкое ­варенье из оливок, и там же — соленые оливки, и там же — маринованные оливки, и там же — тушеные. Исполнитель — та же оливка: куда ее положишь, то из нее и получится, поэтому менять нужно:
№ 1 — психологию собственника — топ-менеджмента и далее, чтобы изменить
№ 2 — идеологию — культуру организации, ее традиции и правила, чтобы благодаря этому
№ 3 — технологии работали предельно эффективно, даже если они не сверхсовременные.
Мастер своего дела сделает обычной лопатой или топором больше, быстрее и лучше, чем я — самым современным оборудованием.
Что нужно, чтобы этого достичь?
№ 1 — решить, будете вы это делать или нет;
№ 2 — сделать это.
Но не сомневаться и не «пробовать». Как учил меня один опытный одесский деляга в 90-е гг.: «Андрюша, в делах не надо «пробовать» — это же не тюлька на Привозе, шо тут пробовать?! Ты или делай, или не лезь». В деле главное — не то, что ты «решил сделать», а то, что ты это сделаешь. Расшибешься, но сделаешь.
А что для этого нужно? Быть готовым довести начатое до конца, несмотря ни на что. Это — главное, но это не единственное, что требуется, чтобы изменить бизнес.
Поделюсь своим «квадрантом готовности», с помощью которого проверяю планы, кандидатов при найме и персонал, и который помогает моим заказчикам-менеджерам делать то же самое (рис. 1).
Главное при заполнении квадранта — не обмануть себя. А поскольку мы постоянно выдаем желаемое за действительное, лучше провести этот тест с помощью того, кто обладает критическим мышлением и не даст вам ввести самого себя в заблуждение. Ведь если вы решите, что готовы к действию, а потом окажется, что это не так, то назад дороги уже не будет, и в итоге вы получите не то, что нужно, а время и ресурсы будут безвозвратно потеряны. Я попадал в такую ситуацию не раз, начиная, но не заканчивая или заканчивая и понимая, что не нужно было начинать.
Теперь же я сначала анализирую свои идеи и планы по квадранту «Х-Н-З-Г». И даже если «Хочу», «Не могу не» и «Знаю», но не «Готов», то и не начинаю, а если «Готов» — не «пробую», а просто делаю до конца.
Так что, если вы хотите изменений — значимых изменений жизни или бизнеса, — сделайте диагностику по модели «Три отношения», а потом проанализируйте ситуацию по квадранту «Х-Н-З-Г» и либо не делайте, либо сделайте.
Если ваша психология в ладах с идеологией, любая технология будет вам под силу и на пользу. Как сказал великий Ницше: «У кого есть сильное «зачем», преодолеет любое «как».

Коротко

Возможно всё, пока не сделан выбор
Сидели на заборе три кота. Два из них решили спрыгнуть. Сколько котов осталось сидеть на заборе?
Можно решить спрыгнуть с забора. А можно спрыгнуть.
Можно знать путь, а можно пройти путь.
Полезно честно отвечать себе: я решил спрыгнуть или спрыгнул? Я знаю путь или иду по пути?
Часто многие решают — выбирают — знают, но так и не прыгают и не идут.
Почему? Потому, что возможно всё, пока не сделан выбор.
Так хорошо! Возможно всё!
Да. Кроме результата.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.10.2018

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Business Excellence".
Подписаться >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU