Архив номеров

Боевые стратегии для развития бизнеса

Знания — они как витамины и микроэлементы: прочно усваиваются только при правильном сочетании. КСК групп такой формат нашла. На протяжении восьми лет дважды в год известная юридическая компания проводит масштабные выездные форумы под общим названием «Круглый стол директоров», где собираются люди, принимающие ключевые решения для своих компаний: собственники и топ-менеджеры. В этот раз девиз мероприятия «Делимся боевыми стратегиями» как нельзя лучше отвечал самому насущному запросу бизнеса: как в условиях нестабильности добиться успеха. Предприниматель — это творец будущего, создающий новые тренды и определяющий систему занятости. Как помочь ему формировать будущность, отвечающую чаяниям государства, бизнеса и общества?

Сочетание таких разноплановых форматов, как пленарная сессия, специальные сессии для финансовых и генеральных директоров, а также для управляющих, Клуб собственников, отраслевые кружки и деловые игры, позволило участникам не только получить актуальную информацию о ситуации и тенденциях бизнеса в России и в мире, но и по-новому взглянуть на свой собственный бизнес.

Новые реалии: угрозы или возможности?

Традиционная «пленарка» задала общее направление: динамика макроэкономических индикаторов, качество роста экономики, потенциальные источники рисков, ситуация на ключевых рынках, правовые и налоговые новации, наилучшие области для инвестиций и т.д. Модератором выступил Роман Шишкин, эксперт в области налоговой безопасности и правового сопровождения бизнеса, к.ю.н.
Состояние и тенденции мировой и российской экономики внушают определенную тревогу. Рост процентной ставки приводит к оттоку капитала с развивающихся рынков. Это означает также снижение доходности «длинных денег», например облигаций, и удорожание кредитов. В итоге — снижение экономического роста и, как следствие, инвестиционной и биржевой активности. Стремительными темпами в мире растет глобальный долг, который на сегодняшний день составляет свыше 247 трлн долл. Всё это говорит о существовании серьезных макроэкономических рисков для бизнеса, которые касаются не только экспортеров, но и тех, кто планирует привлекать зарубежное финансирование.

Что касается непосредственно российского рынка, то увеличение налоговой нагрузки на бизнес (как известно, с 1 января 2019 г. НДС увеличен с 18 до 20%) сопровождается усилением контроля со стороны налоговых и правоохранительных органов (за участниками тендеров, за доходами физических лиц, банковский комплаенс-контроль). Это касается и применения положений законодательства о привлечении к субсидиарной ответственности, взыскании задолженности за счет активов физических лиц. Ведется активная работа по внедрению всё новых средств автоматического электронного контроля и анализа, налоговые органы разрабатывают и внедряют методику доказывания типовых налоговых правонарушений, в т.ч. с учетом относительно новой нормы ст. 54.1 НК РФ («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»).
Однако механизмы защиты есть: необходимо выявлять нарушения законодательства со стороны проверяющих, использовать безопасные варианты работы, позволяющие законно снижать уровень налоговой нагрузки, быть готовыми к выполнению новых требований проверяющих органов и банковского сектора. Были и другие практические советы, ценность которых в нынешней ситуации трудно переоценить. (КСК групп вообще широко известна именно благодаря прагматичному, практико-ориентированному подходу к консалтингу. КСК — единственные консультанты, которые просчитывают экономический эффект от вложенных средств в результате реализованного проекта (ROI — return on investment). В результате клиент знает, сколько денег он вложит в проект и какой эффект получит.) Как правильно диверсифицировать инвестиционный портфель, чтобы активы не только приносили доход, но и были защищены от действия санкций и других рисков. Как выбрать инвестиционные инструменты для осторожного и агрессивного инвестора. Как урегулировать налоговый спор до суда. Что можно и чего нельзя индивидуальному предпринимателю с точки зрения налоговой инспекции. Как спасти бизнес от доначислений. Практические аспекты взаимодействия правоохранительных органов и бизнеса.
Не осталась в стороне и тема тотальной цифровой трансформации бизнеса. Ритейл и сфера услуг преобразуются быстрее всех. Рынок завоевывают наиболее технологичные компании, использующие мобильные приложения и агрегацию данных. Люди научились покупать через интернет. Выигрывают те бизнесы, которые сочетают онлайн- и офлайн-форматы. Таким компаниям открытие собственных онлайн-витрин дает кратный рост выручки.

Предупрежден — значит вооружен

Секция для финансовых и генеральных директоров была посвящена инвестициям финансистов в успешную работу своей компании и состояла из двух частей: обсуждение налоговых вопросов в ходе увлекательной дискуссии с экспертами-практиками и решение актуальных финансовых задач в рамках деловой игры. Модератор Юлия Князькова, заместитель руководителя департамента правового консалтинга и налоговой практики КСК групп, акцентировала внимание на нюансах, связанных с проведением контрольных мероприятий и трактовкой отдельных положений налогового законодательства со стороны проверяющих.
Как известно, дьявол кроется в деталях, и именно эти детали зачастую помогают добиваться успеха в противостоянии с контролерами. Всегда нужно учитывать, что отдельные действия проверяющих, которые на первый взгляд кажутся явным нарушением действующего законодательства, находят поддержку не только у вышестоящих налоговых органов, но и в судах. В частности, актуальным является вопрос о порядке и сроках проведения камеральных налоговых проверок. Особенно в свете недавних изменений налогового законодательства, фактически приравнявших полномочия инспекторов-камеральщиков к полномочиям инспекторов отделов выездных налоговых проверок.
Проверяющие активно работают над повышением эффективности проводимых контрольных мероприятий, следствием чего становятся рост доначислений и снижение числа успешно оспоренных претензий проверяющих. В такой ситуации остро встает вопрос об освобождении от ответственности или о снижении размера штрафных санкций: например, является ли самостоятельное обнаружение и исправление ошибок налогоплательщиком достаточным основанием для этого и в какой момент выявлять ошибки уже поздно? Стремясь минимизировать возможные потери и риски, предприниматели обращаются к таким инструментам защиты активов, как иностранные компании, на первый взгляд неподконтрольные российским проверяющим. Но так ли это на самом деле? Какой механизм защиты активов оптимален в нынешних условиях и с какими рисками может столкнуться бизнес? Ответы на эти и многие другие вопросы участники получили непосредственно из диалога с ведущими российскими экспертами-практиками.
Вторая часть секции в формате интерактивной деловой игры проходила под девизом «Финансы на службе бизнеса». Участники совместно с экспертами решали задачи клиента, собственника бизнеса, у которого «уволился финансовый директор». Сегодня финансовые работники играют ведущую роль в повышении эффективности бизнеса. Но у финансового директора есть и другая важная задача:
он отвечает за вопросы безопасности, контролирует управление налоговыми рисками, а также рисками потери активов и нехватки свободных денежных средств. Какие меры принимают финансовые директора для того, чтобы собственник был спокоен за свой бизнес? Каждый участник секции, выступая в роли консультанта, поделился своим опытом в решении самых актуальных финансовых задач:

    • минимизация налоговых рисков и рисков взаимодействия с контролирующими органами: стоит ли бороться с контролерами или лучше смириться с их требованиями?
    • как изменился набор традиционных задач финансового директора в контексте вызовов нового времени? способен ли он решить их самостоятельно или же нуждается в помощи консультантов?
    • какие инструменты можно и нужно использовать для того, чтобы максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы компании?

Совместно выработанные решения этих вопросов легли в основу «дорожной карты» для развития бизнеса.

Трансформация современного лидера

Управленческая секция, которую блестяще провела Мария Колчина, руководитель практики «Построение эффективной системы продаж» КСК групп, решала задачи построения процессов управления с учетом новых реалий и требований времени. Информатизация vs интуиция — ключевая тенденция выбора в современном менеджменте. Интуитивный подход к ведению бизнеса подразумевает спонтанную реакцию на угрозы и возможности рынка, что становится невозможным в современных условиях, особенно для крупных компаний с большим количеством подразделений, партнеров, направлений деятельности. В этом случае поможет только хорошо отлаженная система, которая разработана с учетом прогноза на будущее. А для того чтобы создать, внедрить и поддерживать такую систему, нужна цифровизация бизнеса. Стремительное изменение бизнес-среды в ближайшие годы приведет к тому, что все индустрии переживут цифровую трансформацию.
Игорь Островский, Старший партнер КСК групп, говорил о том, что динамика изменений в мире бизнеса сегодня напоминает движение болида по гоночной трассе. То, что было актуально мгновение назад, спустя еще несколько мгновений осталось далеко позади. И единственный способ сохранить контроль над быстро меняющейся ситуацией — трансформироваться синхронно с ней. Это самая важная задача для современного лидера, который может вести успешную конкурентную борьбу, только облачившись в «цифровую броню», выкованную из инновационных digital-систем и алгоритмов. Управляющий должен быть не только в курсе последних тенденций в налоговой сфере, HR-, IT-, digital-среде, но и применять их с пользой для своего бизнеса.
Новые технологии уже сейчас оказывают серьезное влияние на жизнь и поведение потребителей товаров и услуг, а через них — на все виды бизнеса. Люди делают выбор в пользу экономии времени и удобства, совершая покупки и решая важные вопросы онлайн. Таким образом, компании вынуждены идти путем диджитализации, разрабатывая простые удобные продукты, позволяющие оперативно решать клиентские запросы. Мария Колчина подчеркивает, что клиент — это носитель потребности. Чтобы сохранить своих клиентов, компаниям необходимо постоянно изучать их привычки и предпочтения, предвосхищая запросы аудитории.
Тема улучшения бизнес-процессов — один из ключевых аспектов успешной деятельности в бизнес-среде будущего, которое уже наступило. Процесс — это преобразование входа в выход; любой процесс поддается оптимизации и стандартизации, т.е. решению глобальной задачи сокращения влияния человеческого фактора. Кроме того, внутренние процессы бизнеса также подлежат «оцифровке». Преимущество у компаний, которые идут путем digital-технологий. Программное обеспечение помогает объективно оценить эффективность сделок, продуктов, услуг каждого из подразделений компании. Трансформируется и сам подход к управлению бизнесом: если раньше топ-менеджер интуитивного склада мог принимать вполне успешные решения, то сегодня, в условиях растущего объема данных, глобализации, инновационных бизнес-моделей, цифровой конкуренции, одной интуиции недостаточно. Для того чтобы успешно руководить компанией в ситуации новых вызовов, лидер должен изменяться сам. Прежде всего — создавать систему, а значит, мыслить в стиле digital.
Что важно: коллеги слушают и одновременно представляют (про себя) яркую визуализацию своего примера из личного опыта бизнес-жизни на озвученную тему.

«Business Excellence» Январь 2019

Рубрика: Менеджмент
01.01.2019

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU