Архив номеров

Недетский бизнес

Внедрение государственно-частного партнерства в сфере образования помогло бы решить многие насущные проблемы. Эту идею активно продвигает Ольга Шадрина — создатель сети дошкольных учреждений и начальной школы «Счастливое детство» в Краснодаре. Она возглавляет Ассоциацию дошкольных организаций Краснодарского края, отстаивает интересы своих коллег, будучи председателем комитета в сфере дошкольного и начального школьного образования краснодарского краевого отделения «Опоры России», участвует в разработке нормативно-правовых актов, касающихся сферы образования. Результатом ее самоотверженной работы стало создание более 300 образовательных мест, решение многих вопросов развития данного вида бизнеса на региональном и федеральном уровне, признание в профессиональной среде.

— Сегодня частное образование становится серьезной альтернативой государственному, а с чего всё начиналось?
— В далеком 2007 году, когда мест в детских садах катастрофически не хватало, было принято решение открыть собственный детский сад. Правовой базы для этого тогда не существовало, и нам пришлось преодолевать огромные трудности ради получения лицензии. В результате была создана Ассоциация дошкольных организаций Краснодарского края, которую я и возглавила. А дальше — вереница кабинетов, совещания, заседания, письма... Зато был накоплен бесценный опыт по созданию и развитию частных дошкольных образовательных организаций, который теперь используется не только в Краснодарском крае, но и в других регионах России. Мне выпала честь участвовать в совещании, которое Дмитрий Медведев созвал в Горках, где рабочая группа решала судьбу дошкольного сертификата.
В 2013 году с помощью таких же активных предпринимателей и общественников, как и я, удалось сделать невероятное: изменить СанПиН для жилых помещений, закрепить в законе понятие частного образования и приравнять к образовательным организациям индивидуальных предпринимателей. И хотя работать в этой сфере стало намного спокойнее и привлекательнее, расслабляться не приходится. Сегодня уже мало идти в ногу со временем, нужно быть на шаг впереди. Поэтому в садах, которыми я руковожу, дети изучают финансовую грамотность, применяют в игровой деятельности ТРИЗ и другие прогрессивные методики. А участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях позволило нашей организации занять верхнюю строку среди лидеров в образовании. У нас более 200 дипломов и грамот, мы четырежды становились победителем конкурса «100 лучших образовательных организаций России», получили Национальный знак качества. Вот и в этом году мы отправили свой проект «Финансист 5+» на федеральный конкурс «Успех каждого ребенка». Надеемся на победу, это отличная возможность улучшить качество образования и сделать дополнительное образование еще более доступным. Нам есть что показать, есть чем удивить своих коллег. Мы активны в своей профессии, в нашем коллективе нет равнодушных людей.
— В таком нелегком деле, как воспитание детей, кадры действительно решают всё. Как вы подбираете себе сотрудников?
— Мы проводим серьезный отбор, специальное анкетирование позволяет определить, наш это человек или нет. Ищем не только профессионалов своего дела, но тех, которые относятся к детям с добротой и уважением. Для меня существуют два самых важных критерия: профессиональное образование и уважительное отношение к ребенку. Причем настоящий профессионал учится всю жизнь. Благодаря новым технологиям сегодня у нас есть возможность заниматься непрерывным самообразованием. Кроме того, я часто бываю на интересных профессиональных мероприятиях и обязательно потом знакомлю своих педагогов с новациями, а иногда мы приглашаем специалистов к себе в центр. Профессиональный рост педагогов — это очень важно для успешного образовательного процесса.
— Наряду с этим какие еще принципы лежат в основе деятельности «Счастливого детства»?
— Принципы те же, что и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования: поддержка разнообразия, сохранение уникальности и самоценности детства, полноценного проживания ребенком всех этапов детства и т.д. Стандарт взял за основу всё лучшее, что было создано педагогикой за прошлые годы. Наш основной принцип — это принимать ребенка как взрослую, сознательную личность, достойную уважения.
Детство должно быть разно­образным, интересным, запоминающимся ярким жизненным этапом. Педагогу невозможно раскрыть самость ребенка без создания благоприятной социальной обстановки. Это всё великая сила таланта педагога, его возможность сделать свой труд результативным, создавая увлекательную, насыщенную и при этом легко трансформируемую образовательную среду в детском саду. И в наших садах специально подобранная мебель, максимальный набор игрушек и пособий, позволяющие делать для ребенка каждый день в «Счастливом детстве» интересным и удивительным.
— Вы упомянули разработку собственных образовательных инструментов, а есть ли у вашей компании полноценные авторские методики работы с детьми и родителями?
— Мы по крупицам собираем лучшее, что есть в отечественном и зарубежном опыте воспитания детей. Особенность нашего подхода к воспитанию — в игровой форме. Для ребенка — это главное! В наших детских садах и школе мои коллеги создают такую атмо­сферу, в которой ребенок во время игры раскрывается и с удовольствием начинает постигать новое. Для ребенка очень важно, чтобы процесс познания ему нравился. Любые обучающие программы в нашей сети образовательных учреждений проходят в игровой форме. Родителей мы рассматриваем как партнеров. Я часто провожу с ними беседы о том, как мотивировать детей на обучение, почему важно, чтобы ребенок был свободен в своем выборе, какие трудности возникают в процессе воспитания и как их решать. Таким образом мы завоевываем доверие родителей и получаем в их лице помощников в воспитательной работе.
— На чем кроме игры должно основываться воспитание и развитие детей?
— Сегодня акцент надо делать на положительных эмоциях, на детском удивлении! Восхищение ребенка порождает любопытство, а любопытство мотивирует к познанию. Положительная эмоция — великолепный стимул. Другой важный момент — умение задавать вопросы, это одна из важных компетенций педагога, и он учит этому ребенка. Как только ребенок научится вести с педагогом диалог, тогда процесс развития пойдет достаточно быстро.
— Вы также являетесь основателем детского конкурса-фестиваля «Радужный дождь». Чем он привлекает ребят?>
— Президенты нашего фестиваля — знаменитые Владимир и Юрий Торсуевы, сыгравшие в фильме «Приключения Электроника». «Радужный дождь» полюбился и взрослым, и детям. В его рамках уже пятый раз проводятся «Малые Олимпийские игры», выступления Театра юного актера, концерты, посвященные победе в Великой Отечественной войне, благотворительные представления, где собирают средства для детей, остро нуждающихся в помощи. Очень важно, чтобы все дети имели возможность полноценно развиваться. А взрослые должны постараться, чтобы у малышей обязательно было счастливое детство.
— Всё это — составляющие большой общественной работы, которую вы ведете. В чем для вас заключается смысл этой деятельности, ведь она отнимает много сил и времени?
— Бизнес тоже занимает много времени. Однажды наступил момент, когда я поняла, что для моих детей не остается свободного времени. И тогда с мужем, который вместе со мной развивает сеть образовательных центров «Счастливое детство», мы приняли решение добавить в нашу жизнь выходные и отпуск. Иногда мы берем своих детей с собой на семинары и тренинги, которые им тоже интересны. Впрочем, мне не всегда удается дома «снять костюм руководителя», и этому, видимо, мне еще предстоит научиться. Но семья у нас очень дружная, да и бизнес семейный. Старший сын успешно руководит одним из наших учреждений и уже сам стал папой. Младшие дочери еще учатся в школе, и выбор их будущей профессии будет абсолютно самостоятельным.
Что касается общественной работы, которую я веду, то она помогает влиять на общественное мнение в сфере образования, принимать необходимые законы, облегчающие ведение образовательного бизнеса. Я участвую в экспертных сообществах, которые привлекаются в процесс разработки законодательства в сфере регулирования дошкольного образования. И это очень важно.
— Что нужно поменять в системе дошкольного образования в России, на взгляд профессионала?
— Прежде всего нужен знающий родитель. Не все понимают, как нужно подходить к воспитанию ребенка, поэтому родителей тоже нужно воспитывать. Кроме того, необходимо изменить технологии, которые применяются: до сих пор в нашей стране преобладают консервативные подходы к обучению, ограничивающие дивергентное мышление ребенка. Наверное, нужно разработать новую российскую модель дошкольного образования, которая будет опираться на российские культурные традиции и одновременно быть современной и технологичной.
— Что у вас в планах, как будете развиваться дальше?
— У нас очень много планов! Будем дальше развивать самоорганизуемое учебное пространство. Это система развития познавательной активности детей, когда для ответа на сложный вопрос они используют разные способы получения необходимой информации: интернет, вопрос взрослому, книгу и т.д. Дети самостоятельно работают в команде и коллективно принимают решение, какой ответ выбрать. Сейчас проект в начальной стадии, но уже понятно, что он очень перспективен. Планируем дальше развивать начальную школу, которая обеспечивала бы ребенку особый комфорт при переходе из дошкольного образования в школьное. Планируем запустить начальную школу по системе 1–3 в расчете на детей с разной готовностью к освоению школьной программы. В школе «Счастливое детство» ученики не только изучают предметы, но и играют в мяч, в шахматы, прыгают со скакалкой, выполняют сложные интеллектуальные задачи. У них есть сильная мотивация приходить к нам, удивляться, играть и учиться всему, что есть интересного. Масштабировать такой бизнес сложно, поскольку руководитель всегда должен находиться рядом и держать всё на контроле. Так что нам есть чем заняться.

«Business Excellence» Март 2019

Авторы: О. Шадрина

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

01.03.2019

448
Поделиться:

Подписка

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Business Excellence".
Подписаться >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU