Архив номеров

Корпоративное обучение поколения Z

Автор: Т. Кармазин
Рубрика: Цифровизация

Людям нового поколения, выросшим в цифровой среде, присуще клиповое, фрагментарное мышление. Как научить молодых сотрудников взаимодействовать с системой в целом и понимать принцип функционирования всего комплекса, а не отдельных частей и модулей? Этому поможет новая форма корпоративного обучения — образовательный конструктор. Процесс получения знаний поколением Х можно сравнить с ростом дерева: росток, усиление корня, затем ствол, ветви, листва. С детства формировались фундаментальные базовые знания, усиливались благодаря различным дополнительным занятиям, а в институте показывали их прикладное значение. Например, чтобы создать защитный шлем для сборщика яблок, «икс» использовал бы физику: взвесил фрукт, вспомнил показатель ускорения свободного падения, применил знание сопромата — прочность, жесткость, надежность. Словом, каску бы сконструировал.

Глоссарий

Поколение X
Поколение людей, родившихся в разных странах с 1963
по 1983 г. Термин используется в демографии, обществен-
ных науках, маркетинге, общественной культуре. Детей
поколения X (годы рождения 1983–2000) традиционно от-
носят к следующему поколению Y (границы рассчитыва-
ются с допущением плюс-минус три года).

Поколение Z
(iПоколение, Generation Z, «поколение 2000+»)
Поколение людей, родившихся примерно с 2000 г. Соответ-
ствует теории поколений, созданной Уильямом Штраусом
и Нейлом Хоувом. Представители поколения Z активно ис-
пользуют планшеты, VR- и 3D-реальность.

Процесс получения знаний поколением Х можно сравнить с ростом дерева: росток, усиление корня, затем ствол, ветви, листва. С детства формировались фундаментальные базовые знания, усиливались благодаря различным дополнительным занятиям, а в институте показывали их прикладное значение. Например, чтобы создать защитный шлем для сборщика яблок, «икс» использовал бы физику: взвесил фрукт, вспомнил показатель ускорения свободного падения, применил знание сопромата — прочность, жесткость, надежность. Словом, каску бы сконструировал.
Если задать ту же задачу представителю iПоколения, то получишь решение уверенного менеджера: размещение запроса в поисковик, анализ информации, отбор необходимого контента… внедрение в практику. Круто! Результат достигнут в кратчайший срок с минимальными затратами. Обоснование решения — ссылка на успешный опыт, уже полученный кем-то и когда-то в определенных условиях. Ни физики, ни сопромата! Если же ввести в задачу дополнительные условия: свет отключили, связи нет, интернет «скончался», — то последует крах, решения не будет.

Особенности «цифровых людей»

Для поколения Z характерны отсутствие качественных фундаментальных знаний и слабая способность видеть всю систему целиком. «Дерево знаний» выглядит иначе, чем у поколения Х, — оно напоминает раскраску, где можно закрашивать фигурки, начав с любого элемента. При этом хорошо, если в итоге мы увидим дерево, но часто получается «что выросло, то выросло».
Основные характеристики «цифровых людей»:

    • мозаичное (клиповое) сознание;
    • селективное восприятие — внимание только к тому, что соответствует ожиданиям;
    • «пазл-поведение» — на основе разрозненных навыков и несвязанного практического опыта;
    • свободное функционирование в цифровой среде.

А вот их ожидания от обучения:

    • картинка (схема, инфографика, комикс и т.п.) как способ кодирования контента;
    • игровая форма занятий;
    • оперативная коммуникация через цифровые ресурсы;
    • поощрение малейших достижений.

Работодателю же сегодня нужен симбиоз фундаментального образования и рационального подхода. Добиться этого возможно путем формирования инженерного и предпринимательского мышления, когда специалист понимает, какую ценность может представлять новая концепция и как ее можно реализовать, получив прибыль. Сотрудник должен быть способен:

    • использовать метод переноса навыков, т.е. применять умения из одной области деятельности в другой. Для этого необходимы деконструкция знания на базовые принципы (фундаментальная составляющая) и их восстановление в новой сфере (прикладная составляющая);
    • развивать ассоциативное мышление, выстраивать ассоциативный ряд (что это мне напоминает? почему оно мне это напоминает?);
    • не искать решений по аналогии (автоматически переносить чужой опыт);
    • общаться с экспертами;
    • учиться на чужих ошибках;
    • задавать сложные вопросы;
    • делиться знаниями.

Таким образом, достижение целей корпоративного обучения значительно усложняется. Сегодня внедряются новые формы подачи контента: вебинары, электронные курсы, компьютерные симуляторы и т.п. Форма и содержание занятия влияют друг на друга и определяют эффективность результата. Технологии стали трансформироваться в образовательные конструкторы, позволяющие получать уникальные программы. Рассмотрим один из вариантов такого конструктора.

Образовательный конструктор

Kitchen Technologies (кухня технологий) — многоцелевой тренинговый практикум инструментального обучения сотрудников, предназначенный для формирования критического и новаторского мышления, выработки навыков самостоятельной работы с инструментами профессиональной деятельности.

Глоссарий

Hard skills
(англ. «твердые» навыки)
Профессиональные технические навыки, которые легко поддаются измерению и наглядной демонстрации, — например, делопроизводство, логистика, метод слепой печати, владение иностранным языком, вождение автомобиля, программирование, работа с оборудованием, управление процессами. Входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются раскладыванию на ряд простых и конечных операций.
Soft skills
(англ. «мягкие», или социальные, навыки)
Коммуникативные и управленческие навыки — например, установление отношений, работа в команде, слушание и понимание собеседника, проведение переговоров, навыки убеждения, ораторское искусство, проведение презентаций, ведение дискуссий, решение проблем, принятие решений, лидерство, обучение других, мотивирование, создание эффективных команд с учетом культурных различий, разрешение конфликтных ситуаций. В равной степени необходимы как для повседневной жизни, так и для карьерного роста, поэтому 70% тренинговых программ и курсов ориентированы на освоение навыков из ряда soft skills.


В комплекс Kitchen Technologies входят:

    • Startup Kitchen — обучение на этапе формирования бизнес-проектов;
    • Kitchen Ideas — обучение работе с инновациями и инновационными идеями;
    • Kitchen Skills — обучение в рамках компетентностного подхода;
    • Kitchen Strategies — обучение в рамках разработки функциональных и корпоративных стратегий.

Основополагающие принципы данных технологических подходов:

    • многофункциональность и разноплановость целей;
    • программирование процесса обучения;
    • мониторинг и коррекция на любом этапе учебного процесса;
    • сочетание командности и личной ответственности при принятии решения;
    • практическая значимость и оперативная применимость результатов обучения.

Как уже говорилось, Kitchen Technologies — конструктор, позволяющий интегрировать в обучение различные методы:

    • личностно ориентированные технологии (исследования, мастерские, групповая и индивидуальная работа);
    • технологии проектного обучения, позволяющие получить индивидуальный опыт продуктивной деятельности;
    • обучение развитию критического мышления;
    • проблемное обучение (на основе анализа реально существующих в компании ограничений процессов);
    • игровое обучение.

Тренинговый практикум

Прежде всего необходимо актуализировать цели обучения сотрудников, учитывая, что технология имеет ограничения формирования hard skills. В большей степени речь идет об управленческих навыках (soft skills).

Подготовка

На этом этапе необходим сбор информации для компоновки корпоративного комплексного кейса (рис. 1). Описываются реальные бизнес-процессы компании, рассматриваются стратегические карты, собираются локальные нормативные акты. Следующий шаг — анализ ограничений процессов (проблем) и подготовка заданий. Последний шаг — декомпозиция комплексного кейса: для двухдневного тренинга достаточно сформировать три или четыре кейс-модуля.
На этапе подготовки создаются учебные проектные группы. Принцип их комплектования определяется поставленными целями: функциональные (однородные по должностным функциям) или межфункциональные (в группе объединяются представители разных должностных функций). В первом случае удастся прежде всего научиться решать однотипные задачи (финансовые, логистические, маркетинговые), во втором — взаимодействовать при решении единой для всех комплексной задачи (например, Agile-команда).
Как проходит сам тренинг? Каждый его этап — это работа в рамках мини-проекта (рис. 2).

Этап 1

Погружение

Слушатели актуализируют знания сущности, принципов, методов и инструментов решения рассматриваемой проблемы (что?), соотносят с ними свой практический опыт (для чего?), проходят методологическое консультирование (почему так?). В результате работы, которая занимает до 30 мин., создается основание для понимания и оценки собственной практики.

Этап 2

Отзеркаливание

На этом этапе происходят изучение опыта ведущих компаний и/или ведущих специалистов (бенчмаркинг), анализ результативности их деятельности и сравнение его с показателями своей компании, исследование ключевых факторов успеха. В результате сотрудники получают информацию о лучших практиках, навыки применения инструментов анализа ситуации и рефлексию собственной практики.

Этап 3

Трансформация

Ключевой этап, в процессе которого вырабатываются и принимаются индивидуальное и групповое решения на основе полученной и проанализированной информации первых двух этапов, формируется навык работы с конкретными инструментами менеджмента, осуществляется проект по оптимизации корпоративных процессов (продуктов, технологий). По итогам слушатели получают не только опыт учета многофакторности при принятии проектного решения, но и интеллектуальный продукт — само выработанное решение, ориентированное на реальные потребности организации.

Этап 4

Защита

Последний этап, на котором позиционируется принятое в группе решение (презентация с применением технических средств). Слушатели получают практику аргументации и убеждения, развивают коммуникативные компетенции.
Последовательность отработки учебных модулей соответствует этапам принятия управленческого решения: сбор и анализ информации, бенчмаркинг, выработка альтернатив, критериальная экспертная оценка, защита. Подобная подача материала дает дополнительный эффект подготовки управленцев разного уровня. Кроме того, в практикум можно внедрять алгоритмы выработки инновационных решений (Kitchen Ideas) или формирования стратегий компании (Kitchen Strategies). В тренинг также легко интегрируются диалоговые лекции, дискуссии, игровые приемы, исследования и т.п.
Работа с реальными вызовами мотивирует молодых сотрудников получить «готовые рецепты», повышает интерес к занятию. Если учебный контент подать в системе «кодирования в картинке», обсуждение переместить в цифровую среду, решение отработать в ИT-платформе, а в курс включить игровой и состязательный компоненты, то это даст огромный мотивационный эффект.

Результативность практикума

Первый эффект — это сформированные управленческие компетенции. Вторая составляющая — внутрифункциональная или межфункциональная групповая сплоченность. Третий результат — консалтинговый эффект. Погружение в реальную корпоративную проблематику и ее отработка менеджерами компании, выступающими в данном случае в качестве внутренних экспертов, позволяют получать решения, которые можно интегрировать в бизнес-процессы.
Таким образом, практика показывает, что обучение в рамках подхода Kitchen Technologies дает возможность значительно повысить эффективность корпоративного обучения, сделать его более практико-ориентированным и оптимизировать затраты за счет получения двойного эффекта (учебного и консалтингового).

Автор: Т. Кармазин
Рубрика: Цифровизация

«Business Excellence» Март 2019

Авторы: Т. Кармазин

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

01.03.2019

448
Поделиться:

Подписка

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Business Excellence".
Подписаться >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU