Архив номеров

Почему будущее за критическим мышлением

Мы живем в удивительное время. Миром управляют бесконечные информационные потоки. Действительность никогда не переосмысливалась так часто и кардинально. Интернет стирает границы. Технологии ускоряют процессы. Как маневрировать в постоянно растущем море информации, требующем мгновенной реакции и правильных решений? Дрейфовать или все-таки самому выбирать путь? Рассказывает Никита Непряхин, владелец тренинговой компании Business Speech, основатель Школы критического мышления и научно-исследовательской лаборатории Business Speech Science Research, телерадиоведущий, писатель, популяризатор аргументации и дебатов в России.

Реальность требует нового типа мышления

Не линейного и однобокого, а гибкого и рационального. Без такого мышления мы потонем в океане непроверенной и недостоверной информации; будем делать поспешные и необоснованные выводы, принимать некорректные решения; смотреть на процессы, происходящие в мире, поверхностно, стереотипно, в черно-белых тонах; станем жертвой в манипуляционных играх других людей.
Такое мышление и называется критическим. Сам термин появился сравнительно недавно. Впервые его использовал теоретик в области образования Джон Дьюи в своей книге «Как мы мыслим» в 1910 г. Но неправильным будет считать, что само по себе критическое мышление возникло только в начале XX в. Нет, конечно, оно было всегда. И даже человек, который никогда не слышал этот термин, так или иначе использует принципы и приемы критического мышления.

Справедливости ради стоит сказать, что критическое мышление на протяжении всей истории человечества было привилегией элит. Философия, риторика и теология, диалектика и софизмы — всё это своеобразные интеллектуальные «развлечения» не для всех. Не всем было позволено рассуждать свободно и руководствоваться исключительно логикой. Иногда вообще думать было опасно — могли запросто сжечь на костре или запереть в темнице, как чернокнижника. Всегда было гораздо проще и, главное, безопаснее быть как все, ориентироваться на общественные догмы, традиции и стереотипы.
Что-то изменилось с тех пор? Уверен, что да. Давайте посмотрим хотя бы на исследования, которые провел Всемирный экономический форум. Давосские специалисты определили, какие навыки и умения будут востребованы в самом ближайшем будущем, а именно в 2020 г.:

Наша справка

Всемирный экономический форум (ВЭФ) — швейцарская неправительственная организация. На ежегодные встречи в Давосе приглашаются ведущие руководители бизнеса, политические лидеры, видные мыслители и журналисты. Предметом обсуждения являются наиболее острые мировые проблемы, включая здравоохранение и охрану окружающей среды.

  1. решение сложных проблем,
  2. критическое мышление,
  3. креативность,
  4. управление людьми,
  5. коммуникация с людьми,
  6. эмоциональный интеллект,
  7. принятие решений,
  8. клиентоориентированность,
  9. ведение переговоров,
  10. когнитивная гибкость.

На первом месте — комплексное решение сложных проблем, это справедливо. А вот на втором — критическое мышление. С чем это связано? Всё просто. Человечество благодаря автоматизации и роботизации избавляется от привычных рутинных когнитивных задач. Компьютерные системы сами посчитают зарплаты, систематизируют клиентов, разошлют письма-рассылки, сведут дебет с кредитом и даже проведут собеседования с помощью онлайн-ботов. Компьютер во многом замещает человека. Но пока он не научился главному — автономно мыслить вне прописанных алгоритмов. Возможно, это дело времени.

Давайте попробуем заглянуть еще дальше. Минутка футурологии. Недавнее исследование международной компании The Boston Consulting Group говорит о том, что до 50% всех ныне существующих профессий могут исчезнуть в ближайшее десятилетие по причине цифровизации; 19% всех рабочих могут быть замещены роботами на 81%. Некоторые профессии, которые будут востребованы в XXI в., попросту пока не существуют. А те, что есть, со временем, конечно, изменятся и трансформируются. Думаю, все понимают, что человек без гибкости и критичности не сможет адаптироваться под такие изменения.
Или возьмем американскую концепцию 4С. В 2002 г. в США было создано партнерство для изучения навыков XXI в., куда вошли представители департамента образования, Национальная ассоциация образования NEA, другие государственные и некоммерческие организации и даже несколько компаний, среди которых Microsoft, Apple, Cisco и Dell. Сообщество проанализировало и выявило четыре ключевых навыка, необходимых для обучения в первую очередь в XXI в. Думаю, вы догадываетесь, что среди них, безусловно, есть критическое мышление. Давайте посмотрим на остальные:

    • 1С — Critical Thinking (критическое мышление),
    • 2C — Creative (креативность),
    • 3C — Communication (коммуникативный навык),
    • 4C — Collaboration (работа в команде).

Именно эти ключевые навыки уже интегрируются в США во все образовательные среды. Думаю, примеров важности критического мышления достаточно. Остался последний и главный вопрос.

Глоссарий

Концепция 4C

Маркетинговая теория, предложенная Робертом Ф. Лотерборном в 1990 г. Основана на четырех основных «координатах» маркетингового планирования. Иллюстрирует восприятие потребителем товарного предложения производителя.
Элементами модели являются:
Cost — цена, стоимость, расходы для потребителя;
Customer needs and wants (customer value) — нужды и желания потребителей, потребительская ценность;
Convenience — удобство для потребителя;
Communication — коммуникация.

Что же такое критическое мышление?

Что же это за тип мышления, настолько актуальный, востребованный и жизненно необходимый? Пришло время разобраться, что же это за зверь такой.

Давайте представим, что мы читаем свежую статью, в которой раскрываются сенсационные результаты исследований британских ученых, или аналитический материал новомодного делового портала. Или смотрим новости по федеральному каналу, где обосновывают необходимость принятия нового законопроекта. Или присутствуем на переговорах и слушаем доводы своего оппонента. Что нужно делать для того, чтобы мыслить критически? Рассмотрим весь процесс в хронологическом порядке.

1. Проанализировать информацию

Для начала необходимо интерпретировать данные, если необходимо, оценить вводные. Это важнейшая компетенция, которая связана с навыком работы с информацией.

Что первично, а что вторично? Что главное, а что второстепенное? Где причина, а где следствие? Как одно взаимосвязано с другим?

2. Обнаружить логические ошибки

После того как мы разобрали какой бы то ни было информационный блок на составляющие, стоит перейти к следующему шагу. Критически мыслящего человека сложно обвести вокруг пальца, потому что он легко может найти любые несоответствия в рассуждениях.

Понятен ли предмет обсуждения? Нет ли подмен темы или умышленных переключений? Не сужается или не расширяется ли тема? Все ли аргументы можно назвать правдивыми? Все ли доводы раскрыты и доказаны? Нет ли противоречий? Есть ли четкая причинно-следственная связь?

3. Обосновать свою позицию

Одно дело — найти логические ошибки, другое дело — объяснить их оппоненту. Навык аргументации и убедительного обоснования — ключевая компетенция критического мышления.

4. Применять эти навыки в решении проблем

Наконец, главное. Теоретически я отлично могу анализировать информацию, находить логические ошибки в упражнениях из учебника по логике, выстраивать аргументы в искусственном формате «дебаты», но… Но если я не могу перевести все эти знания и умения в бизнес-практику и решать реальные практические задачи в условиях неопределенности или нехватки информации, грош мне цена.
Соединив все четыре ключевые составляющие, получим следующее определение: критическое мышление — это способ мышления, позволяющий анализировать поступающую информацию и ставить ее под сомнение, формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящего, а также принимать решения в условиях неопределенности.

Развивать критическое мышление можно и нужно. Это навык, который требует постоянной работы. Критическое мышление — это не про критику. Это про то, как ориентироваться в огромном информационном потоке, про то, как ставить входящую информацию под сомнение. Задавайте вопросы, разные и много. Чем сложнее идея, утверждение или мысль, тем больше вопросов должно быть. Перепроверяйте информацию, сомневайтесь и не бойтесь искать первоисточники. Сравнивайте несколько источников. Безапелляционно верить ничему нельзя. И этой статье в том числе.

«Business Excellence» Май 2019

Автор(ы): Н. Непряхин
01.05.2019

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU