Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Менеджмент возможностей в контексте риск-ориентированного мышления

Бизнес работает в крайне нестабильной среде, содержащей тем не менее один стабильный фактор — неопределенность. Компании реагируют на эту нестабильность путем реализации системы менеджмента рисков (угроз), позволяющей уменьшить потенциальное негативное влияние неопределенности. Однако большинство компаний игнорируют тот факт, что неопределенность содержит кроме угроз также потенциальные возможности.
В экономической науке и деловой практике есть понимание, что упор исключительно на риски (угрозы) не является достаточным, чтобы полностью реализовать потенциал рынков и компаний. Организации должны признать, что кроме рисков существуют возможности и что ими нужно активно управлять. Если организации не в состоянии это делать, потенциальные преимущества будут потеряны или в лучшем случае будут реализованы случайно. Выявление и реализация возможностей для улучшения деятельности является одним из ключевых элементов стандартов ИСО на системы менеджмента нового поколения.

В экономической науке и деловой практике есть понимание, что упор исключительно на риски (угрозы) не является достаточным, чтобы полностью реализовать потенциал рынков и компаний.

Организации должны признать, что кроме рисков существуют возможности и что ими нужно активно управлять. Если организации не в состоянии это делать, потенциальные преимущества будут потеряны или в лучшем случае будут реализованы случайно. Выявление и реализация возможностей для улучшения деятельности является одним из ключевых элементов стандартов ИСО на системы менеджмента нового поколения.

От шансов к возможностям

Менеджмент возможностей начинается с идентификации шансов. Шанс — это неопределенное событие, которое могло бы оказать положительное влияние на достижение намеченного (цели), это потенциальная возможность осуществления чего-либо.

Функция менеджмента возможностей заключается в том, чтобы:

    • улучшать знания о возникающих шансах;
    • выявлять подходящие шансы;
    • превращать их в благоприятные возможности;
    • реализовывать подходящие возможности и как предварительное условие:
      • создать и поддерживать необходимую Систему Менеджмента Возможностей.

Шансы могут быть идентифицированы путем мозгового штурма для ключевых направлений бизнеса, после чего они попадают в воронку с так называемым отсеивающим фильтром. В результате рассмотрения и анализа шансов, как правило, с вовлечением высшего руководства присущая им неопределенность исчезает. В этот момент шанс созрел для принятия решения и преобразуется в благоприятную возможность. Возможности — это все те шансы, которые созрели для принятия решения об их реализации.

Мышление, ориентированное на угрозы и возможности

Стандарты ИСО нового поколения идентифицируют возможности совместно с рисками в одних и тех же разделах, одними и теми же требованиями, характеризующими так называемое риск-ориентированное мышление, которое включает определение возможностей и рисков, планирование действий по их обработке, выполнение этих действий и оценку их результативности.

Поскольку ­возможности в требованиях ­стандарта не отделены от рисков и поскольку они совместно с рисками являются объек­том структурированного менеджмента, риск-ориентированное мышление правильнее интерпретировать как мышление, ориентированное на риски (точнее, угрозы) и возможности.

К менеджменту возможностей применим процесс риск-менеджмента согласно стандарту ИСО 31000 (рис. 1), поскольку в стандартах серии «Риск-менеджмент» риск ассоциируется и с угрозами, представляющими отрицательный эффект неопределенности, и с возможностями, представляющими положительный эффект неопределенности (см. табл. 1).

Таблица 1.     Стандарты серии ИСО 31000 ассоциируют риск с угрозами и возможностями (факты)

Стандарт

Ассоциация

Руководство ИСО Guide 73:2002

«Все виды деятельности сталкиваются с ситуациями, которые создают возможности для извлечения выгоды или представляют угрозы успеху. Возможности могут быть осуществлены, а угрозы пресечены эффективным менеджментом. Поэтому процесс риск-менеджмента всё в большей степени рассматривается как нацеленный на позитивные и негативные аспекты этих неопределенностей. Настоящее Руководство рассматривает риск-менеджмент с обеих сторон».

Руководство ИСО Guide 73:2009

«В дополнение к менеджменту угроз для достижения целей организации всё чаще разрабатывают интегрированный подход
к риск-менеджменту, чтобы улучшить менеджмент потенциальных возможностей».

ИСО 31000:2009, введение

«Менеджмент риска позволяет организации улучшать идентификацию возможностей и угроз».

ИСО 31000:2009, п. 5.4.2
«Идентификация риска»

«Цель этого шага — создать исчерпывающий перечень рисков, основанных на тех событиях, которые могли бы генерировать, улучшать, предотвращать, ухудшать, ускорять или задерживать достижение целей. Важно идентифицировать риски, связанные с неиспользованием возможностей».

ИСО 31000:2018, п. 6.4.2
«Идентификация риска»

«Цель идентификации рисков — найти, распознать и описать риски, которые могут помочь или помешать организации достичь своих целей».

ИСО 31004:2013, п. A2

«Риск может иметь положительные или отрицательные последствия и представлять собой возможность или угрозу или и то и другое».

ИСО 31000:2018, п. 3.1: «Риск. Влияние
неопределенности на цели». Примечание 1

«Влияние — это отклонение от ожидаемого результата. Оно может быть положительным, отрицательным или и тем и другим и может адресовать, создавать или приводить к возможностям и угрозам».

От организации требуется обращаться и с угрозами, и с возможностями на этапах планирования, внедрения, поддержания, оценки и ­улучшения системы менеджмента, т. е. по всему циклу Шухарта — Деминга (англ. Plan — Do — Check — Act, PDCA; «Планируй — делай — проверяй — действуй».

Опции действий с возможностями определены в стандарте ИСО 31000. Они включают реализацию возможности, повышение последствий и вероятности реализации, передачу возможности и пассивное сохранение.

Возможности для постоянного улучшения

Все стандарты ИСО нового поколения, основанные на Приложении SL, содержат требование к организации постоянно улучшать систему менеджмента и ее процессы. Это одна из контрольных точек сертификационного аудита на соответствие требованиям стандарта. Концепция постоянного улучшения была впервые введена в ИСО 9001:2000 вместе с внедрением процессного подхода и применением цикла PDCA на этапе шага «действуй»: «Принимайте меры по улучшению результатов деятельности».

Постоянное улучшение подразумевает непрерывное выявление организацией возможностей для улучшения и их последующую реализацию. Сертифицированные организации должны демонстрировать мышление, ориен­тированное на возможности для улучшения своей деятельности.

Возможности для улучшения как объект анализа руководством рассматривались еще в старых версиях стандарта ИСО 9001:2000/2008, где было указано: «Анализ руководством должен включать оценку возможностей для улучшения…» Новая версия ИСО 9001:2015 развивает эту функцию: «Входные данные анализа руководством должны включать рассмотрение возможностей для улучшения, а выходные данные анализа должны содержать решения и действия, относящиеся к возможностям для улучшения».

Согласно ИСО 9000:2015, п. 3.3.1, «улучшение — это действия по улучшению результатов деятельности». В этом отношении те «возможности для улучшения», которые адресуются в стандарте отдельно от рисков, — это те же «просто возможности», о которых говорится в п. 6.1.1: «организация должна определять и обрабатывать… риски и возможности… для… достижения улучшения». Улучшение можно отождествить с положительным отклонением от намеченного, т. е. с положительным риском.

Термин ­«возможность» в Приложении SL и ИСО 9000:2015 не определен, хотя во введении в стандарт ИСО 9001:2015 содержится ясный комментарий: «Возможности могут возникнуть в ситуации, благоприятной для достижения намеченного результата». По смыслу эта формулировка совпадает с определением в российских толковых словарях: «Возможность — это средство, случай, условие, обстоятельство, способствующие осуществлению ­чего-либо». Пример: встреча и переговоры с потенциальным заказчиком — это благоприятная возможность для заключения контракта и улучшения показателей деятельности. Опции возможностей представлены в табл. 2.

Таблица 2.     Примеры возможностей

Реагирование на риск
Вызов риску
Переговоры с потенциальным клиентом
Рост рыночного спроса на продукцию, услугу
Новый продукт на рынке
Уход конкурента с рынка
Прием на работу чемпиона от конкурента
Запрос коммерческого предложения
Инвестирование
Принятие решений высшим руководством
Реструктуризация компании
Новый менеджер
Мониторинг процессов
Внутренний аудит

Анализ руководством
Установление целей
Участие в тендерах
Участие в конференциях
Внесение изменений в менеджмент, процессы
Идея, рационализаторское предложение
Дни качества, охраны труда, охраны ОС
Внедрение системы менеджмента
Ревизия ответственности владельцев процессов
Улучшение сайта компании, усиление PR
Мониторинг и бенчмаркинг показателей конкурентов
Внутренний контроль выполнения ЛНД
Вовлечение бизнес-­линий в стратегическое планирование

Возможность, как и угроза (риск), — это категория неопределенности, которая определяется вероятностью реализации возможности и значимостью последствий. Возможность касается неопределенных событий, которые могут произойти в будущем, а могут и не произойти. Неопределенность должна управляться действиями организации. Реализация возможности требует ресурсов: человеческих, финансовых, временных, информационных. Эти ресурсы должны окупиться эффектом от осуществления возможности.

Неопределенность в требовании «Определить риски и возможности»

В отличие от стандартов ИСО серии «Риск-менедж­мент» и мировой базы знаний о менеджменте риска, где риск ассоциируется с возможностями и угрозами, в стандартах ИСО на системы менеджмента на основе базового Приложения SL последовательно рассматривается пара «риски и возможности». Тем самым к возможностям обращаются дважды, поскольку риски уже включают положительные эффекты неопределенности, т. е. собственно возможности.

Поэтому требование стандартов «Определить риски и возможности» страдает избыточностью в отношении идентификации возможнос­тей. В этой связи пользователям стандартов ИСО нового поколения по смыслу правильнее работать с парой «угрозы и возможности» в контексте ИСО 31000.

Памятка по менеджменту

  1. Менеджмент возможностей важен, поскольку акцент на менеджмент рисков (угроз) снабжает неполной информацией. Реализация возможностей важна в силу того, что упущенные возможности представляют собой потерю прибыли. Важно идентифицировать риски, связанные с неиспользованием возможностей (согласно стандарту ИСО 31000:2009).
  2. Ввиду стратегического значения менеджмент возможностей должен быть ключевой темой топ-менеджмента, закрепленной на высшем уровне в организации.
  3. Для эффективного управления возможностями топ-менеджменту следует сделать программное заявление, определить роли, ответственности и полномочия по менеджменту возможностей, а также создать функциональную команду или подразделение.
  4. Следует четко определить процесс менеджмента возможностей и адаптировать его к нуждам компании. Топ-менеджмент должен обеспечить, чтобы процесс учитывал контекст организации и охватывал все звенья цепочки создания ценности, все направления бизнеса, все процессы.
  5. Менеджмент возможностей находится под сильным влиянием личных интересов заинтересованных сторон. Топ-менеджмент должен обеспечить внедрение надлежащих систем управления и мотивации.
  6. Сотрудники должны быть мотивированы постоянно сканировать окружающую их среду (контекст) для поиска новых шансов и возможностей.

«Business Excellence» Июль 2019

Рубрика: Менеджмент
Автор(ы): Л. Яскин
01.07.2019

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU