Архив номеров

Уроки великих людей: от успеха к величию. Серия 2. Генри форд

Совместный проект журнала Business Excellence и закрытого клуба GL рассказывает о театрально-­образовательном практикуме «Уроки великих людей», в рамках которого на примере становления великих личностей рассматриваются исторические кейсы об их личном пути к совершенству. Уоррен Баффет — ​гений финансового мира, самый успешный и непревзойденный инвестор в мире, Стив Джобс — ​сооснователь компании Apple и анимационной студии Pixar, Генри Форд — ​легендарный бизнесмен ХХ в., отец автомобильной промышленности… Список можно продолжать бесконечно. Все эти люди сделали себе имя сами, оставив свой след в истории, в т. ч. и в виде бесценного опыта для будущих поколений предпринимателей.

Играя — обучаем, обучая — развиваем

Генри Форд, один из богатейших людей своего времени, выходец из небогатой крестьянской семьи, — человек, создавший совершенно новые принципы производства. Это и специализация труда, и резко возросшая точность производственных операций (до одной десятитысячной дюйма), и одно из величайших изобретений нашего времени — сборочный конвейер для массового изготовления деталей. Он создал совершенную организацию производства, которое, согласно Форду, не только состоит из отдельных качественных изделий и профессионально подготовленных людей, но и образует то, что мы сегодня называем системой.

Такой пример действительно может вдохновить российское деловое сообщество на решение масштабных задач, способных менять национальную экономику. К сожалению, отечественные предприниматели недостаточно знакомы с мировыми историями и практиками построения успешного бизнеса, ведь Россия развивалась по другому пути, в иных традициях. Поэтому один из идеологов проекта — социальный предприниматель Мария Потапова подчеркивает, что они хотели показать не столько биографию великих людей, сколько поворотные точки в их жизни и бизнесе.

Ведущий Никита Макаров призывает собравшихся не просто прожить опыт Форда вместе с актерами: «Во время поворотных точек сюжета мы останавливаем действие, а вы попробуете взвесить все за и против и, возможно, принять решение за Генри Форда. А потом мы проверим ваши догадки — посмотрим, как это было на самом деле».

В своей книге «История моего успеха» Форд пишет: «Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе». Он не раз подчеркивал, что одной из основных составляющих деятельности предпринимателя является экономия производственных ресурсов. В театрализованном этюде эта мысль нашла отражение в следующем эпизоде. Уже добившегося успеха промышленника спрашивают, почему он останавливается в самых дешевых гостиницах и носит пальто своего отца. На что Форд отвечает: «Зачем переплачивать за ненужные излишества? Даже остановившись в самой дешевой гостинице, я всё равно остаюсь Генри Фордом. Это пальто, вы правы, носил еще мой отец, но даже в нем я — Генри Форд. Мой сын еще молод и неопытен, поэтому беспокоится, что о нем подумают окружающие, если он остановится в дешевой гостинице. Я о мнении окружающих совершенно не беспокоюсь, потому что знаю себе настоящую цену. Я научился считать деньги и отличаю истинные ценности от фальшивых».

По окончании каждого этюда участники практикума получали возможность совместно с модератором разбирать бизнес-­кейсы, анализировать принятые ключевые решения по таким основополагающим вопросам, как кадры, продукт и брендинг, антикризисное управление, способы коммуникаций, чтобы суметь применить эти принципы в своей деятельности. Так, на основе осмысления тех алгоритмов и правил, в согласии с которыми действовала историческая личность, идет работа по формированию системы управленческих знаний, умений и навыков.

Что в имени твоем?

Имя «Форд» в рабочей тетради организаторы обозначили следующим образом.

Ф  — формирование нового.

Формирование новых понятий, которые Форд вводил в своем бизнесе и индустрии в целом:

    • Результат работы впереди денег.
    • Жалованье платит нам продукт, а менеджмент организует производство так, чтобы продукт был в состоянии это делать.
    • Необходимость обратной связи.

Это один из основных управленческих принципов, внедренных Фордом. Он говорил, что необходимо отслеживать, как ведет себя автомобиль после продажи, чтобы обеспечить его успех у потребителя. Также нужно стараться обеспечить не только соотношение «цена — качество», но и дальнейшее сопровождение продукции, как мы говорим сегодня, послепродажное обслуживание.

О — обучение.

Обучение как целенаправленный процесс передачи знаний от учителя к ученику.

Был ли Форд сам высокообразованным человеком? Наверное, нет. У него не было даже формального образования, из-за этого над ним подшучивали и критиковали. При этом он смог запатентовать более 160 открытий.

Р — рост.

Факторы роста бизнеса и личностного развития.

Нельзя останавливаться в поисках совершенствования управленческой деятельности. Подчеркивая этот важный момент в любой управленческой деятельности, Форд говорил: «Я видел, как большие предприятия падали, делаясь тенью своего имени, только потому, что кто-то считал возможным, чтобы они и дальше управлялись так, как управлялись до сих пор». Вот одна из его управленческих новаций: бумажные дела тормозят выпуск новых машин, поэтому мы упраздняем статистику, отменяем производственные совещания и убираем ненужную документацию. Поменьше бумаг в бизнесе и побольше бизнеса в бумагах.

Непрестанное применение новых идей. Форд пишет: «Я не игнорирую ни одной хорошей идеи, но уклоняюсь от того, чтобы решать немедленно, хороша ли она на самом деле. Если идея оказывается действительно хорошей или хотя бы открывает новые возможности, я за то, чтобы испытать ее всячески. Но от этих испытаний еще бесконечно далеко до изменений». При этом он большое внимание уделяет принципу наследуемости, имея в виду, что новые задачи должны решаться исходя из задач, решенных ранее.

Необходимо иметь альтернативные варианты решений. Это один из основных принципов современного менеджмента. Форд рассказывает: «Для каждого отдельного сорта стали у нас есть по крайней мере одна замена, а то и несколько, причем все испробованы и все оказались годными».

Д — доступ к технологиям.

Постоянные изменения в технологии производства. Форд пишет: «С тех пор как мы построили наш первый автомобиль, ни одно из прежних устройств не оставалось без изменений. Вот причина дешевизны нашего производства. Те небольшие изменения, которые введены в наших машинах, имеют целью повысить удобство или усилить мощность. Применяемые в производстве материалы меняются, конечно, тоже по мере того, как мы научаемся разбираться в материалах».

Очень важно, чтобы человек и машина вместе выполняли работу. Тем самым подчеркивается важность использования эффективных технологий производства, соответствующих уровню развития организации.

Кадры решают всё

Предприятия Генри Форда стали первыми, где рабочие получили восьмичасовую рабочую смену, шестидневную рабочую неделю и оплачиваемый отпуск. Дополнительно стимулировали непьющих и некурящих сотрудников. Перед Фордом стояла задача всесторонней поддержки всех аспектов жизни служащих. Например, важным было сохранить здоровье. Он говорил, что если мы хотим, чтобы наши сотрудники полностью отдавали свою энергию работе, то необходимо приложить максимум усилий, чтобы у них была эта энергия.

Кого бы Генри Форд принял на работу? Чтобы устроиться на работу на заводы Форда, выстраивались очереди. К нему могли устроиться все — инвалиды, слепые, глухие и даже преступники. Самым главным критерием было желание учиться и работать. Он всегда подчеркивал: «Мне неважно, откуда пришел человек, будь то тюрьма или он прибыл из Ярда. Мы нанимаем человека, а не его историю».

Основным достоинством Форда было то, что он мог по-человечески посмотреть на своего ближнего. А главным секретом его успеха стало умение смотреть на проблемы и со своей точки зрения, и с точки зрения своего собеседника. Именно так рождалась общая картина.

***

Успех в организации производства и в создании бизнес-­империи, основанной Фордом, был подкреплен успехом в финансовой сфере. Правда, впоследствии Генри Форд пытался распространить идеи открытой им совершенной организации отдельного производства на хозяйство страны в целом. Однако эта проблема оказалась на порядок сложнее, и до ее решения дело так и не дошло.

Автомобиль как зеркало прогресса

На этот раз театрально-­образовательный практикум «Уроки великих людей. Генри Форд» проходил на необычной, но весьма подходящей случаю площадке — ​в частном автомузее «Моторы Октября». О том, почему так важно хранить и изучать историю автомобилестроения, рассказывает Дмитрий Октябрьский, основатель и владелец музея.

Мы живем в мире, который всё больше глобализуется и ускоряется; сегодня он фактически без границ. Скажем, вы покупаете автомобиль BMW, который собран уже не в Германии, а в России. Всё чаще сборочное производство расположено не на исторической родине той или иной марки, а там, где это экономически целесообразно. Если сегодня выгоднее производить автомобили в Китае, Индии или других странах с меньшими зарплатами, но более высокой квалификацией инженеров и работников, бизнес пойдет именно по такому пути.

Неважно, где производится автомобиль, — ​важна его будущность, идея, перспектива. Например, Tesla теперь знают все, потому что Илон Маск — ​это личность. За каждой легендарной автомобильной маркой в свое время стоял очень харизматичный человек, обладающий яркой индивидуальностью. Так было всегда, потому что историю делают личности — ​люди с характером, с накалом чувств и желаний, с определенным посылом миру. Личность Генри Форда, как ни одна другая, повлияла на появление в принципе и становление автопрома в нашей стране.

Сегодня мы находимся уже на новом эволюционном витке, когда весь мир переходит на «зеленые» автомобили, когда мы станем свидетелями передвижения на беспилотниках и профессия «водитель», так же как некогда извозчик, возможно, канет в Лету. Отчасти занимаясь историей, я отношусь к этому достаточно просто, без всякого скепсиса, предвзятости и разочарований. Я считаю, что жизнь есть жизнь и пусть автопром развивается так, как развивается.

Почему автомобиль так велик — ​не по размерам, по своей ментальной значимости? Потому что это — ​объект, наверное, единственный в своем роде, впитывающий все самые новейшие разработки и материалы своего времени: резину, каучук, пластик, алюминий, металлы, силиконовые и композитные материалы, аккумуляторные системы, инновационные ткани… Теперь машины с вами беседуют, говорят, куда поворачивать, предупреждают об опасности; есть не только электрика, но и телефония, радио, телевидение — ​все инновации в развитии промышленности присутствуют в автомобиле. Автомобиль является отображением всех самых-­самых высокотехнологичных разработок и зеркалом прогресса.

Но наряду с этим автомобиль всегда отражал и созвучные времени тенденции дизайна и искусства в целом. И я чувствую, что время стерло восприятие автомобиля как абсолютно потребительского предмета и превратило его в предмет эстетического восприятия, который можно коллекционировать, на который можно просто смотреть и радоваться. Такое восприятие сродни творчеству, и оно всё больше и больше выходит на первый план, становится всё более важным для сообщества, влюбленного в ретроавтомобили.

Как основатель и владелец музея, я и другие коллекционеры, чьи автомобили здесь представлены, решили таким образом транслировать часть своих интересов, часть своего неравнодушия людям. Наш музей — ​это и образование, и патриотизм, и насыщение страны предметами, которые в перспективе будут иметь колоссальную историческую и культурную ценность. Россия по-настоящему гордится Третьяковкой, Пушкинским музеем, так же как Франция гордится Лувром. Мечтаю, чтобы через некоторое время наша страна гордилась тем, что у нас собрано огромное количество экспонатов автомобильной тематики, потому что в перспективе это будет расценено так же. Это будет настоящий антиквариат. На грани искусства, на грани памяти инженерии и технологий, и в перспективе он точно займет свое место в истории.

«Business Excellence» Август 2019

01.08.2019

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU