Архив номеров

Выставки как действенный инструмент макроэкономической и инвестиционной политики

В этом году московский «Экспоцентр» отмечает свое 60-летие. Об этапах становления ведущей отечественной выставочной компании мы расскажем в рубрике «Бренд», а о тенденциях развития выставочной деятельности в нашей стране и за рубежом, задачах и проблемах, стоящих сегодня перед экспоотраслью, побеседуем с генеральным директором АО «Экспоцентр» Сергеем Бедновым.

— Как бы вы оценили роль выставочной деятельности в современной экономике?

— Выставочная индустрия — это одновременно и растущий сектор экономики, и важный драйвер рыночных отношений. Она связана со всеми видами производства и жизнью общества в целом, имеет обширную инфраструктуру, материально-­техническую базу и специализированные кадры.
Выставки являются действенным инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Они обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое для бизнеса информационное пространство, формируют товарные потоки, приносят существенный доход в бюджеты всех уровней. Они способствуют межотраслевой и международной кооперации, внедрению инноваций и передовых технологий, реализации важнейших государственных проектов и программ.


— Как обстоят дела с организацией выставок в нашей стране?

— Оборот выставочного рынка России составляет примерно 600 млн долларов по текущему курсу валют, что соответствует седьмому месту в мире после США, Германии, Франции, Великобритании, Китая и Италии.

В России ежегодно проводится порядка 950 выставок в формате В2В (бизнес для бизнеса) общей площадью около 2 млн квадратных метров нетто. В них участвуют более 100 тысяч экспонентов из 120 стран. Количество посетителей — примерно 7 млн человек.

Динамичное развитие выставочно-­конгрессной деятельности в нашей стране сосредоточено главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и еще в нескольких городах-­миллионниках. Сдерживающими факторами в масштабах всей страны выступают недостаточная развитость региональной инфраструктуры, а также несовершенство нормативной базы.

— Что нужно сделать для активного и сбалансированного развития выставочно-­конгрессной деятельности во всех регионах Российской Федерации?

— России необходима федеральная целевая инвестиционная программа и отладка механизмов государственно-частного партнерства. Принципы такого партнерства заложены в утвержденной Правительством «Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». Она была разработана под эгидой Министерства промышленности и торговли при активном участии экспертов Торгово-­промышленной палаты РФ, «Экспоцентра» и Российского союза выставок и ярмарок. Главной формой господдержки должно стать субсидирование участия в выставках малого и среднего бизнеса.

Особо подчеркну, что инвестиции в выставочно-конгрессную индустрию высокорентабельны. Один ­рубль, вложенный в развитие выста­вочно-­конгрессной деятельности, дает совокупную отдачу до шести и более рублей, которые через налоги инвестируются в расширение инфраструктуры. На крупные выставки и конгрессы съезжается много людей, как участников, так и гостей. Они приносят немалые дополнительные доходы, которые поступают в местные бюджеты от гостиниц, транспорта, ресторанов, сувенирной торговли и многого другого.

— Одно из сегодняшних приоритетных направлений национальной экономической политики — стимулирование российского экспорта. Как выставки содействуют решению этой задачи?

— Президентом России поручено увеличить объем экспорта несырьевых товаров с нынешних 150 млрд долларов до 250 млрд долларов к 2024 году. В решении столь масштабной задачи выставки играют важную роль как действенный механизм реализации экспортных возможностей предприятий самых разных отраслей.

Осмотр выставки «Металлообработка» c министром промышленности и торговли России Д. Мантуровым

Участие в международных выставках помогает формировать максимально возможный объем конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг.

Выставки открывают широкие возможности для демонстрации новинок, установления прямых контактов с партнерами по бизнесу, непосредственными потребителями и потенциальными инвесторами.

«Экспоцентр» в проведении своих ключевых выставок активно сотрудничает с Российским экспортным центром (РЭЦ), который постановлением Правительства наделен правом финансирования из федерального бюджета части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной продукции и услуг отечественных компаний на экспорт. По линии РЭЦ можно компенсировать предприятиям от 50 до 80% расходов на участие в выставках, включая аренду выставочных площадей, застройку и монтаж выставочных стендов, выставочную логистику, участие в деловой программе и другие.

Для содействия отечественному экспорту «Экспоцентр» не ограничивается крупными международными выставками на своей площадке. Другое важное направление — организация российских экспозиций на международных выставках за рубежом в целях продвижения российских экспортных товаров.

С января 2018-го по май 2019 года «Экспоцентр» организовал 17 коллективных экспозиций российских компаний в Германии, Индии, Иране, Китае, на Кубе, в Монголии, ОАЭ, Франции. Тематика экспозиций затронула мебельную промышленность, информационные и коммуникационные технологии, железнодорожный транспорт, фотонику, дерево­обрабатывающую и нефтеперерабатывающую промышленность, детские товары, а также автомобилестроение и т. д. Это та продукция, с которой отечественный бизнес выходит на мировые рынки.

В целом финансирование выставочной деятельности в субъектах Российской Федерации осуществляется по линии различных региональных структур поддержки малого и среднего предпринимательства. Расширяется региональная сеть РЭЦ в формате представительств и так называемых точек присутствия. Последние функционируют на основе соглашений о взаимодействии с территориальными торгово-­промышленными палатами, центрами поддержки экспорта, представительствами «ОПОРЫ России» и «Деловой России».

При этом не следует забывать, что для малого и среднего бизнеса выставки — это довольно дорогостоящий инструмент маркетинга и продвижения. Без соответствующей поддержки со стороны государства не многие предприятия малого и среднего бизнеса готовы регулярно участвовать в смотрах.

— Расскажите о других стратегических задачах, которые выставки «Экспоцентра» помогают решать наряду с поддержкой экспорта.

— Прежде всего это содействие реализации приоритетных государственных программ и национальных проектов в самых разных областях производства и социальной сферы посредством наших крупных отраслевых выставок. Тематика обширна — от импортозамещения, цифровизации экономики, расширения несырьевого экспорта, модернизации предприятий ТЭКа, тяжелого машиностроения и легкой промышленности, других ключевых отраслей, развития новейших средств связи, транспорта, информационных и нанотехнологий до задач в области здравоохранения, продовольственной безопасности, обеспечения населения комфортным и доступным жильем, качественными и модными товарами для детей и многое другое. Всего не перечесть.

— Очевидно, что компаниям для принятия решения об участии в выставках важно представлять, какова будет отдача, на какие сервисы можно рассчитывать, насколько комфортны будут условия и для экспонентов, и для посетителей и т. д. Что вы делаете в этом направлении?

— «Экспоцентр» имеет уникальный опыт реализации крупнейших международных выставочно-­конгрессных проектов, располагает современным выставочным комплексом в центре Москвы, входит в Ассоциацию ведущих европейских выставочных центров (ЕМЕСА) и предлагает те виды услуг, которых нет у других выставочных операторов.

К примеру, на наших выставках работают биржи деловых контактов, центры закупок розничных сетей. Там проходят прямые переговоры между производителями, поставщиками и потребителями товаров и услуг, а также потенциальными инвесторами и партнерами. Международные выставки «Экспоцентра» — это не только демонстрация достижений компаний-экспонентов широкой целевой аудитории, но и их активное продвижение на внутренний и внешние рынки, расширение клиентской базы, поиск новых заказчиков, партнеров, получение выгодных контрактов.

Для повышения комфортности и эффективности работы на выставках мы постоянно улучшаем обслуживание экспонентов и посетителей за счет современных электронных услуг, занимаемся созданием новых цифровых сервисов.

Большое преимущество «Экспоцентра» — это наличие собственных специализированных служб и сервисных компаний, которые занимаются строительством стендов, установкой светового и звукового оборудования, транспортно-­логистическими, таможенными, рекламно-полиграфическими, кейтеринговыми услугами, обеспечением безопасности мероприятий, визовой поддержкой, бронированием гостиниц и многим другим.

Имеются и исключительно свои ноу-хау в области обслуживания участников и посетителей наших выставок. К примеру, «Экспоцентр» регулярно проводит специальные обучающие семинары для экспонентов по эффективному участию в выставках. Мы были первыми в России, кто предложил такую программу обучения в 2007 году. С тех пор за 13 сезонов семинары привлекли свыше 7000 участников более чем из 500 городов России и других стран.

Ведь ни для кого не секрет, что чисто формальное присутствие на выставке само по себе не может гарантировать высоких результатов. А вот как полноценно использовать предоставляемый «Экспоцентром» широкий набор выставочных услуг и ресурсов, технических, имиджевых, коммуникационных средств и мероприятий деловых программ, какие методы и стратегии участия в выставках являются сегодня наиболее успешными и эффективными — о таких секретах знать необходимо, чтобы достичь наибольшей отдачи и коммерческого эффекта.

От слушателей поступает много положительных отзывов о семинарах как очень эффективных и полезных. Поэтому эту практику «Экспоцентр» продолжает уже 12 лет. Недавно, 3 сентября этого года, состоялся уже 100-й, юбилейный семинар. Замечу, что для компаний, подтвердивших свое участие в наших выставках, услуга бесплатна.

Хотелось бы отметить еще один сервис, который мы предоставляем экспонентам наших выставок. С 2013 года мы реализуем уникальный проект «Экспоцентр» — за выставки без контрафакта». Его цель — уменьшение случаев демонстрации контрафактной продукции и оказание консультативной помощи участникам выставок по охране и защите их интеллектуальной собственности. Данный проект делает участие в выставках более прозрачным и привлекательным, в том числе для иностранных компаний, которые опасаются проблем, связанных с нарушением своих исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности во время их демонстрации на выставках.

— Наряду с выставочными мероприятиями вы реализуете обширную деловую программу. В чем ее преимущества?

— Действительно, важнейшей составляющей всех собственных выставок «Экспоцентра» является их насыщенная деловая программа с участием авторитетных отечественных и зарубежных экспертов, представителей бизнеса, науки, отраслевых ассоциаций и властных структур. Это обеспечивает нашим выставочно-­конгрессным проектам высокую эффективность, превращает их в живую цепь информационных поводов для широкого освещения в российских и иностранных СМИ. В рамках деловых программ наших выставок ежегодно проводится свыше 900 конгрессов, конференций, тематических и научно-­практических семинаров, круглых столов, специальных мероприятий.

— Прежде чем принять решение об участии в выставке, экспонент задается вопросом экономической целесообразности. Какие аргументы вы можете привести в пользу принятия положительного решения?

— Главным преимуществом участия в выставке является высокая концентрация в одном месте целевой аудитории, которая в режиме живого общения может получить полное представление о предлагаемой ей продукции. Выставки — главное место деловых встреч и заключения масштабных сделок во внутренней и внешней торговле.

По данным международных исследований, 90% компаний признают выставки важнейшим источником информации, необходимой для принятия решений о закупках. 72% посетителей выставок намереваются совершить покупку прямо на выставке либо после ее окончания. 82% компаний считают выставки самым эффективным способом налаживания деловых контактов. Демонстрация товаров на выставке в шесть раз больше способствует продажам, чем другие средства продвижения. Такая статистика звучит намного убедительнее общих слов в пользу выставок.

Если же производители говорят о дороговизне участия, то нужно объяснить им, что ценность выставки заключается в ее многофункциональности. Компания-­экспонент одновременно решает множество задач — коммерческих, производственных, инвестиционных, коммуникационных, информационных, маркетинговых, имиджевых. В этом контексте затраты на выставку как маркетинговый канал не кажутся такими значительными. К тому же отдача от выставки может с лихвой покрыть любые затраты экспонента.

Не случайно 65% опрошенных бизнесменов, согласно мировым исследованиям, называют участие в выставках одним из наиболее рентабельных способов использования рекламного бюджета. Если же ваши клиенты не могут разобраться во всем многообразии мероприятий на рынке, часто соперничающих друг с другом, посоветуйте им обратиться к Общероссийскому рейтингу выставок, который публикуется на сайте Exporating.ru. Этот ресурс был создан выставочным сообществом в помощь бизнесу и является надежным ориентиром в выборе мероприятий для производителей и потребителей выставочных услуг. Рейтинг составлен на основе статистических показателей выставок (площадь, количество посетителей, экспонентов, стран-участниц) и проводится в следующих номинациях: «Выставочная площадь», «Профессиональный интерес», «Международное признание», «Охват рынка».

Выставка, занявшая первое место во всех номинациях, получает наименование «Лучшая выставка России». Между прочим, у «Экспоцентра» таких выставок 13.

«Business Excellence» Октябрь 2019

Рубрика: Персона
Автор(ы): С. Беднов
01.10.2019

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU